Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:49, курсовая работа
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты об ассортименте продукции, его структуре и методике его анализа
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
глава 2. Анализ ассортимента продукции и ее структуры на примере ООО "Север"
2.1 Анализ ассортимента продукции в ООО "Север"
2.2 Анализ структуры продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 2.3 Выполнение плана поставок за месяц
Изделие |
Покупатель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
А |
1 |
1500 |
1900 |
1500 | |
2 |
1800 |
1500 |
- 300 |
1500 | |
3 |
1500 |
1900 |
1500 | ||
Б |
1 |
2600 |
3100 |
- 200 |
2600 |
2 |
2800 |
2600 |
2600 | ||
ИТОГ |
10200 |
11000 |
-500 |
9700 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):
К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (10200 - 500): 10200 = 0,95 или 95 %.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
· изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.
Таблица 2.4 Оценка выполнения плана по ассортименту за 2007 г. (плановые данные - 2006 г.)
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, руб. |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб. | |
план |
факт | |||
А |
83200 |
85000 |
102,2 |
83200 |
Б |
62500 |
56000 |
89,6 |
56000 |
В |
100000 |
120300 |
120,3 |
100000 |
Г |
68800 |
66800 |
97,1 |
66800 |
ИТОГО |
314500 |
328100 |
104,3 |
306000 |
Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3 % (306000 : 314500 * 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Примеры недовыполнения плана
по ассортименту могут быть внешние
(изменение конъюнктуры рынка, спроса
на отдельные виды продукции, несвоевременный
ввод производственных мощностей предприятия
по независимым от него причинам) и
внутренние (недостатки в системе
организации и управления производством,
плохое техническое состояние
2.2 Анализ структуры продукции
Структура продукции –
это соотношение отдельных
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле
,
где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск продукции
при плановой структуре рассчитывается
путем умножения планового
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре
- значит сохранить в фактическом
выпуске продукции
Изменение структуры производства
оказывает большое влияние на
все экономические показатели: объем
выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, себестоимость товарной
продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более
дорогой продукции, то объем ее выпуска
в стоимостном выражении
Таблица2.5 Анализ структуры товарной продукции за 2007 г. (плановые данные - 2006 г.)
Изделие |
Оптовая цена за 1 шт. в руб. |
Объем производства продукции, шт. |
Товарная продукция в ценах плана, руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, руб. | |||
план |
факт |
план |
факт при план структур |
факт | |||
А |
40 |
2080 |
2125 |
83200 |
83584 |
85000 |
+ 1416 |
Б |
20 |
3125 |
2800 |
62500 |
62789 |
56000 |
- 6789 |
В |
50 |
2000 |
2406 |
100000 |
100462 |
120300 |
+ 19838 |
Г |
25 |
2752 |
2672 |
68800 |
69118 |
66800 |
- 2318 |
ИТОГО |
- |
9957 |
10003 |
314500 |
315953 |
328100 |
+ 12147 |
Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:
К вп = 10003 : 9957 = 1,00462
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315953 руб. При фактической структуре он выше на 12147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции, рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.
ВП стр = (Кст - Кн) * ВП пл = (1,04324 - 1,00462) * 314500 = 12146 руб.
При использовании средних цен расчет производится по формуле
,
где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,
VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
Ритмичная работа является
основным условием своевременного выпуска
и реализации продукции. Неритмичность
ухудшает все экономические показатели:
снижается качество продукции; увеличиваются
объем незавершенного производства
и сверхплановые остатки
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных
показателей ритмичности
Таблица 2.6 Анализ структуры товарной продукции за 2007 г.
Квартал |
Выпуск продукции, руб. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэффиц. |
Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, % | ||
план |
факт |
План |
факт | |||
I |
92000 |
100500 |
29,3 |
30,6 |
1,092 |
29,3 |
II |
73200 |
70600 |
23,3 |
21,5 |
0,964 |
21,5 |
III |
83800 |
87000 |
26,6 |
26,5 |
1,038 |
26,5 |
IV |
65500 |
70000 |
20,8 |
21,4 |
1,069 |
20,8 |
За год |
314500 |
328100 |
100 |
100 |
1,043 |
98,1 |
Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня: 29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.
Внутренние причины
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства. Упущенные возможности = 328100 - (100500 * 4) = - 73900 руб.
Информация о работе Анализ ассортимента продукции предприятия