Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:26, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа безубыточности производства.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и практическую значимость анализа безубыточности
предприятия;
- рассмотреть классификацию издержек и процесс формирования прибыли;
- описать порядок расчета и анализа точки безубыточности;
- охарактеризовать методику анализа безубыточности для многономенклатурного производства;
- провести анализ безубыточности ООО
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассчитать точку безубыточности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа безубыточности предприятия 5
1.1. Понятие и практическая значимость анализа безубыточности
предприятия 5
1.2. Классификация издержек и процесс формирования прибыли 6
1.3. Порядок расчета и анализа точки безубыточности 17
1.4. Методика анализа безубыточности для многономенклатурного
производства 22
Глава 2. Анализ безубыточности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Расчет точки безубыточности предприятия 31
Заключение 35
Список литературы
гле - количество реализуемых изделий i-го вида, шт.;
i=1,...,n - номенклатура выпускаемых изделий.
1.4. Анализ
безубыточности для
Особенностью анализа безубыточности для нескольких видов продукции является совмещенность постоянных издержек в составе единого формата безубыточности, как это представлено ниже.
Продукция A Продукция B Всего
Выручка $100,000 100% $300,000 100% $
Минус перем.
издержки 70,000 70% 120,000
Вложенный
доход $30,000 30% $180,000 60%
Минус пост. издержки 141,750
Чистая прибыль $ 68,250
По расчетам получаем:
Общая точка безубыточности = .
С изменением структуры производства и продаж общий относительный вложенный доход и точка безубыточности изменяется.
Продукция A Продукция B Всего
Выручка $300,000 100% $100,000 100% $
Минус перем.
издержки 210,000 70% 40,000
Вложенный доход $90,000 30% $ 60,000 60% 150,000 37.5%
Минус пост. издержки 141,750
Чистая прибыль $ 8,250
Изменяется также точка безубыточности: BEP = .
С помощью этого формата можно анализировать структуру производства и продаж предприятия и добиваться наиболее эффективной, приняв в качестве критерия минимум значения точки безубыточности.
На практике, особенно при большой номенклатуре производства, обычно прибегают к раздельному анализу безубыточности различных видов продукции. Постоянные издержки при этом условно распределяют по видам продукции пропорционально объемам реализации продукции в денежном выражении. Последняя таблица согласно этому приему будет иметь следующий вид:
Продукция A Продукция B
Выручка $300,000 100% $100,000 100%
Минус перем.
издержки 210,000 70% 40,000
Вложенный доход $90,000 30% $ 60,000 60%
Минус пост. издержки $106,312 $35,438
Чистая прибыль ($16,312) $24,562
Из таблицы видно, что при данной структуре производства и продаж, первая продукция является для предприятия убыточной, а суммарная прибыль достигается за счет второго вида продукции .
Глава 2. Анализ безубыточности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Проспект-Ч» является коммерческой организацией. Общество зарегистрировано Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Москвы 07 мая 2000 года за № 668 за основным государственным регистрационным № 1022101137057 и осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом. Общество является юридическим лицом.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место, нахождения Общества.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Проспект-Ч». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «ТД «Проспект-Ч».
Место нахождения и почтовый адрес Общества - Россия, г. Москва, проспект 9-й Пятилетки, д.2/3.
Общество создается в целях расширения рынка товаров и услуг, а также извлечения прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
• торгово-закупочная и посредническая деятельность;
• организация магазинов, торговых точек, кафе, столовых, закусочных;
• закупка и реализация медицинского оборудования и медикаментов;
• приобретение и продажа товаров народного потребления, пищевых продуктов, продукции производственно-технического назначения оптом и в розницу;
• производство и реализация строительных материалов, предметов народного потребления и декоративно-прикладного искусства, переработка
• продукции сельского хозяйства;
• транспортно-экспедиционные и складские услуги, коммерческие перевозки грузов в пределах Российской Федерации и стран СНГ;
• оказание бытовых услуг населению;
• организация и проведение выставок;
• рекламная и издательская деятельность;
• операции с недвижимостью, в том числе связанные с арендой и эксплуатацией жилого и нежилого фонда;
• организация и проведение культурно-массовых мероприятий, благотворительных акций, выставок и других мероприятий;
• иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. Управленческая структура общества представлена на рис 1.
Рис. 1 Структура управления ООО «Торговый дом «Проспект - Ч»
Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» за 2003-2004 гг.
Таблица 5
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» за 2003-2004 гг.
(руб.)
Показатели Годы Отклонение, (+,-) Темп изменения, %
2003 2004
1. Общий
объем товарооборота, 3487590
в том числе
розничного 3487590 5940338
2. Валовой доход торговли без НДС 57831 98348 40517 170,1
в % к товарообороту 1,66 1,65 -0,01
3. Средний размер торговых надбавок, %
29,93
30,96 1,03 103,4
4. Издержки
обращения торговли 567717
в % к товарообороту 16,28 13,22 -3,
5. Прибыль торговли: 0
а) в сумме 12114 25336 13222 в 2 раза
б) в % к товарообороту 0,35 0,46 0,11
6. Среднемесячная
заработная плата одного
7. Товарооборот
на одного человека 232506
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что общий объем товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 2452748 руб. или на 170,3%.
Валовой доход торговли без НДС составил в 2003 году 57831 руб., что на 40517 руб. меньше по сравнению с 2004 годом.
Валовой доход торговли в 2004 году составил 16,63% к товарообороту, а в 2003 году он снизился на 0,01% и составил 1,65%.
Средний размер торговых надбавок увеличился к концу 2004 года на 1,03%. Издержки обращения торговли увеличились в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 217708 руб.
Прибыль торговли в отчетном периоде составила 25336 руб, что на 13222 руб. больше по сравнению с 2003 годом.
Среднемесячная заработная плата одного работника предприятия увеличилась к концу 2004 года на 530 руб. и составила 1846 руб.
Перейдем к анализу динамики финансовых результатов предприятия.
Анализ динамики финансовых результатов
Анализ прибыли начинается с оценки выполнения плана прибыли в целом, по составным частям, изучение динамики прибыли. По данным предприятия ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» (ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках») изучим изменение прибыли за отчетный период в сравнении с предыдущим.
Таблица 6
Оценка финансовых результатов (тыс.р.)
№ п/п Показатели Годы Отклонение (+,-) Темп изменения, %
2003 2004
1 Прибыль от продаж 10134 284111 +273977 в 28 раз
2 Операционные доходы и расходы (сальдо)
4774
103066 +98292 в 22 раза
3 Внереализационные доходы и расходы (сальдо)
8958
- -8958 -
4 Прибыль до налогообложения
3598
181045 +177447 в 50 раз
5 Налог на прибыль 5502 61 -5441 90,2
6 Прибыль от обычной деятельности
9100
180984 +171884 в 20 раз
7 Чрезвычайные доходы и расходы (сальдо)
8 Чистая прибыль 9100 180984 +171884 в 20 раз
Данные таблицы 6 показывают, что чистая прибыль (нераспреде¬ленная) увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом в 20 раз.
Значительное увеличение наблюдает¬ся по прибыли от продаж, которая по сравнению с 2003 годом увеличилась в 28 раз.
Положительное влияние на прибыль оказали операционные доходы. Они возросли на 98292 руб., или в 22 раза. Внереализационные расходы умень¬шились на 8958 руб.
В ходе анализа внереализационных результатов следует изучить в дина¬мике каждый их вид, выяснить причины изменений. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договор¬ной дисциплины. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пени, неустоек, как правило, свидетельствуют о плохой постановке учета. Значительную долю в расходах составляют штрафы за нарушение договоров поставки.
При анализе необходимо выяснить, какие меры принимаются по сокра¬щению и недопущению внереализационных убытков, штрафных санкций. Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес в прибыли до нало¬гообложения составляет прибыль от продаж. В ходе ее анализа необхо¬димо подсчитать влияние факторов на ее изменение. Такими факторами являются:
1) изменение отпускных цен на продукцию;
2) изменение объема продажи продукции;
3) изменение структуры продукции;
4) изменение уровня и структуры затрат.
Финансовые результаты торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Материальные затраты в 2002-2004 гг. постоянно увеличивались с 55,09% до 62,20%. Это увеличение материальных затрат в себестоимости говорит об увеличении прежде всего самой себестоимости и является одной из причин снижения рентабельности продукции.
Расходы на оплату труда – напротив, с каждым годом занимают всё меньший удельный вес в структуре себестоимости – с 22,75% в 2002 г. до 19,47% в 2003 г. и 18,59% в 2004 г. Это отрицательный фактор, который свидетельствует об ухудшении социальной защищенности работников и уменьшении уровня реальной заработной платы.
Отчисления на социальные нужды за период с 2002 по 2004 гг. также снизились с 8,05% до 6,67% в общей сумме затрат на производство. Это подтверждает гипотезу об ухудшении социальной защищенности работников предприятия.
Амортизация основных фондов также снизилась с 3,32% до 2,80% прежде всего вследствие их колоссального накопленного износа – по предприятию средний износ основных средств составляет более 70%.
Наблюдается несоизмеримо большой темп роста затрат на производство в 2004 г. - 1284,598 руб. на 1 руб. товарной продукции. В 2002 г. этот показатель составил 646,174 руб., в 2002 г. - 130,051 руб. Рост фактических затрат произошел в следствие роста себестоимости товарной продукции.
Кроме того, материальные затраты на рубль товарной продукции также к снизились в течение 2002-2004 гг. Этот показатель составил в каждом году 61,701 руб., 65,192 руб. и 59,899 руб. соответственно.
На фоне роста общей суммы затрат на производство это свидетельствует о снижении фактического объема выпуска, а также об удорожании себестоимости продукции.
Остальные элементы себестоимости в расчете на рубль товарной продукции изменялись в 2002-2004 гг. пропорционально динамике материальных затрат на рубль товарной продукции.
Данные факторного анализа прибыли от продаж представлены в табл.7.
Таблица 7
Анализ факторов изменения прибыли от продаж
(тыс.р.)
№ п/п Показатели 2003 г. За 2004 г. на фактически проданную продукцию в 2004 г. 2004 г. Отклонение (+,-)
1 2 3 4
1 Выручка от
продажи продукции (ф.№, стр.010) 3487590 5939365
2 Полная себестоимость
проданной продукции (ф.№2, стр.020+030+040) 2907759
3 Прибыль от продаж (стр.050 ф.№2)
В том числе за счет изменений:
а) объема продажи продукции (стр.3, гр.1х(стр.2 гр.2 : стр.2 гр.1 – 1))
б) структуры продукции (стр.3 гр.2 – стр.3 гр.1 – стр.3а, гр.4)
в) полной себестоимости проданной продукции (стр.2, гр.3 – стр.2 гр.2)
г) отпускных цен на продукцию (стр.1,гр.3 – стр.1, гр.2) 10134 20268 284111
10134 (4347406 : 2907759 – 1)
(20268 – 10134 – 5017)
(4758980 – 4347406)
(5940338 – 5939365) +273977
+5017
+5117
+411574
+973
Данные таблицы 7 показывают, что план прибыли продукции перевыполнен на 273977 руб. что было вызвано в значительной степени изменением структуры продукции и повышением цен на продукцию.
Выручка от продаж увеличилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 2452748 руб.
Себестоимость продукции увеличилась на 1851221 руб.
Увеличение себестоимости продукции снизило прибыль на 411574 руб.
Увеличению прибыли способствовало повышение цен на продукцию в сумме 973 руб.
Эффективность использования потребленных средств характеризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с показателем рентабельности продаж является оценочным при исследовании спроса на продукцию.
Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Проанализируем показатели рентабельности совокупного капитала.
Таблица 8
Показатели рентабельности реализации
ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» за 2003-2004 гг.
Показатели Уровень показателя
Годы Отклонение (+,-) Темп измене-ния, %
2003 2004
1. Объем
товарооборота, руб. 3487590 5940338 2452748
2. Прибыль от торговой деятельности, руб. 12114 284111 271997 в 23 раза
3. Уровень валового дохода, % 16,63 18,25 1,62 109,7
4. Уровень издержек обращения, % 16,28 17,64 1,36 108,3
5. Среднегодовая сумма активов, руб. 486712 473387 -13325 97,2
6. Среднегодовая стоимость ОПФ, руб. 67861 73529 +5668 108,4
7. Среднегодовая
стоимость материальных
237314
316406 +79092 133,3
8. Коэффициент
оборачиваемости капитала 7,17
9. Коэффициент фондоотдачи, руб. (1/6) 51,4 80,8 29,4 157,2
10. Рентабельность реализации, % (2/1)х100%
2,49
4,8 2,31 192,7
11. Коэффициент общей рентабельности ОПФ,% (2/ (6+7)
11,4
15,2 3,8 133,3
12. Коэффициент
оборачиваемости материальных
14,7
18,8 4,1 127,9
Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что объем товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 2452748 руб. или на 170,3%
Прибыль от торговой деятельности также увеличилась на 271997 руб. и составила в 2004 году 284111 руб.
Уровень валового дохода в 2003 году составлял 16,63%, а в 2004 году увеличился и составил 18,25%.
Уровень издержек обращения увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 1,36%.