Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:26, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа безубыточности производства.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и практическую значимость анализа безубыточности
предприятия;
- рассмотреть классификацию издержек и процесс формирования прибыли;
- описать порядок расчета и анализа точки безубыточности;
- охарактеризовать методику анализа безубыточности для многономенклатурного производства;
- провести анализ безубыточности ООО
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассчитать точку безубыточности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа безубыточности предприятия 5
1.1. Понятие и практическая значимость анализа безубыточности
предприятия 5
1.2. Классификация издержек и процесс формирования прибыли 6
1.3. Порядок расчета и анализа точки безубыточности 17
1.4. Методика анализа безубыточности для многономенклатурного
производства 22
Глава 2. Анализ безубыточности ООО «Торговый дом «Проспект-Ч» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Расчет точки безубыточности предприятия 31
Заключение 35
Список литературы
Среднегодовая сумма активов снизилась на 13325 руб. в 2004 году и составила 473387 руб. против 486712 руб. в 2003 году.
Коэффициент оборачиваемости капитала увеличился на 5,33 оборота, т.е. на предприятии стали более эффективно использоваться оборотные средства.
Рентабельность реализации также увеличилась и составила в 2004 году 4,8% против 2,49% в 2003 году.
Таким образом, рентабельность (доходность) реализации составляет 2,49% в 2003 году и 4,8% в 2004 году.
2.2. Расчёт
точки безубыточности
По приведенным ниже данным за два периода нам необходимо сначала вычислить необходимые показатели, проанализировать влияние факторов на уровень безубыточности и оценить изменение запаса финансовой прочности:
Показатель Прошлый период Отчетный период Изменение
Выручка от реализации (ВР), тыс. р. 5780 6734 954
Затраты на реализованную продукцию – всего, 5160 5880 720
в т.ч. – переменные (ПЗ), тыс. р. 3290 3540 250
Количество выпущенной продукции (q), шт. 8500 9100 600
Решение:
1. Определяются
в расчете на единицу
а) средняя цена реализации – прошлый год 5780 : 8500 = 0,68 тыс. р.;
– отчетный год 6734 : 9100 = 0,74 тыс. р.;
б) удельные переменные затраты (V)
- прошлый год 3290 : 8500 = 0,387 тыс. р.;
- отчетный год 3540 : 9100 = 0,389 тыс. р.
2. Сумма постоянных (фиксированных) затрат составит:
- прошлый год 5160 – 3290 = 1870 тыс. р.;
- отчетный год 5880 – 3540 = 2340 тыс. р.
3. Определяется маржинальный доход:
а) по сумме – прошлый год 5780 – 3290 = 2490 тыс. р.;
– отчетный год 6734 – 3540 = 3194 тыс. р.
б) по уровню – прошлый год 2490 : 5780 = 0,431 (43,1%);
– отчетный год 3194 : 6734 = 0,474 (47,4%).
4. Определяется
уровень безубыточности в
а) прошлый год:
в натуральном выражении 1870 : (0,68 – 0,387) = 6382 шт.;
в денежном выражении 1870 : 0,431 = 4338,7 тыс. р.
б) отчетный год:
в натуральном выражении 2340 : (0,74 – 0,389) = 6667 шт.;
в денежном выражении 2340 : 0,474 = 4936,7 тыс. р.
5. Изменение безубыточности в натуральном выражении составило 6667 – 6382 = 285 шт., т.е. положение ухудшилось, т.к. предприятию необходимо продать на 285 единиц продукции больше, чтобы достигнуть порога рентабельности.
6. Расчет влияния факторов на изменение уровня безубыточности:
а) рост постоянных затрат привел
к увеличению объема
Расчет точки безубыточности
Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:
Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
Для расчета точки критического объема реализации в зависимости от затрат при аналитическом исследовании различных вариантов соотношения факторов можно также выполнять расчет, используя формулы:
Nk =Zc /(1 – Zv/N)
где Nк - выручка от реализации в точке безубыточности (порог рентабельности);
N - выручка от реализации в отчетном году.
MD - маржинальный доход = N - Zv - должен быть макси¬мальным, так как это источник покрытия постоянных расходов и образования прибыли;
ЭОР - эффект (сила воздействия) операционного рычага =
Маржинальный доход / Прибыль = (N - Zv)/R - показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения вы¬ручки (эластичность между прибылью и выручкой от продажи);
ЗФП - запас финансовой прочности = N - Nк, т.е. превышение фактической выручки над порогом рентабельности (в рублях или штуках). Это зона безопасной работы организа¬ции.
Используя данные формы № 2 и данные по учету затрат, можно определить выручку в точке безубыточности анализируемой организации.
Таблица 9
Расчет сложившихся за 2004 г. данных о маржинальном доходе, «критическом» объеме продаж, запасе финансовой прочности
Показатель Условное обозначение Отчетный год Предыдущий год Изменение (+,-)
Выручка от продаж N 35437 19293 16144
Условно-переменные расходы Sпер 22643 16103 6539
Условно-постоянные расходы Sпост 7548 5368 2180
Маржинальный доход мд 12795 3190 9605
Доля маржинального дохода в выручке от продаж d 0,361 0,165 0,196
«Критическая» точка безубыточности КТ 20906 32468 -11562
Запас финансовой прочности ЗФП 14531 -13175 27706
% запаса финансовой прочности, (норматив: 60-70%) ЗФП 41,01 -68,29 109,29
Прибыль от продаж р 5246,5 -2178,25 7424,75
Операционный рычаг, коэф. МД/Р 2,44 -1,46 3,90
За рассматриваемый период, величина точки безубыточности сократилась, что является положительным моментом. Так, например, если в 2003 году, чтобы покрыть свои затраты предприятию необходимо было произвести продукции на 32468 тыс. руб.,то в 2004 году на 20906 тыс. руб., т.е. на 11562 тыс. руб. меньше.
Положительным моментом является значительный рост запаса финансовой прочности. В 2004 году его величина составила 41%, хотя данный показатель и не достигает нормативного значения, факт его роста имеет большое значение.
Заключение
Заработать прибыль - значит продать продукции столько, чтобы покрыть все затраты на ее производство и после этого иметь како-то "остаток". Планируя свою прибыль, оптимист задаст вопрос: "Сколько нужно продать, чтобы получить хороший навар?". Пессимист будет более осторожным, интересуясь: "Сколько нужно продать, чтобы не прогореть, чтобы свести концы с концами?". Все эти вопросы сходятся в одной точке - в определении того объема продаж, ниже которого предприятие будет терять деньги, выше которого - зарабатывать. Этот минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, и убытков, получил название точка безубыточности.
Таким образом, в разговоре о точке безубыточности речь идет об объеме продаж, а не о знаке препинания, который в совокупности с другой точкой и запятой дает небезызвестную рожицу кривую. Тем не менее, если эта точка не достигнута, финансовое положение компании с полной уверенностью можно назвать кривым.
Как только достигнута точка безубыточности, можно начинать считать, какую прибыль заработает наше предприятие - свыше этой точки каждая дополнительно проданная единица продукции приносит прибыль. Если же объем продаж не достигает точки безубыточности, можно заняться только одним подсчетом: как долго еще протянет наше предприятие до банкротства (законы экономики неумолимы - убыточные предприятия нежизнеспособны).
Точка безубыточности определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательно условие расчетов - разделение затрат на переменные и постоянные. Напомним, что переменные затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия). Постоянные - не зависят об объемов производства (это затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата).
Цель анализа безубыточности деятельности - установить, что будет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится. Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.
Для расчета точки безубыточности можно использовать 3 метода:
• уравнения;
• маржинального дохода;
• графического изображения.
В курсовой работе были рассмотрены теоретические подходы к определению точки безубыточности и сделаны практические расчеты по ее определению.
Литература
1. Ананьев В.К. Управление предприятиями. Коэффициенты как инструмент финансового анализа, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, 2001 г.
2. Андреев В, К., Степанюк Л. Н., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.: Бухгалтерский учет, 2003.
3. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. / Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я. В. Соколов. М.: - Финансы и статистика, 2002.
4. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. / Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
6. Бланк
И. А. Основы финансового
5. Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. П. С. Безруких. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Бухгалтерский учет», 2003.
6. Ефимова О. В. Финансовый анализ. 4-е изд. перераб. и доп. М: «Бухгалтерский учет», 2003.
7. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. М.: Финансы и статистика, 2003.
9. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Ковалев В. В., Уланов В. А. Курс финансовых вычислений. М.: Финансы и статистика, 1999.
11. Ковалев В.В. Финансы предприятий. – М., ТК Велби, 2003.
14. Ли Ч., Финнерти Дж. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000.
12. Макконелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Республика, 1992.
13. Матвеева В.М. Подходы к анализу деятельности организации, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2000 г.
14. Непомнящий Е. Г. Экономика и управление предприятием.// Конспект лекций. Таганрог:из-во ТРТУ, 1997
15. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1999.
16. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001.
17. Родионов Н. В., Радионова С. П. Основы финансового анализа: Математические методы. Системный подход. СПб.: «Альфа», 2003.
18. Савчук В. П. Учебник "Оценка эффективности инвестиционных проектов".М. , 2001
19. Ситнов А. Финансовый анализ в аудиторской деятельности, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, сентябрь 2002 г.
20. Смирнов В.Л. Конспект лекций. – «Управление финансово-экономическими и налоговыми процессами на предприятии». – М., Экономика, 1999.
21. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2002.
22. Станиславчик Е. Основы инвестиционного анализа. Разработка и мониторинг бизнес-планов, "Финансовая газета", N 27, июль 2003 г.
24. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004.
23. Финансы. Учебник / Под ред. проф. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2001.