Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:51, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особенностей понятия, функционирования, преимуществ и недостатков холдинговых структур.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
формирование, понятие и особенности холдинга;
дать сравнительную характеристику видов холдингов;
Выявить особенности организации холдинговых компаний;
проанализировать формирование и регулирование деятельности холдингов в России:
проанализировать деятельность холдингов на примере предприятия ОАО "Северсталь".
Предмет исследования - холдинги как экономическое образование.
Объект исследования - ОАО "Северсталь".
Введение
1. Формирование, понятие и особенности холдинга
1.1 История возникновения холдингов – стр.3
1.2 Понятие холдинга – стр.6
1.3. Классификация холдингов – стр.8
1.4. Формирование и регулирование деятельности холдингов в России – стр.11
1.5 Преимущества, недостатки холдинга – стр.17
2. Особенности организации холдинговых компаний
2.1 Основные принципы организации холдингов – стр.21
2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур – стр.26
3. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Северсталь» - стр.31
3.2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь» - стр.36
Заключение - стр. 38
Список используемой литературы – стр.41
Оглавление
Введение
2. Особенности организации холдинговых компаний
2.1 Основные принципы организации холдингов – стр.21
2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур – стр.26
3. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Северсталь» - стр.31
3.2. Анализ деятельности предприятия
ОАО «Северсталь» - стр.36 |
Заключение - стр. 38 |
Список используемой литературы – стр.41 |
Введение
В последнее время в России
появилось огромное количество предприятий,
использующих в своих названиях термины
«холдинг» или «холдинговая компания».
Но, зачастую, не многие могут дать определение
этим понятиям.
В отличие от западной модели возникновения
холдинговых компаний, подобные компании
в России создавались как форма разгосударствления
крупных объединений и предприятий и способ
реорганизации несовместимых с рынком
отживших государственных управленческих
структур.
Холдинг-компании — это
акционерные общества, которые путем приобретения
пакета акций, как правило, контрольных,
других компаний и фирм осуществляют по
отношению к ним контрольные, управленческие,
финансово-кредитные и иные функции, гарантируя
при этом их юридическую и оперативно-тактическую
самостоятельность. Холдинговая форма
управления акционерным капиталом позволяет
без прямого слияния различных по сферам
приложения капиталов предприятий и фирм
осуществлять их функциональное взаимодействие
«под одной крышей».
Целью данной работы является анализ особенностей
понятия, функционирования, преимуществ
и недостатков холдинговых структур.
В связи с поставленной в работе целью
необходимо решить ряд задач:
формирование, понятие и особенности
холдинга;
дать сравнительную
Выявить особенности организации холдинговых компаний;
проанализировать формирование и регулирование деятельности холдингов в России:
проанализировать деятельность холдингов на примере предприятия ОАО "Северсталь".
Предмет исследования - холдинги как экономическое образование.
Объект исследования - ОАО "Северсталь".
Структура работы: работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены формирование, понятие и особенности холдинга, во второй главе рассмотрены особенности организации холдинговых компаний, в третьей главе проанализирована деятельность холдингов на примере предприятия ОАО «Северсталь».
Английское слово "Hold", от которого и произошло слово "холдинг", переводится на русский язык как "владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать". Предприятия холдингового типа впервые появились в США в конце XIX века как разновидность компании финансового типа, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Юридическая основа создания холдингов была создана в 1889 г., когда в штате Нью - Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, было разрешено создавать холдинговые компании в указанном выше смысле этого понятия.
Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем из них 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными.
"В настоящее
время практически все
В России холдинги получили свое развитие только в начале 90-х годов ХХ века, несмотря на то, что холдинговые концепции были знакомы науке еще имперской России, а некоторые черты холдингов наблюдались на государственных предприятиях СССР. Как раз к концу ХХ века в России началась реструктуризация и приватизация государственных предприятий, осуществлявшаяся на основании Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991г. Ст. 8 указанного Закона предусматривала возможность создания холдинговых структур. Холдинги могли организовываться на базе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов. Однако определения холдинга не давалось. Определение холдинговой компании закреплено только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года № 1392. Причем указанное положение регламентирует режим холдинговой компании, создаваемой в процессе приватизации предприятия и управляемой государством: "Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно - правовой формы, в состав которого входят контрольные пакеты акций других предприятий". Указанное Положение является единственным нормативным документом, содержащим в себе попытки регулирования деятельности холдинга, однако оно уже не соответствует реалиям нынешней экономики, что свидетельствует о необходимости принятия другого документа, регулирующего создание и деятельность холдингов в России. Попытки принятия такого документа предпринимались: был разработан проект ФЗ "О холдингах" № 99049555-2, однако он был снят с повторного рассмотрения Государственной Думы РФ 07.06.2002г. [3].
Под холдингом
или холдинговой компанией
Холдинг определяется
путем выявления оснований
1. Б обладает большинством голосов в А;
2. Б является участником А и имеет право назначать и увольнять большинство из членов совета директоров А;
3. Б является участником А и осуществляет в соответствии с соглашением с акционерами или участниками А контроль за большинством голосов в А;
4. А является дочерней
компанией какой-либо компании, которая
в свою очередь, является
Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты Г. Гутман и Г. Дугалл: "В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль" [11].
Немецкий ученый Т. Келлер
дает следующее определение
Определение "холдинговой компании" было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", утвердившем Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.[9] Согласно этому Временному положению холдинговая компания рассматривается как предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. (Указ президента РФ №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий.)
Российское законодательство часто не делает смысловых различий между терминами "холдинг" и "холдинговая компания", употребляя в нормативных актах то одно, то другое понятие. Остановимся более подробно на втором определении.
Холдинговая компания – это держательская организация, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В составе такой группировки предприятий основное предприятие (материнская компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий [6].
Различают следующие виды холдинга:
В зависимости от того, какие виды работ и функции выполняет головная компания, различают два вида холдингов:
В настоящее
время все отечественные
По формам производственной интеграции:
В зависимости от формы собственности:
Исходя из типов зависимости:
С точки зрения функций основного общества:
С позиции отраслевой принадлежности:
Информация о работе Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»