Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:51, курсовая работа
Целью данной работы является анализ особенностей понятия, функционирования, преимуществ и недостатков холдинговых структур.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
формирование, понятие и особенности холдинга;
дать сравнительную характеристику видов холдингов;
Выявить особенности организации холдинговых компаний;
проанализировать формирование и регулирование деятельности холдингов в России:
проанализировать деятельность холдингов на примере предприятия ОАО "Северсталь".
Предмет исследования - холдинги как экономическое образование.
Объект исследования - ОАО "Северсталь".
Введение
1. Формирование, понятие и особенности холдинга
1.1 История возникновения холдингов – стр.3
1.2 Понятие холдинга – стр.6
1.3. Классификация холдингов – стр.8
1.4. Формирование и регулирование деятельности холдингов в России – стр.11
1.5 Преимущества, недостатки холдинга – стр.17
2. Особенности организации холдинговых компаний
2.1 Основные принципы организации холдингов – стр.21
2.2 Управленческо - организационные характеристики холдинговых структур – стр.26
3. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»
3.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Северсталь» - стр.31
3.2. Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь» - стр.36
Заключение - стр. 38
Список используемой литературы – стр.41
Рассматривая предприятия и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два вида холдингов:
1. Интегрированный
холдинг, в котором
2. Конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других дочерних фирм. В данный холдинг могут входить и производственные компании, и предприятия общественного питания, и рекламные агентства.
В зависимости от степени взаимного влияния различают также два вида холдингов:
1. Классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании.
2. Перекрестный,
при котором предприятия
Первые холдинговые
компании в России появились принятием
3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации
государственных и
Правовой основой
образования холдинговых
Процесс создания холдингов в России начался примерно в 1989 г. В 90-х годах крупный российский бизнес скупал потенциально привлекательные, но зачастую убыточные и даже лежащие в руинах предприятия. К настоящему моменту этот процесс практически подошел к концу: большинство крупных предприятий находятся в сфере влияния того или иного конгломерата. Однако современные российские холдинги зачастую являются просто совокупностью разнородных активов, контролируемых из одного центра.
В постсоветской России процесс концентрации собственности шел вокруг групп, обладающих значительным экономическим или политико-экономическим влиянием. В период до 1998 г. это были, как правило, группы, образованные успешными банками. После кризиса 1998 г. многие финансовые холдинги исчезли (например, группа Инкомбанка или бизнес СБС-Агро).
Напротив, те группы,
которым удалось
Специфика государственного
управления функционированием холдингов,
определяется, прежде всего, высокой
долей государственной
Непосредственное участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над холдингом [10]:
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высоко интегрированными структурами.
Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных и инвестиционных учреждений.
Основными принципами такого подхода являются:
а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;
б) возможность формирования холдингов путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);
в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность холдингов;
г) введение особого порядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;
д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участников группы.
В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности холдингов должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.
Договорные отношения государства и холдингов, рассмотренные выше, могут рассматриваться как действенный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам механизм контроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам. Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую все стороны организацию мониторинга за деятельностью обоих субъектов и включать те меры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этого мониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, в том числе и предоставленных государственных льгот.
Кроме того, этот механизм позволяет осуществить выборочный, нестандартный подход к каждой отдельной группе. Договор о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте - все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группы не только на законной основе, но и при обоюдном согласии.
Каждый из партнеров заранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будут отслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показатели ориентироваться. Это позволяет как государственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельным субъектам договорных отношений с государством, планомерно строить свою деятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.
«Очевидно, что получение информации непосредственно от заинтересованного субъекта может привести к субъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи с этим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимые аудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, и непосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителей государственной администрации в составе управляющих органов группы. На основании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции на деятельность холдингов [12]:
1.5. Преимущества, недостатки холдинга
Почему в
последнее время холдинговая
модель организации бизнеса
Эффект объединения
хозяйственных обществ в
- реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
- минимизацией
для участников объединения в
сравнении с обособленными
- возможностью
производства
Информация о работе Анализ деятельности предприятия ОАО «Северсталь»