Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа
Мы живем в век развития информационных технологий, и именно книготорговая отрасль является ярким тому примером. Но, не смотря на то, что сейчас мы можем найти любое интересующее нас произведение в электронном варианте, книжный бизнес продолжает существовать и держаться на плаву, вот почему анализ торгового предприятия данного направления вызвал мой интерес. Темой моей работы явился анализ деятельности предприятия и пути ее оптимизации. Именно от результатов глубокого анализа экономических показателей и используемых на предприятии подсистем АСОИ во многом зависит успех функционирования самого предприятия на рынке труда, его рентабельность и конкурентоспособность, поэтому данная тема является одной из самых актуальных для любой организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
1.ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИ
Характеристика предприятия .Правовой статус и организационная структура управления предприятием…………………................................................................6
Характеристика товаров и оказываемых услуг………………………………………………………………………....................9
Макросреда предприятия…………………….………………………………………10
Микросреда предприятия…………………………………………………………….12
Анализ ресурсов предприятия
Основные средства предприятия…………………………………………………….19
Оборотные средства предприятия…………………………………………………...24
Характеристика трудовых ресурсов предприятия………………………………….28
Организация оплаты труда на предприятии………………………………………...33
Менеджмент и маркетинг на предприятии………………………….........................35
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Динамика основных экономических показателей……………………………………...44
2.2.Анализ финансового состояния…………………………………………………………..45
2.3. Анализ затрат прибыли и рентабельности……………………………………………..63
2.4. Предложения по оптимизации работы предприятия…………………………………..69
3. АСОИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1.Цель и актуальность создания АСОИ на предприятиях торговли………………….…75
3.2. Анализ Информационных потоков на ООО «Буква – Иж 1»………………………….77
3.3.Анализ Функциональной и обеспечивающей части АСУ ООО «Буква – Иж1»……………………………………………………………………………........................80
3.4. Постановка задачи………………………………………………………………………..87
3.4. Экономическая эффективность………………………………………………………….95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….99
Приложение 1 Бланк наблюдений…………………………………………...……………...102
Приложение 2 Обобщенные результаты анкетирования………………………………….103
Приложение 3. График продвижения……………………………………………………….106
Общество осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами; розничная торговля играми и игрушками; предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества; оптовая торговля играми и игрушками; оптовая торговля книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами; розничная торговля вне магазинов; розничная торговля по заказам; розничная торговля в палатках и на рынках; издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в т.ч. для слепых; издание журналов и периодических публикаций; издание звукозаписей;
Ассортимент книжных магазинов «Буква» очень велик. Общий перечень продукции насчитывает более 80 тысяч наименований продукции: русская и зарубежная классика, современная проза, детективы и остросюжетная литература, сентиментальная проза, фантастика и фэнтези, детская литература, пособия и учебники, энциклопедии, справочники и словари, научно-популярные издания, издания для досуга, книги по искусству, подарочные альбомы, аудиокниги, атласы и карты, канцтовары, игры, игрушки. В книжных магазинах «Буква» вниманию покупателей предлагаются книги всех жанров и направлений, соответствующие интересам читателей разных возрастов. Постоянно на прилавках появляются книжные новинки, книги молодых талантов. Большой популярностью пользуются книги звезд шоу-бизнеса, политики, спорта.
Посетителям магазина предлагается также литература разных областей знаний: искусство, культура, филология, компьютеры, интернет, наука, техника, медицина, путешествия, спорт, хобби, религия, оккультизм, эзотерика, экономическая литература. Большой выбор учебной и детской литературы - произведения любимых российских и зарубежных детских писателей разных жанров, познавательная, обучающая, развивающая литература. Для детей также в магазинах «Буква» настольные игры, пазлы и пр. Любителям аудиокниг предлагаются вниманию электронные книги на любой вкус, серии «Бестселлер», «Зарубежная фантастика», «Познай себя».
Вложенное старание в развитие книготорговой сети восполняется достаточно хорошими экономическими показателями, которые далее будут рассмотрены более подробно.
1.3. Макросреда предприятия
В этом разделе я рассмотрю влияние факторов макросреды: ( НТП, политическое, экономическое и географическое влияние на книжный магазин и рынок в целом) и микросреды (изучение поставщиков, анализ конкурентоспособности и сегментация потребителей предприятия) на функционирование организации:
Влияние экономических факторов весьма неоднозначно. Российская экономика - уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что с одной стороны она основана на экспорте ресурсов и товаров низкого предела, а с другой Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, военно - промышленный комплекс (ВПК). Исходя из этого, с одной стороны мы видим положительное влияние: учитывая высокую неравномерность развития, молодые отрасли могут рассчитывать на поддержку других более крупных, сформировавшихся отраслей, а с другой отрицательное: высокая неравномерность развития отраслей и регионов в целом, что не может гарантировать дальнейшего стабильного развития той или иной отрасли, особенно тех, которые заняли свою нишу совсем недавно. Также двоякое влияние на книжный рынок оказывают вопросы валютного курса: В России официальный курс рубля устанавливается Центральным Банком РФ. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990 г. - 18%). Это примерно соответствует показателям развитых стран. Здесь отрицательно сказывается продолжающаяся инфляция, в значительной степени обусловливающая рост цен на непродовольственные и, в особенности, на продовольственные товары. Положительно же это влияние можно расценить с позиции существования потенциальных возможностей для развития инфраструктуры как оптового, так и розничного звена книгораспрстранения.
Политическое влияние: В Удмуртской Республике нет слишком жесткого контроля за предпринимательской деятельностью, что позволяет молодым организациям успешно находить свою нишу. Так же это касается и региональных представителей – они могут открывать точки продаж в республике, не имея при этом серьезных проблем, учитывая, что большая часть населения обычно хорошо принимает представителей «со стороны», особенно если это Москва, Санкт-Петербург, поэтому «Буква – Иж 1», как и весь книготорговый бизнес не испытывает на себе жесткого политического давления.
Географическое влияние: Магазины находятся на территории всей страны. Основное производство книг расположено в Москве. Рассматриваемый магазин в г. Ижевск. На эту ситуацию также можно посмотреть двояко. С положительной стороны – это приток инвестиций и свободная доступность перевоза книг из столицы в удаленные города. Негативным же здесь является следующее: Удмуртская республика удалена от Москвы, следовательно все результаты маркетинговых исследований переносятся на г.Ижевск автоматически – не всегда эффективны применяемые маркетинговые инструменты, не учитывающие региональной специфики.
Что касается НТП, техника не стоит на месте, а постоянно развивается, что с одной стороны расширяет диапазон предоставляемых услуг, в т.ч. и книгопечатания, но с другой стороны неизбежно вытесняет книжный рынок появившейся литературой в электронном варианте.
1.4. Микросреда предприятия
Анализ микросреды следует начать со знакомства с поставщиками и используемыми каналами сбыта: Данное предприятие использует непрямой сбыт через розничную точку продажи, поставляя продукцию в магазины при помощи транспортной компании, сотрудничество с которой ведется на протяжении долгих лет. ( Изготовитель -à Розничная т-à Потребитель). На данный момент «Буква – Иж 1» имеет двух поставщиков: «Логистик - центр» (г. Москва) и «Питер - паблишинг» (г. Екатеринбург), с которыми у предприятия заключен договор – комиссии. Порядок его заключения следующий: Буква выступает, как комиссионер. Поставщики присылают нам бланки договоров, мы ознакомляемся, заполняем их со своей стороны, заверяя подписью и печатью, и отправляем обратно в Москву и Екатеринбург оба экземпляра каждого договора. Поставщики перепроверяют, заверяют и высылают обратно наши экземпляры на хранение. Условия нашего сотрудничество следующие: мы получаем товар, сколько продали – за столько и платим поставщикам, на остальное по истечению обусловленного временного промежутка мы делаем списание и высылаем обратно поставщикам.
Мною была проведена сегментация потребителей, выявление их предпочтений.
Изначально следует сказать, что магазин «Буква» рассчитан на широкую аудиторию от дошкольного возраста (развивающая и художественная литература) до пенсионеров (романы, детективы) – от 3 до 75 лет. Для выявления же основной целевой аудитории магазина и сегментации потребителей мною были применены такие инструменты маркетингового исследования, как наблюдение и массовый опрос (анкетирование). Опрос, в свою очередь, также дал мне информацию о конкурентоспособности магазина «Буква» в рамках Удмуртской республики.
Цель наблюдения: наблюдение за потребительским потоком (характеристика посетителя, определение возможной причины посещения именно книжного магазина, характеристики покупателя и покупки (например, соотношение возраста покупателя и жанра покупаемой литературы), поведение покупателей/посетителей в месте продажи (стеллажи с какой литературой сразу привлекают внимание, около каких книг посетители задерживаются и т.п.).
Наблюдение проводилось мною за 100 объектами.
Для удобства анализа полученных данных все наблюдаемые объекты были разделены по сумме покупки.
Результаты наблюдения сведены в бланк наблюдений ( Приложение 1).
По данным бланка наблюдения можно сделать следующие выводы:
Рис. 2 Сегментация потребителей по ценовому фактору
Рис.3 Сегментация потребителей по жанровой заинтересованности
Для удобства представлю результаты данной сегментации потребителей также в табличной форме:
Таблица 1 Сегментация потребителей по жанровой заинтересованности
Литературный жанр |
Кол – во человек, купивших книгу |
Классика |
5 |
Медицина |
5 |
Фантастика |
3 |
Учебная литература |
17 |
Детективы |
10 |
Проза |
13 |
Кулинария |
5 |
Энциклопедии, путеводители |
6 |
Рукоделие |
2 |
Юмор, тосты, песенники |
1 |
Искусство |
3 |
История |
2 |
Таким образом, наблюдение выявило, что основной сегмент потребителей данного магазина – женщины в возрасте от 18 до 45, готовые оставить в магазине за одну покупку 300 и выше рублей, в большинстве своем за учебную, детскую литературу и прозу.
Цель массового опроса: сегментирование потребителей по их предпочтениям и возрастной категории и, как следствие, анализ правильности и целесообразности сформированного ассортимента, а также оценка конкурентоспособности предприятия на рынке, по мнению покупателей, – знакомство, в целом, с поведением потребителей.
Источник информации: люди в возрастной категории от 18 до 60, каждый пятый покупатель магазина «Буква». Тип опроса: массовый стандартизированный устный. Анализ полученных данных: описательный метод – расчет процента.
Обобщенные результаты анкетирования приведены в Приложении 2.
Проанализировав анкету, мы видим, что в опросе преимущественно приняли участие женщины, основной возраст – 25 – 55 лет. Также, мы наблюдаем, что ассортиментными сегментами, пользующимися наибольшим спросом, являются опять же детская литература и детективы, следовательно, именно на эту часть книжной продукции нужно делать ставку при формировании ассортимента.
Помимо этого, была выявлена недостаточность обучающей литературы на стеллажах магазина
Изучая желания потребителей, было замечено, что при выборе книг, они отдают предпочтение приемлемой цене и интересному оформлению. Большинство наших покупателей делают выбор в пользу классической формы книги, нежели аудио. Следовательно, не целесообразно завозить второе в большом количестве. Также наши покупатели с существенным вниманием относятся к скидкам. (60 % опрашиваемых ответили, что однозначно посетят магазин в период распродаж.) Из недостатков магазина, большая часть покупателей назвала неблагоприятные условия (25%) и высокие цены ( 55%).
Половина опрашиваемых в вопросе актуальны ли в наше время книжные магазины, либо ответили «Да», либо затруднились ответить и только половина сказали – нет. А это означает, книжной продукции все еще есть для кого существовать.
Большая доля опрашиваемых оценили уровень конкурентоспособности предприятия, как выше (38%) или на таком же уровне, что «Инвис» и «Свиток» и только (12%) сказали – ниже. Для выявления причин подобных результатов, я провела анализ конкурентоспособности предприятия с учетом территориальных границ – УР:
Показатели конкурентноспособности
А) Доля предпрятия на рынке
Рассчитывается доля экземпляров книжной продукции, выпущенной издательством АСТ ( основное издательство Буквы)
Даб(абсолютная доля предприятия на рынке)
= Сбыт предприятия/Сбыт всего рынка*100%
Информация о работе Анализ деятельности предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации