Анализ деятельности предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в век развития информационных технологий, и именно книготорговая отрасль является ярким тому примером. Но, не смотря на то, что сейчас мы можем найти любое интересующее нас произведение в электронном варианте, книжный бизнес продолжает существовать и держаться на плаву, вот почему анализ торгового предприятия данного направления вызвал мой интерес. Темой моей работы явился анализ деятельности предприятия и пути ее оптимизации. Именно от результатов глубокого анализа экономических показателей и используемых на предприятии подсистем АСОИ во многом зависит успех функционирования самого предприятия на рынке труда, его рентабельность и конкурентоспособность, поэтому данная тема является одной из самых актуальных для любой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
1.ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИ
Характеристика предприятия .Правовой статус и организационная структура управления предприятием…………………................................................................6
Характеристика товаров и оказываемых услуг………………………………………………………………………....................9
Макросреда предприятия…………………….………………………………………10
Микросреда предприятия…………………………………………………………….12
Анализ ресурсов предприятия
Основные средства предприятия…………………………………………………….19
Оборотные средства предприятия…………………………………………………...24
Характеристика трудовых ресурсов предприятия………………………………….28
Организация оплаты труда на предприятии………………………………………...33
Менеджмент и маркетинг на предприятии………………………….........................35
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Динамика основных экономических показателей……………………………………...44
2.2.Анализ финансового состояния…………………………………………………………..45
2.3. Анализ затрат прибыли и рентабельности……………………………………………..63
2.4. Предложения по оптимизации работы предприятия…………………………………..69
3. АСОИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1.Цель и актуальность создания АСОИ на предприятиях торговли………………….…75
3.2. Анализ Информационных потоков на ООО «Буква – Иж 1»………………………….77
3.3.Анализ Функциональной и обеспечивающей части АСУ ООО «Буква – Иж1»……………………………………………………………………………........................80
3.4. Постановка задачи………………………………………………………………………..87
3.4. Экономическая эффективность………………………………………………………….95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….99
Приложение 1 Бланк наблюдений…………………………………………...……………...102
Приложение 2 Обобщенные результаты анкетирования………………………………….103
Приложение 3. График продвижения……………………………………………………….106

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности книжного предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

 

На основании  данных таблицы 4 мы сразу видим, что в динамике цифры оборотных средств растут. Также можно сделать следующие выводы о состоянии оборотных средств предприятия:

- Наибольшую долю в  структуре оборотных активов  составляют запасы. Доля запасов росла с каждым годом, так как магазин развивался, расширял спектр оказываемых услуг, методы обслуживания, внедрял прогрессивные технологии.

- В целом объём оборотных  средств  в 2011 году по сравнению с 2009 увеличился на 14.084 т.р., или на 66,03 %, а по сравнению с 2010- увеличился на 4283 т.р. (13,76%), за счёт увеличения величины всех показателей.

 

Показатели эффективности  использования оборотных средств:

(анализ проводится  за 2010 и 2011 гг..)

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за период, или количество выручки, приходящейся на 1 рубль оборотных средств.

Коб=Q/Sоб.ср., где                                                                                   (5)

Q- выручка, руб (значение берётся из отчёта о прибылях и убытках)

Sоб.ср.- среднегодовая величина оборотных средств, руб

Среднегодовая величина оборотных средств Sоб.ср. находится по следующей формуле:

Sоб.ср.= (Sоб.н. + Sоб.к.)/2, где                                                             (6)

Sоб.н.- стоимость оборотных средств на начало периода

Sоб.к.- стоимость оборотных средств на конец периода

Расчёт коэффициента оборачиваемости оборотных средств  Коб в 2010 году:

Sоб.ср.=(21331т.р.+31132т.р.)/2=26231 т.р.

Коб=111755/26231=4,26

Расчёт коэффициента оборачиваемости оборотных средств  Коб в 2011 году:

Sоб.ср.= (31132т.р.+35415т.р.)/2=33273 т.р.

Коб=143968/33273=4,32

  1. Коэффициент загрузки оборотного капитала Кз.

Показывает величину оборотного капитала, приходящегося  на 1 рубль реализованной продукции. Величина, обратная коэффициенту оборачиваемости.

Кз=1/Коб                                                                                                    (7)

Коэффициент загрузки Кз в 2010 году :

Кз=1/4,26=0,23

Коффициент загрузки Кз в 2011 году:

Кз=1/4,32=0,22

  1. Продолжительность одного оборота оборотного капитала Тоб.

Позволяет судить о том, в  течение какого времени оборотный  капитал походит все стадии в  кругообороте.

Тоб=Дк/Коб, где                                                                                       (8)

Дк-количество календарных  дней в периоде

2010 год:

Тоб= 365/4,26=85 дня

2011 год:

Тоб=365/4,32=83 дней

Значения показателей  эффективности использования оборотных  средств представлены в таблице 6.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 Показатели эффективности использования оборотных средств

Показатели

2010

2011

Изменения

Темп прироста, %

Коффициент оборачиваемости, Коб

4,26

4,32

0,04

1,4

Коэффициент загрузки, Кз

0,23

0,22

-0,01

-4,3

Продолжительность  одного оборота, Тоб

85

83

-2

-2,4


 

Исходя из данных таблицы 6 можно сделать следующие выводы:

  1. В 2011 году увеличился Коб, то есть на 1 рубль оборотных средств на 0,04 рублей стало больше выручки, или на 1,4%. Это положительное явление.
  2. Продолжительность одного оборота сократилась, что свидетельствует о высвобождении средств из оборота. Данную экономию можно рассчитать:

+-Э=Q2/Коб2-Q2/Коб1

Э=143968/4,32-143968/4,26=33325,9-33795,3=-469,4 т.р.

За счёт изменения  длительности оборота имеет место  экономия оборотных средств.

 

 

 

 

 

 

1.5.3.Характеристика трудовых ресурсов предприятия

   Основные трудовые  ресурсы сети «Буква» - это преимущественно молодежь. Списочная численность персонала - численность постоянных, сезонных, временных и других работников, состоящих в списках организации. В списочную численность включаются фактически работающие и отсутствующие на работе по разным причинам, но не расторгнувшие с организацией трудовых отношений. На данный момент она составляет 10 человек. Из них: основной состав – это продавцы ( на сегодняшний день: 2 старших, 4 продавца – кассира/ консультанта), непосредственно занятые доведением товара до потребителя, вспомогательный состав – уборщица, выполняющая работы по обслуживанию основного производства и способствующая его эффективному осуществлению. Руководители – это высший организационный уровень, наиболее малочисленный в системе управления предприятием, компанией. В данном случае, к нему относятся администратор и директор всей сети «Буква» по Удмуртии. Специалистами считаются люди, имеющие профессию, требующую высокого уровня образования и квалификации. В рамках изучаемого мною предприятия – это бухгалтер.

   Количественную и качественную характеристика трудового потенциала предприятия ООО «Буква – Иж 1» на 2011 год, в рамках филиала на Горького, 78 я проводила в несколько этапов:

  1. Анализ структуры численности промышленно - производственного персонала (ЧПП)

 

 

 

Таблица 7 Структура ЧПП

Категории ППП

2010

2011

Отклонение

Темп роста,

%

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

Среднесписочная численность  всего:

9

100

10

100

1

100

111,1

в том числе:

 

Основной состав

5

55,6

6

60

1

100

120

Вспомогательный состав

1

11,1

1

10

0

0

100

Руководители

2

22,2

2

20

0

0

100

Специалисты

1

11,1

1

10

0

0

100


 

     Из таблицы видно, что среднесписочная численность персонала в магазине ООО «Буква – Иж 1» в 2011 г. увеличилась на 1 человека по сравнению с 2010 г, и составила 10 человек. А именно, увеличилось количество  основных работников на 1 человека и составило 6 человек. К основному составу относятся продавцы, как упоминалось выше, их количество зависит от торговой площади, широты ассортимента и выручки. В данном случае увеличение основного состава объясняется как раз таки увеличением продаж магазина, а следовательно, выручки предприятия.

 

 2. Анализ качественных характеристик персонала 

 

мужчины

1

10%

женщины

9

90%


 


 

 

 

 

 

 

 

 

    Рис. 4 Распределение работников по половому признаку

 

   Как видно из рисунка, большая часть работников женского пола, лишь один из продавцов представитель мужского пола. Это объясняется двумя причинами: во первых, давно доказано, что книгами в целом больше интересуются девушки, вот почему именно их привлекает работа  в данной отрасли, во вторых, большинство выпускников филологического и факультета русского языка и литературы также женского пола.

 

18 – 20 лет

4

40%

20 – 30

лет

3

30%

31 – 50

лет

3

30%


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5 Распределение работников по возрастному признаку

 

   Итак, в диапазон от 18 до 20 в основном попадают продавцы кассиры и продавцы – консультанты, т.к. предприятие практикует сотрудничество со студентами, как очного, так и заочного отделения, применительно к этим должностям. 20 – 30 – составляют старшие продавцы и администратор магазина. В промежуток 31 – 50 попадают бухгалтер, директор сети по Удмуртии и вспомогательный персонал, а именно уборщица.

 

Высшее образование

4

40%

Незаконченное высшее

6

60%



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Распределение работников по уровню образования

 

   Политикой предприятия  преимущественно является работа  с людьми, имеющими высшее образование,  для руководящих должностей и,  как было указано выше, допускается  незаконченное высшее образование, ввиду работы со студентами, для основного персонала. Именно основной персонал составляет большую часть штата магазина, поэтому, как мы видим из схемы, перевес падает в сторону работников с незаконченным высшим образованием, доля которых составляет  60 % от ССЧ работников.

  На данном этапе развития организации, нормирование и учет численности персонала магазина  предполагает постоянное поддержание в штате 9 работников и 1 уборщицы, не планируя создания дополнительных рабочих мест, т.к. данный магазин не нуждается в большем количестве сотрудников. Наем и отбор продавцов производится путем анализа администратором анкет людей, желающих занять эту должность. После чего, администратор назначает собеседование заинтересовавшим его личностям. По результатам собеседования осуществляется прием на работу. Возможен карьерный рост: работнику, проработавшему больше года, предлагается занять место старшего продавца. Работник, показывающий себя с лучших сторон в течение длительного времени имеет прямые шансы занять место администратора, когда на него появится вакансия.

    Надо сказать, что  в данном магазине имеет место текучесть кадров по ряду причин, как то не достаточно высокая заработная плата, особенно у продавцов, отсутствие возможности реализовать себя, свои амбиции  путем достойного карьерного роста, полное отсутствие системы мотивации и каких – либо поощрений – премирования. Именно поэтому, большая часть продавцов – это студенты, которые согласны работать уже только ради  ежемесячного фиксированного объема зарплаты в качестве приработка до момента получения диплома.  

 

     Коэффициент текучести кадров - отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период. Определю коэффициент текучести кадров за 2011 год.

К текучести кадров = ЧУ/ЧПП,                                                                       (9)

где ЧУ – численность уволившихся

К текучести кадров =  17/10 = 1,7

        Текучесть кадров сама по себе не является положительным явлением, т.к. сказывается на производительности труда не только тех работников, которые намерены уходить, но и тех, которые продолжают работать, то есть на жизни всей организации и  мешает создавать эффективно работающую команду, отрицательно влияет на корпоративную культуру организации. Но, что же касается Буквы – Иж 1, поводов для тревоги не обнаружено: Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

 

1.6. Организация оплаты труда на предприятии

 

   В ООО « Буква  – Иж1» действует  простая повременная система оплаты труда для продавцов и повременно – премиальная с фиксированным окладом для администратора, бухгалтера и директора.

    Продавцам заработная плата начисляется по следующему принципу:

    ЗП = ТС * Тф, :                                                                                               (10)

 где, ЗП – размер заработной платы

       ТС – тарифная ставка/ час

         Тф – фактически отработанное время.

  Система поощрений и премирования на предприятии Буква для продавцов сводится к нулю.

     ТС для продавцов,  работающих первые полгода составляет 36, 36 руб/час, затем она повышается  до 40 рублей/ час и фиксируется на этом уровне.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия ООО «Буква – Иж 1». Пути оптимизации