Анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель КП - привитие студентам навыков самостоятельного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценки эффективности его работы в условиях рыночной экономики, углубление теоретических знаний по дисциплине.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание финансового анализа……………………………………………5
1.1 Сущность анализа финансового анализа и его задачи…………………..5
1.2 Классификация методов и приёмов финансового анализа ………..……6
1.3 Информационная база финансового анализа………………………….…7
1.4 Основные подходы к финансовому анализу……………………..………8
2. Анализ финансового состояния предприятия………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Экон и фин анализ.docx

— 84.08 Кб (Скачать файл)

 

 

  Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

 

Институт Экономики отраслей, бизнеса

и администрирования

 

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

 

 

              Курсовая работа 

 

 

по предмету: Экономический и финансовый

                        анализ

на тему: Анализ финансово-хозяйственной

               деятельности на предприятии

 

 

 

 

Выполнил:

студент: 23 ЭЗ – 402 группы

Манакова Е. В.

Проверил:

Преподаватель: к.э.н., доцент

Сорокин Д. А. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Челябинск 

                                                  2014

       

 

                       Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Содержание  финансового анализа……………………………………………5

    1.1 Сущность анализа финансового анализа и его задачи…………………..5

    1.2 Классификация методов и приёмов финансового анализа ………..……6

    1.3 Информационная база финансового анализа………………………….…7

    1.4 Основные подходы к финансовому анализу……………………..………8

2. Анализ  финансового состояния предприятия………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….32

Список используемой литературы……………………………………………..34

 

                                   Введение

 

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам.

Условия рыночной экономики требуют от руководителей и специалистов предприятий обоснованного принятия решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (далее АДФХД) предшествует управленческим решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их.

Эффективность принимаемых управленческих решений зависит от качества проведенного анализа. Качество же самого анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лиц, осуществляющих аналитические процедуры.

Цель КП - привитие студентам навыков самостоятельного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и оценки эффективности его работы в условиях рыночной экономики, углубление теоретических знаний по дисциплине.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

  • предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
  • характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
  • характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;
  • оценка финансовой устойчивости;
  • расчет коэффициентов ликвидности;
  • анализ прибыли и рентабельности;

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность МУП «Курганэнерго» за 2013 год, а именно:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД)

Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие «Курганэнерго». Предмет анализа - финансовые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.

 

  1. Содержание финансового анализа

 

1.1 Сущность анализа  финансового анализа и его  задачи

 

Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

  • определение финансового положения;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций финансового состояния.

Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.

 

1.2 Классификация методов и приёмов финансового

        анализа

 

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди можно выделить основные:

Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. Основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям фирмы, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными.

 

1.3 Информационная база финансового анализа

 

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

  • Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.
  • Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
  • Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
  • Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
  • Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
  • Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

Пользователи информации различны, цели их конкуренты, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами, однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры.

 

1.4 Основные подходы  к финансовому анализу

 

Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

  • экспресс-анализ финансового состояния,
  • детализированный анализ финансового состояния.

 

Экспресс-анализ финансового состояния.

Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (таблица 1).

                 Детализированный анализ финансового состояния.

Его цель - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

В.В. Ковалев предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

1.Предварительный обзор экономического  и финансового положения субъекта  хозяйствования.

  • Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
  • Выявление «больных статей отчетности.

2. Оценка и анализ экономического  потенциала субъекта хозяйствования.

  • Оценка имущественного положения.
  • Построение аналитического баланса-нетто.
  • Вертикальный анализ баланса.
  • Горизонтальный анализ баланса.
  • Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
  • Оценка финансового положения.
  • Оценка ликвидности.
  • Оценка финансовой устойчивости.

3.Оценка и анализ результативности  финансово-хозяйственной деятельности  субъекта хозяйствования.

  • Оценка основной деятельности.
  • Анализ рентабельности.
  • Оценка положения на рынке ценных бумаг.

Рассмотрим далее методику анализа финансового состояния, предлагаемую И.Т. Балабановым в его книге «Основы финансового менеджмента».

Движение любых ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Характеристику финансового состояния И.Т. Балабанов предлагает провести по следующей схеме:

  • анализ доходности (рентабельности);
  • анализ финансовой устойчивости;
  • анализ кредитоспособности;
  • анализ использования капитала;
  • анализ уровня самофинансирования;
  • анализ валютной самоокупаемости.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.

Относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии