Анализ финансовой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики проведения финансового состояния предприятия, проведение анализа финансового состояния предприятия ОАО «Альянс», выявление недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и разработка рекомендаций по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую оценку динамики и структуры средств и источников их формирования
проанализировать: платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость и деловую активность предприятия
дать рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния,курс,ТРИА.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  
с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике  
и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Проведем анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Альянс» (таблица 2):

 

Таблица 2 - Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли  
на ООО «Альянс» за 2011 гг.

Состав балансовой прибыли

2008 г.

2009 г.

Факт/

План, прирост,%

сумма, тыс. руб.

Струк-тура, %

План

Факт

сумма, тыс. руб.

Струк-тура, %

сумма тыс. руб.

Струк-тура, %

Прибыль от реализации продукции (За вычетом расходов)

4 218

137%

6500

125%

6 990

119%

7,54%

Прибыль от прочей реализации

-954

-30,93%

-950

-18,27%

-777

-13,28%

-18,21%

Внереализационные финансовые результаты

0

0

0

0

0

0

0,00%

Налоги

-180

-5,84%

-350

-6,73%

-362

-6,19%

3,43%

Прибыль

3084

100,00%

5200

100,00%

5851

100,00%

12,52%


 

Как показывают данные таблицы 2, план по прибыли перевыполнен на 12,52 %. Темп ее прироста к прошлому году составил 19,92%. Наибольшую долю в прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (92,51 %). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2011 г. составил 0 %.

Удельный вес прибыли  от реализации продукции в общей  сумме балансовой прибыли в 2011 г. по сравнению с 2011 г. упал на 18% (92,51 –89,17).

 Как видим, основную  часть прибыли предприятие получает  от реализации продукции и  услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VРП);
  • структуры продукции (УДi);
  • себестоимости продукции (Ci);
  • уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Проведем анализ влияния  вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в таблице 3.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно  выполнить способом цепных подстановок.

Таблица 3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2011 г., тыс. руб.

Показатель

2011год план

2011 год факт

Абс.откл.(+,-)

Темп роста, %

Объем реализованной  продукции, л (VРП)

1 600 000

1 610 854

10854

0,68%

Выручка от реализации продукции  за вычетом НДС и других отчислений от выручки (ВР)

42000

43553

1553

3,70%

Средняя цена л, тыс. руб.

0,02625

0,02704

0,000787

3,00%

Себестоимость реализованной продукции (ПС)

17000

17383

383

2,25%


Продолжение Таблицы 3

Средняя себестоимость  л, тыс. руб.

0,01063

0,01079

0,0001662

1,56%

Прибыль от реализации продукции (валовой доход) (П)

25000,00

26170,00

1170

4,68%


 

Как видно из таблицы 3, план по сумме прибыли от реализации продукции в 2010 году предприятие  перевыполнило на 1170 тыс. руб.(26170 -2500), или на 4,68%.

Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

%РП =  ∑ VРПф / ∑ VРПпл = 1,0068

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма  прибыли должна была бы увеличиться на 0,68% и составить 25170 тыс. руб.(25000 * 100,68%).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом  объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

По данным табл. 3 можно  установить, как изменилась сумма  прибыли за счет каждого фактора.

Таблица 4 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

 

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Пока-затель

Объем реализации, л

Себестои-мость, тыс. руб.

Цена 1 л, тыс. руб.

План

1 600 000

0,01063

0,02625

Вп-Сп

= 25 000

Усл1

1 610 854

0,01063

0,02625

Ппл*Крп

= 25 162

Усл2

1 610 854

0,01079

0,02625

Вусл-Сусл

= 24 904

Факт

1 610 854

0,01079

0,02704

Вф- Сф

= 26 176


 

Следует отметить, что  на изменение уровня фактической  прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияли три фактора: объем реализованной продукции, себестоимость единицы продукции и усредненная цена. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. ассортимент не делится на группы.

1. Изменение прибыли  за счет изменения объема реализации:

DПvрп = Пусл1 – Ппл = 25162-25000 = 160 тыс. руб.

2. Изменение прибыли  за счет изменения себестоимости  единицы продукции:

DПс = Пусл2 – Пусл1 = 24904-25162= -260 тыс. руб.

3. Изменение прибыли за счет изменения цены:

DПц =Пф – Пусл2 = 26176 – 24904 = 1270 тыс. руб.

4. Суммарное изменение прибыли: 

DП = Пфакт – Ппл = 26170-25000 = 1170 тыс. руб.

Этот же результат  получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов   160-260+1270= 1170 тыс. руб.

Анализ показывает, что  план прибыли был перевыполнен главным  образом за счет изменения цены (увеличение составило 1270 тыс. руб.).

Показатели рентабельности ООО «Альянс» приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели рентабельности

 ООО «Альянс» за 2010 г. и 2011 г. (поквартально)

Наименование  показателя

Поквартальные данные 

Среднее значение за квартал

4 кв. 2010

1 кв. 2011

2 кв. 2011

3 кв. 2011

4 кв. 2011

Рентабельность продаж

18,21%

23,17%

13,73%

13,35%

15,86%

17%

Рентабельность активов

2,02%

2,11%

3,05%

3,56%

4,40%

3%

Рентабельность собственного капитала

4,67%

4,86%

7,00%

7,96%

9,72%

7%


 

Как показывают данные таблицы 5, среднее значение рентабельности продаж ООО «Альянс» за 2010-2011 гг. составляет 17%. Однако необходимо отметить, что в 2010 и начале 2011 года уровень данного показателя был выше, чем на конец 2011 г. С другой стороны значения показателей рентабельности активов и собственного капитала показывают положительную динамику, что говорит о повышении эффективности их использования.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Полученные результаты свидетельствуют о том, что снижение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении средней цены одного заказа рентабельность повысилась на 7,47%.

Рост себестоимости  реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 2,28%. В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 5,19%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 5,19 коп. меньше в 2011 году по сравнению с предыдущим.

2.2 Общая оценка динамики и структуры средств и источников их формирования

 

Размещение средств  предприятия имеет очень большое  значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие средства вложены в  основные и оборотные средства, сколько  их находится в сфере производства и в сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое состояние предприятия. В связи с этим в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе, структуре и дать им оценки.

Общий анализ финансового состояния  предприятия осуществляется на основе абсолютных значений показателей баланса предприятия, приведенных в Приложении 2. Для проведения анализа составим сравнительный аналитический баланс. Сравнительный аналитический баланс-нетто можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры: динамики и структурной динамики.

Рассмотрим аналитический баланс нетто (табл.7), выполненный на основании данных отчетного баланса предприятия ООО "Альянс", данные которого приведены в Приложении 1.

Таблица 7 – Сравнительный аналитический (агрегированный) баланс ООО «Альянс» за 2011 г.

Агрегированный баланс

01.01.2009

1 кв. 2009

2 кв. 2009

3 кв.2009

01.01.2010

отклонение

АКТИВ

 сумма 

%

 сумма 

 сумма 

 сумма 

 сумма 

%

 сумма 

%

I. Внеоборотные  активы

                 

Нематериальные активы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Основные средства

11 482

30

15 824

20 203

27 518

29 917

60

18 435

30

Незавершенное строит-во

14 284

37

13 527

12 788

11 409

11 668

23

-2 616

-14

Прочие внеобор.активы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО внеоборотные активы

25 766

67

29 351

32 991

38 927

41 585

83

15 819

15

II. Оборотные  активы

                 

Запасы

3 979

10

5 472

5 633

5 769

5 769

11

1 790

1

НДС

             63

0

   63

                  63

                  63

                 63

0

0

0

Дебитор.задолж-сть > 12 мес.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Дебитор.задолж-сть < 12 мес.

359

1

1 829

1 933

2 561

2 561

5

2 202

4

Денежные средства

324

1

286

185

161

161

0

-163

-1

Прочие оборотные активы

  7 741

20

   3 218

  1 952

36

36

0

-7 705

-20

ИТОГО оборотные активы

12 466

33

10 868

9 766

8 590

8 590

17

-3 876

-15

БАЛАНС

38 232

100

40 219

42 757

47 517

50 175

100

11 943

Х

ПАССИВ

 сумма 

%

 сумма 

 сумма 

 сумма 

 сумма 

%

 сумма 

%

III. Капитал  и резервы

                 

Уставный капитал

             10

0

      10

                  10

                  10

                 10

0

0

0

Добавочный и резервный капитал

           545

1

             545

             545

                545

              545

1

0

0

Нераспред.прибыль (непокрыт.убыток)

15 949

42

  17 001

  18 008

  21 331

21 800

43

5 851

2

    прибыль  (убыток) прошлых лет

12 865

34

        16 174

   15 917

17 631

15 949

32

3 084

-2

  прибыль  (убыток) отчетного года

3 084

8

  827

2 091

3 700

  5 851

12

2 767

4

ИТОГО собственный капитал

16 504

43

17 556

18 563

21 886

22 355

45

5 851

1

IV. Долгосрочные  обязательства

                 

Кредиты банков > 12 мес.

                -

0

                   -

                     -

                     -

                   -

0

0

0

    в  т.ч. ДВ Банка

               -

0

                  -

                    -

                    -

                   -

0

0

0

Займы > 12 мес.

      10 000

26

         10 000

10 000

  10 000

          10 000

20

0

-6

Прочие долгосрочн.обяз-ва

                -

0

                   -

                     -

                     -

                   -

0

0

0

ИТОГО долгосрочные обязательства

10 000

26

10 000

10 000

10 000

10 000

20

0

-6

V. Краткосрочные  обязательства

                 

Кредиты банков < 12 мес.

-

0

   -

     -

  -

-

0

0

0

    в  т.ч. ДВ Банка

-

0

   -

     -

  -

-

0

0

0

Займы < 12 мес.

6 996

18

7 748

8 623

  9 254

  10 356

21

3 360

2

Кредиторская задолж-сть

4 732

12

4 915

5 571

6 377

7 464

15

2 732

2

    в  т.ч. поставщики и подрядчики

           684

2

          1 356

  1 561

2 092

  2 392

5

1 708

3

Прочие краткоср. обяз-ва

    -

0

  -

       -

       -

   -

0

0

0

ИТОГО краткосрочные обязательства

11 728

31

12 663

14 194

15 631

17 820

36

6 092

5

БАЛАНС

38 232

100

40 219

42 757

47 517

50 175

100

11 943

Х

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия