Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методики проведения финансового состояния предприятия, проведение анализа финансового состояния предприятия ОАО «Альянс», выявление недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и разработка рекомендаций по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую оценку динамики и структуры средств и источников их формирования
проанализировать: платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость и деловую активность предприятия
дать рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют
эффективность работы предприятия
в целом, доходность различных направлений
деятельности (производственной, предпринимательской,
инвестиционной), окупаемость затрат и
т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют
окончательные результаты хозяйствования,
потому что их величина показывает соотношение
эффекта
с наличными или использованными ресурсами.
Их применяют для оценки деятельности
предприятия и как инструмент в инвестиционной
политике
и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Проведем анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Альянс» (таблица 2):
Таблица 2 - Состав, динамика и выполнение
плана балансовой прибыли
на ООО «Альянс» за 2011 гг.
Состав балансовой прибыли |
2008 г. |
2009 г. |
Факт/ План, прирост,% | ||||
сумма, тыс. руб. |
Струк-тура, % |
План |
Факт | ||||
сумма, тыс. руб. |
Струк-тура, % |
сумма тыс. руб. |
Струк-тура, % | ||||
Прибыль от реализации продукции (За вычетом расходов) |
4 218 |
137% |
6500 |
125% |
6 990 |
119% |
7,54% |
Прибыль от прочей реализации |
-954 |
-30,93% |
-950 |
-18,27% |
-777 |
-13,28% |
-18,21% |
Внереализационные финансовые результаты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00% |
Налоги |
-180 |
-5,84% |
-350 |
-6,73% |
-362 |
-6,19% |
3,43% |
Прибыль |
3084 |
100,00% |
5200 |
100,00% |
5851 |
100,00% |
12,52% |
Как показывают данные таблицы 2, план по прибыли перевыполнен на 12,52 %. Темп ее прироста к прошлому году составил 19,92%. Наибольшую долю в прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (92,51 %). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2011 г. составил 0 %.
Удельный вес прибыли от реализации продукции в общей сумме балансовой прибыли в 2011 г. по сравнению с 2011 г. упал на 18% (92,51 –89,17).
Как видим, основную
часть прибыли предприятие
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции
может оказывать как
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой, используя данные, приведенные в таблице 3.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2011 г., тыс. руб.
Показатель |
2011год план |
2011 год факт |
Абс.откл.(+,-) |
Темп роста, % |
Объем реализованной продукции, л (VРП) |
1 600 000 |
1 610 854 |
10854 |
0,68% |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС и других отчислений от выручки (ВР) |
42000 |
43553 |
1553 |
3,70% |
Средняя цена л, тыс. руб. |
0,02625 |
0,02704 |
0,000787 |
3,00% |
Себестоимость реализованной продукции (ПС) |
17000 |
17383 |
383 |
2,25% |
Продолжение Таблицы 3
Средняя себестоимость л, тыс. руб. |
0,01063 |
0,01079 |
0,0001662 |
1,56% |
Прибыль от реализации продукции (валовой доход) (П) |
25000,00 |
26170,00 |
1170 |
4,68% |
Как видно из таблицы 3, план по сумме прибыли от реализации продукции в 2010 году предприятие перевыполнило на 1170 тыс. руб.(26170 -2500), или на 4,68%.
Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
%РП = ∑ VРПф / ∑ VРПпл = 1,0068
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличиться на 0,68% и составить 25170 тыс. руб.(25000 * 100,68%).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 4 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Условия расчета |
Порядок расчета |
Сумма прибыли, тыс. руб. | |||
Пока-затель |
Объем реализации, л |
Себестои-мость, тыс. руб. |
Цена 1 л, тыс. руб. | ||
План |
1 600 000 |
0,01063 |
0,02625 |
Вп-Сп |
= 25 000 |
Усл1 |
1 610 854 |
0,01063 |
0,02625 |
Ппл*Крп |
= 25 162 |
Усл2 |
1 610 854 |
0,01079 |
0,02625 |
Вусл-Сусл |
= 24 904 |
Факт |
1 610 854 |
0,01079 |
0,02704 |
Вф- Сф |
= 26 176 |
Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияли три фактора: объем реализованной продукции, себестоимость единицы продукции и усредненная цена. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, т.к. ассортимент не делится на группы.
1. Изменение прибыли
за счет изменения объема реали
DПvрп = Пусл1 – Ппл = 25162-25000 = 160 тыс. руб.
2. Изменение прибыли
за счет изменения
DПс = Пусл2 – Пусл1 = 24904-25162= -260 тыс. руб.
3. Изменение прибыли за счет изменения цены:
DПц =Пф – Пусл2 = 26176 – 24904 = 1270 тыс. руб.
4. Суммарное изменение прибыли:
DП = Пфакт – Ппл = 26170-25000 = 1170 тыс. руб.
Этот же результат получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов 160-260+1270= 1170 тыс. руб.
Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет изменения цены (увеличение составило 1270 тыс. руб.).
Показатели рентабельности ООО «Альянс» приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Показатели рентабельности
ООО «Альянс» за 2010 г. и 2011 г. (поквартально)
Наименование показателя |
Поквартальные данные |
Среднее значение за квартал | ||||
4 кв. 2010 |
1 кв. 2011 |
2 кв. 2011 |
3 кв. 2011 |
4 кв. 2011 | ||
Рентабельность продаж |
18,21% |
23,17% |
13,73% |
13,35% |
15,86% |
17% |
Рентабельность активов |
2,02% |
2,11% |
3,05% |
3,56% |
4,40% |
3% |
Рентабельность собственного капитала |
4,67% |
4,86% |
7,00% |
7,96% |
9,72% |
7% |
Как показывают данные таблицы 5, среднее значение рентабельности продаж ООО «Альянс» за 2010-2011 гг. составляет 17%. Однако необходимо отметить, что в 2010 и начале 2011 года уровень данного показателя был выше, чем на конец 2011 г. С другой стороны значения показателей рентабельности активов и собственного капитала показывают положительную динамику, что говорит о повышении эффективности их использования.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Полученные результаты свидетельствуют о том, что снижение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении средней цены одного заказа рентабельность повысилась на 7,47%.
Рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 2,28%. В итоге общее изменение уровня рентабельности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 5,19%. Т.е. с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 5,19 коп. меньше в 2011 году по сравнению с предыдущим.
Размещение средств
предприятия имеет очень
Общий анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе абсолютных значений показателей баланса предприятия, приведенных в Приложении 2. Для проведения анализа составим сравнительный аналитический баланс. Сравнительный аналитический баланс-нетто можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры: динамики и структурной динамики.
Рассмотрим аналитический баланс нетто (табл.7), выполненный на основании данных отчетного баланса предприятия ООО "Альянс", данные которого приведены в Приложении 1.
Таблица 7 – Сравнительный аналитический (агрегированный) баланс ООО «Альянс» за 2011 г.
Агрегированный баланс |
01.01.2009 |
1 кв. 2009 |
2 кв. 2009 |
3 кв.2009 |
01.01.2010 |
отклонение | |||
АКТИВ |
сумма |
% |
сумма |
сумма |
сумма |
сумма |
% |
сумма |
% |
I. Внеоборотные активы |
|||||||||
Нематериальные активы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основные средства |
11 482 |
30 |
15 824 |
20 203 |
27 518 |
29 917 |
60 |
18 435 |
30 |
Незавершенное строит-во |
14 284 |
37 |
13 527 |
12 788 |
11 409 |
11 668 |
23 |
-2 616 |
-14 |
Прочие внеобор.активы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО внеоборотные активы |
25 766 |
67 |
29 351 |
32 991 |
38 927 |
41 585 |
83 |
15 819 |
15 |
II. Оборотные активы |
|||||||||
Запасы |
3 979 |
10 |
5 472 |
5 633 |
5 769 |
5 769 |
11 |
1 790 |
1 |
НДС |
63 |
0 |
63 |
63 |
63 |
63 |
0 |
0 |
0 |
Дебитор.задолж-сть > 12 мес. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Дебитор.задолж-сть < 12 мес. |
359 |
1 |
1 829 |
1 933 |
2 561 |
2 561 |
5 |
2 202 |
4 |
Денежные средства |
324 |
1 |
286 |
185 |
161 |
161 |
0 |
-163 |
-1 |
Прочие оборотные активы |
7 741 |
20 |
3 218 |
1 952 |
36 |
36 |
0 |
-7 705 |
-20 |
ИТОГО оборотные активы |
12 466 |
33 |
10 868 |
9 766 |
8 590 |
8 590 |
17 |
-3 876 |
-15 |
БАЛАНС |
38 232 |
100 |
40 219 |
42 757 |
47 517 |
50 175 |
100 |
11 943 |
Х |
ПАССИВ |
сумма |
% |
сумма |
сумма |
сумма |
сумма |
% |
сумма |
% |
III. Капитал и резервы |
|||||||||
Уставный капитал |
10 |
0 |
10 |
10 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0 |
Добавочный и резервный капитал |
545 |
1 |
545 |
545 |
545 |
545 |
1 |
0 |
0 |
Нераспред.прибыль (непокрыт.убыток) |
15 949 |
42 |
17 001 |
18 008 |
21 331 |
21 800 |
43 |
5 851 |
2 |
прибыль (убыток) прошлых лет |
12 865 |
34 |
16 174 |
15 917 |
17 631 |
15 949 |
32 |
3 084 |
-2 |
прибыль (убыток) отчетного года |
3 084 |
8 |
827 |
2 091 |
3 700 |
5 851 |
12 |
2 767 |
4 |
ИТОГО собственный капитал |
16 504 |
43 |
17 556 |
18 563 |
21 886 |
22 355 |
45 |
5 851 |
1 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|||||||||
Кредиты банков > 12 мес. |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
в т.ч. ДВ Банка |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
Займы > 12 мес. |
10 000 |
26 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
20 |
0 |
-6 |
Прочие долгосрочн.обяз-ва |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО долгосрочные обязательства |
10 000 |
26 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
20 |
0 |
-6 |
V. Краткосрочные обязательства |
|||||||||
Кредиты банков < 12 мес. |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
в т.ч. ДВ Банка |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
Займы < 12 мес. |
6 996 |
18 |
7 748 |
8 623 |
9 254 |
10 356 |
21 |
3 360 |
2 |
Кредиторская задолж-сть |
4 732 |
12 |
4 915 |
5 571 |
6 377 |
7 464 |
15 |
2 732 |
2 |
в т.ч. поставщики и подрядчики |
684 |
2 |
1 356 |
1 561 |
2 092 |
2 392 |
5 |
1 708 |
3 |
Прочие краткоср. обяз-ва |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО краткосрочные обязательства |
11 728 |
31 |
12 663 |
14 194 |
15 631 |
17 820 |
36 |
6 092 |
5 |
БАЛАНС |
38 232 |
100 |
40 219 |
42 757 |
47 517 |
50 175 |
100 |
11 943 |
Х |
Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия