Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Планирование затрат на предприятии необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по предприятию, так и на единицу продукции (работ, услуг).
Основная цель данной работы – изучение теоретического материала следующего содержания:
1) производственная структура и организационная структура предприятия;
2) инвестиционная и инновационная политика предприятия;
3) анализ и планирование затрат на предприятии
Введение 3
Глава 1. Производственная и организационная структура предприятия 5
1. 1 Производственная структура предприятия 5
1. 1. 1 Элементы производственной структуры 6
1. 1. 2 Специализация цехов 8
1. 2 Организационная структура управления предприятием 10
1. 2. 1 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
Глава 2. Инновационная и инвестиционная политика предприятия 20
2. 1 Понятие инновации и инновационного процесса 20
2. 1. 1 Научно-техническая и инновационная деятельность 21
2. 1. 2 Определение инноваций, изобретений и технологий 24
2. 2 Характеристика фундаментальных и прикладных исследований, проектирования, строительства, освоения, промышленного производства 25
2. 2. 1 Фундаментальные и прикладные исследования 25
2. 2. 2 Проектирование производственных и промышленных зданий 26
2. 2. 3 Строительство производственных и промышленных зданий 27
2. 3 Управление реальными инвестициями предприятия 28
2. 3. 1 Разработка инвестиционной программы предприятия 29
2. 3. 2 Бизнес-план инвестиционного проекта 31
2. 3. 3 Методы финансирования инвестиционных проектов 34
Глава 3. Анализ и планирование затрат на предприятии 37
3. 1 Анализ затрат на производство продукции 37
3. 1. 1 Связь параметров и структуры жизненного цикла продукта 40
3. 1. 2 Затраты по стадиям жизненного цикла продукта 40
3. 1. 3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения 42
3. 1. 4 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию 45
3. 1. 5 Затраты и качество продукции – баланс интересов 46
3. 1. 6 Затраты и конкурентоспособность продукции 48
3. 2 Сущность прогнозирования и планирования затрат 49
3. 2. 1 Прогнозирование и планирование затрат 49
3. 2. 2 Необходимость планирования затрат 50
3. 2. 3 Влияние инфляции на выбор и принятие решений 51
3. 3 Методы планирования затрат 53
3. 3. 1 Система "стандарт-кост" 55
3. 3. 2 Система «Директ-костинг» 56
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Предметная специализация
имеет значительное преимущество по
сравнению с технологической. Более
глубокая специализация рабочих
мест дает возможность применения высокопроизводительного
оборудования, обеспечивает рост производительности
труда и повышает качество продукции.
Замкнутое построение производственного
процесса в пределах цеха уменьшает
затраты времени и средств
на транспортировку, приводит к сокращению
длительности производственного цикла.
Все это упрощает управление, планирование
производства и его учет, приводит
к повышению технико-
Закрепление за цехом цикла производства определенного изделия повышает ответственность коллектива цеха за качество и сроки выполнения работ. Однако при незначительном объеме производства и трудоемкости выпускаемых изделий, предметная специализация может оказаться не эффективной, так как приводит к неполной загрузке оборудования и производственных площадей.
Наряду с технологической
и предметной структурами на промышленном
предприятии широкое
Смешанный тип производственной
структуры имеет ряд
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления.
В рамках структуры управления протекает
управленческий процесс (движение информации
и принятие управленческих решений),
между участниками которого распределены
задачи и функции управления, а
следовательно – права и
Изменение внешних условий приводит
к необходимости изменения
Чем совершеннее организационная структура управления, тем эффективнее влияние управления на процесс производства. Для этого организационная структура должна отвечать следующим требованиям:
В динамично изменяющихся условиях функционирования организационной структуры не могут пассивно эволюционировать, они должны стать объектом сознательного видоизменения, поэтому так необходима их полная и четкая типология.
Специалисты по управлению к внутренним
компонентам организационной
а) степень централизации – децентрализации механизма управления;
б) степень сложности, характеризующуюся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности (в том числе функций);
в) степень формализации механизма управления.
Степень выраженности этих компонентов
в их сочетании определяет степень
адаптивности конкретной структуры
к внешним условиям функционирования
предприятия, что позволяет, с известной
степенью условности, отнести ее к
механическому или
Механический тип организационных структур управления в большей степени выражает принцип иерархичности, и поэтому их часто называют иерархическими. Этот тип структур характеризуется сложностью, высокой степенью централизации и формализации механизма управления. Структуры органического типа более простые, менее формализованы, а управление в них децентрализовано. Источник упорядоченности системы для них – самоорганизация человеческого фактора как акт защиты от неблагоприятных условий внешней среды.
Тип организационной структуры определяется типом управления организацией. Выделяют два предельно различных идеальных типа управления: механический и организмический. Между ними расположены реальные типы управления, которые меняются в зависимости от условий функционирования организации. Чем больше диапазон необходимых изменений, тем они болезненнее для организации.
Для решения проблемы выбора, совершенствования и развития организационных структур необходимо понимание их сущности, преимуществ и недостатков и, что особенно важно, условий трансформации одних в другие в процессе организационного развития.
Данная классификация
Как известно, к механическому типу
относятся линейная, линейно-штабная,
функциональная и линейно-функциональная
организационные структуры
К органическому типу относятся проблемно-целевые, программно-целевые, проектные, матричные структуры и их разновидности.
Линейная структура в настоящее время встречается только на небольших предприятиях, выпускающих однородную продукцию с использованием несложной технологии при отсутствии широких кооперативных связей, однако как элемент сложных структур на уровне линейных подразделений она используется повсеместно [7]. Наличие четких линий подчинения и сравнительно короткие каналы коммуникаций обеспечивают эффективность функционирования линейной структуры, но неизбежная перегрузка информацией при расширении масштабов деятельности ограничивает сферу ее применения.
Разделение управленческих работ не только по линейному, но и по функциональному признаку находит воплощение в самой распространенной и до сих пор широко используемой во всем мире линейно-функциональной структуре управления.
Самым большим недостатком линейно-
Линейно-штабная
организационная структура явля
Достоинства линейно-штабной структуры:
- более глубокая, чем в линейной структуре, проработка стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка высших руководителей;
- возможность привлечения
- при наделении штабных
Недостатки линейно-штабной структуры:
- недостаточно четкое
- тенденции к чрезмерной
Линейно-функциональная. Наиболее распространенный вид структуры, в основе которого лежит «шахтный» принцип
построения и специализации управленческого
Достоинства и
недостатки линейно-функциональной структу
Появление дивизиональных структур связано
с наметившейся в 1950-е гг. тенденции
к диверсификации производства. Отход
от использования линейно-
В нашей стране, как отмечает Большаков А.С. в работе [9], аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.
Преимущества дивизионной структуры:
- обеспечивает управление
- обеспечивает большую гибкость
и более быструю реакцию на
изменения в окружении
- при расширении границ
- более тесная связь
Недостатки дивизионной структуры:
- большое количество «этажей»
управленческой вертикали;
- разобщенность штабных
- основные связи – вертикальные,
поэтому остаются общие для
иерархических структур
- дублирование функций на
- в отделениях, как правило, сохраняется
линейная или линейно-штабная
структура со всеми их
В литературе встречается еще одно название проблемно-целевых, программно-целевых и проектных структур – адхократические организационные структуры (от лат. выражения ad hoc – по случаю). Они не имеют строгой иерархии подчиненности, почти не формализованы, отличаются хорошей адаптивностью к изменениям во внешней среде. [11]
Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. Вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиций достижения цели, предусмотренной программой. Основное внимание при этом концентрируется не столько на совершенствовании отдельных подразделений, сколько на интеграции всех видов деятельности, создании условий, благоприятствующих эффективному выполнению целевой программы. При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д.
Информация о работе Анализ и планирование затрат на предприятии