Анализ и планирование затрат на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Планирование затрат на предприятии необходимо осуществлять с тем, чтобы определить возможности наиболее экономного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов как в целом по предприятию, так и на единицу продукции (работ, услуг).
Основная цель данной работы – изучение теоретического материала следующего содержания:
1) производственная структура и организационная структура предприятия;
2) инвестиционная и инновационная политика предприятия;
3) анализ и планирование затрат на предприятии

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Производственная и организационная структура предприятия 5
1. 1 Производственная структура предприятия 5
1. 1. 1 Элементы производственной структуры 6
1. 1. 2 Специализация цехов 8
1. 2 Организационная структура управления предприятием 10
1. 2. 1 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
Глава 2. Инновационная и инвестиционная политика предприятия 20
2. 1 Понятие инновации и инновационного процесса 20
2. 1. 1 Научно-техническая и инновационная деятельность 21
2. 1. 2 Определение инноваций, изобретений и технологий 24
2. 2 Характеристика фундаментальных и прикладных исследований, проектирования, строительства, освоения, промышленного производства 25
2. 2. 1 Фундаментальные и прикладные исследования 25
2. 2. 2 Проектирование производственных и промышленных зданий 26
2. 2. 3 Строительство производственных и промышленных зданий 27
2. 3 Управление реальными инвестициями предприятия 28
2. 3. 1 Разработка инвестиционной программы предприятия 29
2. 3. 2 Бизнес-план инвестиционного проекта 31
2. 3. 3 Методы финансирования инвестиционных проектов 34
Глава 3. Анализ и планирование затрат на предприятии 37
3. 1 Анализ затрат на производство продукции 37
3. 1. 1 Связь параметров и структуры жизненного цикла продукта 40
3. 1. 2 Затраты по стадиям жизненного цикла продукта 40
3. 1. 3 Определение и нормирование затрат в целях их стабилизации и снижения 42
3. 1. 4 Использование функционально-стоимостного анализа для снижения затрат на продукцию 45
3. 1. 5 Затраты и качество продукции – баланс интересов 46
3. 1. 6 Затраты и конкурентоспособность продукции 48
3. 2 Сущность прогнозирования и планирования затрат 49
3. 2. 1 Прогнозирование и планирование затрат 49
3. 2. 2 Необходимость планирования затрат 50
3. 2. 3 Влияние инфляции на выбор и принятие решений 51
3. 3 Методы планирования затрат 53
3. 3. 1 Система "стандарт-кост" 55
3. 3. 2 Система «Директ-костинг» 56
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 126.41 Кб (Скачать файл)

Преимущества  матричной организационной структуры  управления:

· Четкое разграничение по продуктам (проектам);

· Усиление контроля за решением отдельных  задач проекта;

· Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений;

· Хозяйственная и административная самостоятельность подразделений;

· Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей;

· Увеличение мотивации деятельности благодаря децентрализации управления и усилению демократических принципов  руководства;

· Повышение личной ответственности  за выполнение программы в целом  и ее составных элементов;

· Сокращение нагрузки на руководителей  высокого уровня за счет делегирования  определенной части полномочий.

Недостатки матричной  организационной структуры управления:

· Высокие требования к линейным и функциональным руководителям;

· Высокие требования к коммуникации;

· Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения;

· Ослабление персональной ответственности  и мотивации;

· Необходимость и опасность  компромиссных решений;

· Возможность конфликта между  линейными и функциональными  руководителями ввиду двойной подчиненности  первых.

Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).

Преимущества  структуры управления по проектам:

    • высокая гибкость; 
    • сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами. 

 

 

Недостатки  структуры управления по проектам:

  • очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
  • дробление ресурсов между проектами; 
  • сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; 
  • усложнение процесса развития организации как единого целого. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инновационная и инвестиционная политика предприятия

2. 1 Понятие инновации и инновационного процесса

Инновация — это использование в общественной деятельности (производстве, экономических, правовых и социальных отношениях, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности.

Современная экономическая теория различает  пять основных типов инноваций:

  • введение нового продукта (товарная инновация);
  • введение нового метода производства (технологическая инновация);
  • создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);
  • освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация);
  • реорганизация структуры управления (управленческая инновация).

Инновационный процесс (ИП) — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс  не завершается внедрением новой  технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс не прерывается  и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.

Основа ИП — процесс  создания и освоения новых технологий, требующий, как правило, фундаментальных  исследований, направленных на получение  новых знаний о развитии природы  и общества безотносительно к  их конкретному использованию. Фундаментальные  исследования делятся на теоретические и поисковые (целенаправленные). Модель ИП имеет циклический характер, состоит из отдельных звеньев (самостоятельных процессов) и материализуется в функциональные организационные структуры. Экономическое и технологическое воздействие ИП на общественную деятельность проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала государства, повышении технологического уровня всех звеньев ИП. [12]

2. 1. 1 Научно-техническая и инновационная деятельность

Научно-техническая и  инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных  исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта. (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений).

Таким образом, научные исследования и разработки включают:

    • конструкторские работы;
    • проектные работы;
    • технологические работы;
    • создание опытных образцов;
    • проведение испытаний.

Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о  научных исследованиях и разработках  дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим  целям и отраслям науки.

Объектами управления в инновационном  менеджменте является процесс внедрения  инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях  инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик). [13]

2. 1. 2 Определение инноваций, изобретений и технологий

Изобретение — техническое или интеллектуальное построение, обладающее принципиальной новизной. Как артефакты изобретения появляются вместе с человеком. В более специфическом смысле об изобретениях как виде технической деятельности можно говорить начиная с античности. В отличие от регулярной инженерной деятельности (напр., конструирования или инженерного проектирования), техническое изобретение — это, как правило, создание нового изделия (машины, механизмы, системы и т. п.), основанное на творчестве отдельного человека или группы. Хотя опыт изобретения может быть обобщен (и периодически обобщается), по своей сути изобретение есть прорыв, нестандартный ход, новшество. Объективные предпосылки изобретения — технологическое и техническое развитие (изобрести нечто можно, лишь следуя логике и реальности данной области деятельности), субъективные предпосылки — развитие человека как творца (творческой личности).    

Изобретения могут иметь  место в любой сфере человеческой деятельности. На их основе уже систематическим  путем создаются нормальные (серийные) изделия. При этом изобретения вводятся в рамках той или иной дисциплины: новшества, созданные изобретателем, анализируются, сводятся к принятым в данной дисциплине решениям, организуются на новой систематической основе. В этом плане изобретения прокладывают путь нормальному развитию наук и  практических сфер деятельности.[15]

Технология в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. В узком смысле — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. [16]

 

2. 2 Характеристика фундаментальных и прикладных исследований, проектирования, строительства, освоения, промышленного производства

2. 2. 1 Фундаментальные  и прикладные исследования

Фундаментальные и прикладные исследования - типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс - получение нового знания как основа научной профессии - в обоих типах исследований протекает одинаково.

Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в  общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных  профессии. Ни одна форма организации  человеческого опыта не может  заменить в этой функции науку, выступающую  как существенная составляющая культуры.

Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления  науки как профессии, характеризующейся  единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. [17]

Информация о работе Анализ и планирование затрат на предприятии