Анализ и управление объемами производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Восстановлен) (Восстановлен)1 (Восстановлен) (Восстановлен).docx

— 50.38 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Переход к новым рыночным отношениям –  рыночной экономике – длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует  мировой опыт. Распад экономических  связей со странами СЭВ, а затем и  с союзными республиками СССР, переход  на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики  привели к глубокому экономическому кризису – падению производства.

Сегодня перед государством стоят задачи: остановить спад производства, остановить инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения  структурной перестройки народного  хозяйства; преодолеть бюджетный дефицит; совершенствовать систему налогообложения  и все финансовые отношения.

Основы  современной финансовой политики России: признание свободы предпринимательской  деятельности; введение разнообразных  форм хозяйствования; приватизация государственных  форм собственности и переход  к смешанной экономике.

На основании  этого разрабатывается принципиально  новый финансовый механизм. Государство  отказывается от директивного руководства  внутрихозяйственными отношениями  на предприятиях и переводит их отношения  с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение  практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между  экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета.

Проведение  всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному  управлению всей финансовой системы.  Система управления финансами – представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.(2)

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная  российская система управления финансами  характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, дефиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.

 Предметом  исследования станут объекты  и субъекты управления финансами.  В качестве объектов управления  выступают разнообразные виды  финансовых отношений, а субъектами управления являются совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. (рис.1)

 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Элементы системы  управления  финансами

На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса. В коммерческих  и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера(холдинг, среднее, малое), вида деятельности( страховая, инвестиционная, банковская).Совокупность всех организационных структур осуществляющих управление финансами, называется – органами управления финансами.(1)

В процессе управления финансами используются основные принципы управления экономикой:

  • воспроизводство системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы;
  • правовая регламентация управления на всех уровнях иерархии;
  • социальная ориентация развития экономики страны;
  • научная обоснованность систем управления;
  • ориентация экономики на инновационный путь развития;
  • ранжирование объектов управления по их важности;
  • единство теории и практики управления;
  • сохранение и развитие конкурентных преимуществ объекта управления;
  • обеспечение организованности управленческих процессов;
  • рациональное сочетание форм управления;(3)

Содержание  управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к ним относятся:

    1. Финансовое планирование
    2. Финансовое прогнозирование
    3. Оперативное управление
    4. Финансовый контроль

Финансовое планирование - это один из важнейших инструментов финансового управления. Планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений и поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Необходимость финансового  планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной  самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение  на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования , распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Цель финансового планирования- обеспечение финансовыми ресурсами ( по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и тенденции развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать пропорции при определении источников финансовых ресурсов, их направление использования и объемов. Данные пропорции выражаются в финансовых показателях, объединяемых в единый документ – финансовый план.

Финансовый план — основной инструмент реализации его финансовой политики. Перспективный финансовый план - в РФ - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.(6)

Управление финансами  может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая «латание дыр», неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.(5)

Стратегическая  система финансового планирования предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть её не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач.

При разработке финансового плана должны быть соблюдены  общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Поэтому непременными принципами финансового планирования должны быть:

·        непрерывность (не должно быть периодов, когда деятельность осуществляется без финансового плана);

·        гибкость и манёвренность (финансовый план должен быть подчинён задачам достижения определённых стратегических целей, и в тоже время должен обладать определённым запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия);

·        реальность и обоснованность (соответствие возможностям и потребностям, сбалансированность которых достигается при разработке финансового плана).

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого  экономического роста, поддержание  сбалансированности, создание условий  для эффективного управления финансами  как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. 

 

 

Под финансовым прогнозированием  понимается процесс   оценки некоторых

будущих финансовых событий  или условий функционирования. В большинстве случаев финансовое прогнозирование начинается с прогноза реализационного дохода (объема продаж). Это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика,

наличие производственных мощностей  и возможности их расширения, возможности  продвижения и рекламы продукции, гарантийное обслуживание и обеспечение  качества. Внешними факторами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономические  факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).

К основной цели финансового  прогнозирования, осуществляемого  для научного обоснования показателей  финансовых планов и способствующего  выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести  оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и выбор наиболее оптимальных  вариантов финансового обеспечения  деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

 Наиболее важными задачами финансового прогнозирования являются:

  1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
  2. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
  3. обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
  4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

 

Финансовое прогнозирование осуществляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов. На общегосударственном уровне производятся расчеты, с помощью которых формируются финансовые ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства. Расчеты позволяют правильнее разрабатывать экономическую и финансовую политику государства. Финансовое прогнозирование увязывается с достижениями научно-технического прогресса, прогнозами изменения ресурсов, цен и др.

Финансовое прогнозирование на уровне хозяйствующих субъектов представляет собой составную часть финансового менеджмента. Оно состоит в разработке путей развития предприятия; определении объема финансовых ресурсов в перспективе, источников их создания и путей наиболее эффективного использования; формировании финансовой стратегии, обеспечивающей предприятию устойчивое финансовое положение, платежеспособность и кредитоспособность.

 

Главная черта финансового прогнозирования - вариантность, что позволяет исполнительному органу точнее оценить проблему, выбрать оптимальное решение, предусмотреть последствия от принимаемых решений.

В процессе финансового прогнозирования применяются экономические и финансовые показатели и различные методы, в мировой практике используется более двухсот , в отечественной же науке  – не более двадцати, например, такие как: математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, составление сценариев, построение трендов, стохастические методы и др.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Информация о работе Анализ и управление объемами производства и продаж