Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы конкретного предприятия. Исходя из целей, основными задачами данной курсовой работы являются:
– анализ основных понятий использования трудовых ресурсов предприятия;
– изучение обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.................................................................................3
1.1 Трудовые ресурсы и организация труда на предприятии..............................5
1.2 Анализ использования трудовых ресурсов...................................................11
1.3 Анализ использования фонда рабочего времени..........................................15
1.4 Анализ фонда заработной платы...................................................................17
1.5 Технико-экономическая характеристика цеха 03-34 корпуса «Шасси» механосборочного производства и ОАО «АВТОВАЗ» в целом.......................20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕХА 03-34 КОРПУСА «ШАССИ»..............................................................................................................26
2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.................... 26
2.2 Анализ использования рабочего времени.....................................................33
2.3 Анализ фонда заработной платы....................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…................................................43
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................44

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

В связи с  этим анализ использования средств  на оплату труда  на каждом предприятии  имеет большое значение . В процессе его, следует осуществлять  систематический  контроль  за использованием ФЗП (фонд заработной платы), выявлять возможности экономии средств за счет  роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции.[13]

ФЗП по действующей  инструкции органов статистики включают в себя не только фонд оплаты труда, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Наибольший  удельный вес в составе средств, использованных на потребление, занимает фонд оплаты труда, включаемый в себестоимость продукции.

Приступая к  анализу использования фонда  заработной платы в первую очередь  необходимо рассчитать абсолютное и  относительное отклонение фактической  его величины от плановой величины.

Однако следует  иметь в виду, что абсолютное отклонение само по себе не характеризует использование фонда зарплаты, так как этот показатель определяется без учета степени выполнения плана по производству продукции.

Абсолютное  отклонение определяется путем сравнения  фактически использованных средств  на оплату труда с плановым фондом в целом по хозяйствующему субъекту, структурным подразделениям и категориям работников:

                    ±ФЗП абс = ФЗПф –  ФЗПпл,                                  (5)

где ±ФЗП абс  – изменение фонда заработной платы;

ФЗПф, ФЗПпл  –  фактический и плановый фонд заработной платы.

После рассчитывается относительное отклонение. Из фактически начисленной суммы зарплаты вычесть  плановый фонд, откорректированный на коэффициент выполнения плана по объему выпуска продукции. Корректировка  осуществляется только переменной части фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции.

 

    ±ФЗП  отн = ФЗПф - ФЗПск = ФЗПф - (ФЗПпер × iвп + ФЗПпост.),      (6)

 

где ±ФЗП отн – относительное отклонение по фонду заработной платы;

ФЗПф –  фонд заработной платы фактический;

ФЗПпер, ФЗПпост  — переменный и постоянный фонд заработной платы;

ФЗПск - фонд заработной платы, скорректированный на индекс объема производства продукции;

iвп – индекс объема производства продукции.

 

К переменной части фонда заработной платы относят зарплату рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты, сумму отпускных, соответствующую доле переменной зарплаты, другие выплаты, относящиеся к фонду заработной платы и которые изменяются пропорционально объёму производства продукции.

Постоянная  часть оплаты труда (ФЗПпост) не изменяется при увеличении или спаде объёма производства – это зарплата рабочих  по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников непромышленных производств и соответствующая им сумма отпускных.

По результатам  проведенных расчетов необходимо дать оценку. В ходе последующего анализа  следует определить факторы абсолютного  и относительного отклонения по фонду заработной платы.

Изменения в  фонде зарплаты могут произойти  вследствие изменений в постоянной части заработной платы. Это требует  анализа причин изменения постоянной части фонда заработной платы.

Средняя зарплата зависит от количества рабочих дней, отработанных одним работником за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой  заработной платы.

Для определения  количественного влияния факторов можно использовать способ абсолютных разниц либо способ цепных подстановок. По результатам анализа количественного влияния факторов необходимо дать оценку и определить меры по эффективному использованию фонда оплаты труда.

Анализ фонда  оплаты труда дополняется анализом фонда заработной платы управленческого  персонала. Фонд зарплаты управленческого персонала оказывает существенное влияние на изменение общехозяйственных расходов, а следовательно, и на себестоимость. На изменение фонда заработной платы управленческого персонала оказывают влияние два фактора: изменение численности персонала и изменение должностного оклада.

Анализ по фонду  заработной платы управленческого  персонала осуществляется в следующей  последовательности. Устанавливается  абсолютное отклонение по фонду заработной платы. Определяется количественное влияние  факторов способом цепных подстановок либо способом абсолютных разниц. Выявляются причины изменения фонда зарплаты.[7]

Затем проанализируем причины изменения постоянной части  оплаты труда , куда входят зарплата рабочих , служащих, а так же все виды доплат. Фонд заработной платы этих категорий  работников зависит от  от среднесписочной численности  и среднего заработка за соответствующий период времени .

Среднегодовая зарплата работников, кроме того зависит  так же от количества отработанных  дней в среднем одним работником за год , средней продолжительности рабочей смены и среднечасового заработка.

 

 

1.5 Технико-экономическая  характеристика цеха 03-34 корпуса  «Шасси» механосборочного производства  и  ОАО «АВТОВАЗ» в целом

 

Открытое акционерное  общество "Волжский автомобильный  завод" (сокращенное название ОАО "АВТОВАЗ") - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1 %. Юридический и фактический адрес: 445633, Самарская обл., г. Тольятти, Южное шоссе, 36.

20 июля 1966 года  состоялось подписание постановления  правительства о строительстве  Волжского автомобильного завода  в городе Тольятти. Эта дата  считается днем рождения автогиганта,  создание которого открыло новую  страницу в истории автомобильной промышленности нашей страны.

Гигантский  промышленный комплекс в городе Тольятти был сооружен в рекордно короткие, фантастические сроки. Работы по проектированию, строительству и монтажу начались в 1966 году при участии более 40 крупных  проектных организаций и ведомств.

Уже в апреле 1970 с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, а в августе этого же года началось серийное производство долгожданных ''копеек''.

Среднесписочная численность работников ОАО «АВТОВАЗ»  составляет 80 000 человек. В 2009 году компания выпустила 300 000 тысяч автомашин. За три первых месяца 2010 года в России продано 8,6 тысячи автомобилей LADA 4х4, что на 70% больше, чем за тот же период 2009 года. По итогам первого квартала знаменитый внедорожник АВТОВАЗа вошел в десятку наиболее продаваемых на отечественном рынке моделей легковых автомобилей и стал здесь лидером роста продаж.

Уставный капитал  общества составляет 9 250 270 100 рублей.

Уставный капитал  разделен на 1 850 054 020 акций следующих  категорий одинаковой номинальной стоимости:

- привилегированные  акции типа «А» 461 764 300 штук, что  составляет 24,96% уставного капитала;

- обыкновенные  акции 1 388 289 720 штук, что составляет 75,04% уставного капитала.

Основные виды деятельности:

• производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения,

инструмента, в  том числе режущего, товаров народного  потребления и оказание услуг  населению;

• проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;

• строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;

• производство продукции производственно-технического назначения;

• информационное обслуживание, связь;

• защита сведений, составляющих коммерческую тайну и иную

конфиденциальную  информацию;

• торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая;

• организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов,

торгов как  в Российской Федерации, так и  за ее пределами, в том числе в  иностранных государствах;

• транспортирование грузов на всех видах транспорта;

• фрахтовые операции с речным, морским, автомобильным, авиационным и другими видами транспорта;

• оказание услуг складского хозяйства;

• организация и ведение гостиничного хозяйства;

• оказание сервисных услуг, в том числе по визовому оформлению российским и зарубежным фирмам и гражданам;

• организация и эксплуатация объектов туристического, спортивного,

оздоровительного  и профилактического назначения;

• оказание медицинских услуг в порядке, установленном действующим

законодательством;

• редакционно-издательская и полиграфическая, организация выпуска

литературы  массового спроса;

• изготовление документов строгой отчетности - талонов на спецпитание, билетов на спортивные и зрелищные мероприятия, путевок на собственные базы отдыха и других бланков для оформления расчетов с населением и другие;

• изготовление штампов и печатей;

• теле- и радиовещание, выпуск и прокат аудио- и видеоматериалов;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, деловых встреч, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

• реклама на всех видах рекламоносителей как в Российской Федерации, так и за рубежом;

• организация работы столовых, баров, кафе, ресторанов;

• экспортно-импортные операции и иную внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством;

• педагогическая деятельность, организация работы курсов, семинаров,

кружков, обучение на территории Российской Федерации  и за рубежом;

• ипотека, приобретение и продажа в собственность жилых и нежилых зданий, помещений, сооружений и земельных участков;

• организация работы платных автостоянок, гаражей, станций технического обслуживания, бензо- и газозаправочных станций;

• самостоятельно определяет свою организационную структуру, создает

дочерние и  зависимые общества.[17]

Во многом успешное продвижение на рынках зависит от эффективного функционирования сервисно-сбытовой сети, которая является одним из главных конкурентных преимуществ ОАО "АВТОВАЗ" и в настоящее время также реформируется.

Органами управления являются: общее собрание акционеров, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган (правление), единоличный исполнительный орган (президент).

В мировой практике формирования организационных структур управления на промышленных предприятиях существует достаточное количество различных организационных структур и их гибридов, но дальше функциональной департаментализации – первоначального и простейшего варианта бюрократической модели – большинство отечественных предприятий не идут. Не избежало такой тенденции и ОАО "АВТОВАЗ". Функциональная департаментализация, существовавшая здесь на протяжении многих лет, начала претерпевать изменения в ходе создания адаптивных структур на проектно-матричной основе. Создание таких структур в экономико-финансовых службах, службах безопасности предприятия способствовало росту эластичности иерархической структуры управления и в целом дало существенную экономию трансакционных издержек, привело интеграции производственного сектора предприятия, исправлению основных недостатков функциональной департаментализации, развитию новых перспективных направлении на предприятии в целом. Последние реализованные проекты автомобилей ("Lada Kalina" и "Lada Priora") формировались как раз с учетом влияния сформированных адаптивных на проектно-матричных структур, с целью эффективного использования оборотных средств предприятия и современной постановки на производство модельного ряда автомобилей этого класса.

Механосборочное производство (сокращенное название МСП)  — это многогранное и многопрофильное подразделение на АВТОВАЗе. Организационная структура механосборочного производства представлена в приложении 1.

В МСП, уникальному  по энерговооруженности и техническому оснащению, изготавливаются все механические узлы - двигатели, коробки передач, рулевые механизмы, цилиндры систем тормозов и сцепления, передний привод, редукторы заднего моста , - которые поставляются на сборочные конвейеры в комплекте.

 Годовой  объем выпуска составляет более миллиона комплектов с учетом запчастей. Потребителем продукции механосборщиков выступает не только АВТОВАЗ, но и другие автозаводы России. Численность персонала составляет порядка  13 000 человек. В производстве общей площадью свыше 520 тысяч кв.м. размещены 11 102 единицы оборудования, в том числе металлорежущего – более 5,5 тысяч единиц (из них 329 автоматических линий, 580 станков с числовым программным управлением), 386 единиц кузнечно-прессового оборудования, 350 единиц сварочного, а также другое оборудование. Для сборки автомобилей на главном конвейере МСП поставляет более 300 наименований деталей и узлов.

В 2009 году были изготовлены механические узлы и  агрегаты на сумму свыше 12 миллиардов рублей для производства автомобилей  в ОАО «АВТОВАЗ», поставки автокомплектов на предприятия внешней сборки. Были изготовлены запчасти на сумму около 1,5 миллиарда рублей. Также в МСП АВТОВАЗа в 2009 году было произведено специальное технологическое оборудование на сумму почти 60 миллионов рублей.

В механосборочном  производстве ВАЗа корпус «Шасси» был  создан одним из первых — в январе 1967 года, когда в штатном расписании Волжского автозавода появились  цеха шасси-1, шасси-2, шасси-3 и шасси-4. Для них была определена главная  задача – выпуск заднего моста, передней подвески, узлов тормозной системы и коробки перемены передач для автомобиля ВАЗ — 2101. Численность рабочих корпуса «Шасси» составляет 1 494 человека. В Шасси-4 идет сборка заднего моста  на  «классику», «Ниву», и «Шевроле Ниву». В 1970 году цех 03-34 – дифференциация балки заднего моста, выпустил свою первую продукцию. Сегодня корпус «Шасси»  - одна из «горячих точек» механосборочного производства, где работа идет непрерывно и энергично.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕХА 03-34 КОРПУСА «ШАССИ».

2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

 

Достаточная обеспеченность предприятия нужными  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень  производительности труда имеют  большое значение для  увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

Информация о работе Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы