Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать основы и сущность конкурентоспособности предприятия.
- определенные показатели конкурентоспособности предприятия;
- проанализирована конкурентоспособность предприятия и продукции;
- определены конкурентные стратегии предприятия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
1.1 Основа и сущность конкурентоспособности предприятия. 6
1.2 Показатели конкурентоспособности предприятия. 9
Глава II Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан и ОАО «Авиаагрегат». 14
2.1 Анализ конкурентоспособности предприятий Республики
Дагестан. 14
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Авиаагрегат». 25
Глава III Пути повышения конкурентоспособности предприятия. 32
3.1 Конкурентные стратегии ОАО «Авиаагрегат». 32
Заключение. 35
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Идрисов.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

- авиаремонтные заводы  России и СНГ;

- автомобилестроительные  предприятия («Авто ВАЗ», «УАЗ»,  «ГАЗ», «КАМАЗ» и др.).

ОАО «Авиаагрегат» относится  к предприятиям авиационной промышленности и изначально специализировалась на выпуске продукции оборонного назначения, является одним из крупнейших в России и СНГ производителей средств наземного обслуживания и комплектующих изделий для различных летательных аппаратов оборонного и гражданского назначения (самолетов, вертолетов, ракет), а также различных пусковых установок для беспилотных аппаратов.

За период своего существования предприятием освоено множество изделий оборонного назначения (более 50 наименований), десятки наименований гражданской продукции, в том числе хозяйственного, спортивного, культурно-бытового назначения и производственно-технического назначения, удовлетворяющих потребности различных отраслей экономики и населения.

 До начала 90х годов  прошлого столетия доля выпуска  продукции оборонного назначения  составляло 97-98% от общего объема  выпуска продукции предприятия.  С 1994 года по настоящее время доля оборонного назначения составляет 15 – 20% от общего объема.  Несмотря на негативные последствия реформ 90го года, в, которые наиболее тяжело отразились на предприятиях оборонного комплекса, ОАО «Авиаагрегат» с честью выдержало все испытания и за весь перестроечный период не допустило одного дня простоя, сохранило свой промышленный потенциал, высококвалифицированных специалистов и рабочих.

В эти годы, из-за резкого  падения оборонных заказов,  предприятия усиленно начало реализовать конверсионные программы и искать свою нишу в рыночной экономике. В результате разработано и освоено серийное производство десятков наименований гражданской продукции и товаров народного потребления.  В последние годы предприятие начало специализироваться на выпуске различных деталей, узлов и комплектующих изделий для автомобильной промышленности.  В этих целях предприятием были разработаны и серийно освоены гидравлические, винтовые и рычажновинтовые домкраты нескольких видов, ножные насосы, вкладыши, моторедукторы (стеклоочистители), автомобильные газовые топливные системы (САГА – 6 Д) и другие к различным типам автомобилей.

В настоящее время  предприятием дополнительно разработаны  и серийно освоены уникальные наукоемкие и высокотехнологические изделия не имеющие аналогов в России и СНГ и которые по многим технологическим и эксплуатационным характеристикам превосходят зарубежные аналоги. Это электромеханический  усилитель рулевого управления автомобиля (ЭУРУ) который поставляется на конвейер ОАО «Авто ВАЗ», устройство для выправки опор (УВО) и демонтажа опор (УДО), используемые для механизации работ по восстановлению железнодорожных контактных сетей. Имеется также ряд других совершенно новых наукоемких и высокотехнологических разработок, не уступающие мировым аналогам, которые в ближайшее время будут серийно освоены.

Результатом целеустремленной работы предприятия является стабильный рост объемов производства за все  перестроечные годы. Так, среднегодовые  темпы роста объемов производства  к предыдущему году составила с 1993 по 2004 годы более 130%, в 2005 году почти в 2 раза, а и 2006 году более чем в 3,45 раза.

Только за последние 2 года предприятием принято на работу более 1200 человек, из которых более 600 человек нашли свое место в дружном коллективе предприятия. В 2007 намечается создание еще 500 новых рабочих мест с дальнейшим увеличением объемов и улучшением других экономических показателей деятельности предприятия. ОАО «Авиаагрегат» делает также все возможное для вовлечения в производственный процесс промышленных предприятий Дагестана и других субъектов в ЮФО.

ОАО «Авиаагрегат » вносит значительный вклад в социальное развитие города Махачкалы и Дагестана. За время существования предприятием сдано в эксплуатацию 11 жилых домов, 3 общежития, 3 детских садика на 500 мест, детский оздоровительный лагерь на 120 мест, база отдыха на 120 мест. В настоящее время  один 32 квартирный дом готовится, к сдаче и заполнен 6 квартирный коттедж для работников предприятия. Дополнительно к этому предприятию ежегодно выделяют значительные денежные средства для улучшения жилищных условий работников, вносящих достойный вклад в развитие предприятия своим добросовестным и высокопроизводительным трудом.

В целом основные показатели деятельности предприятия за последние годы представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Финансово-экономические  показатели деятельности

ОАО «Авиаагрегат » за 2000-2006г.г.

          Наименование показателя

Ед.изм.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Объем выпущенной товарной продукции

Млн.р.

45,7

67,1

86,3

103,1

106,7

202,3

703,0

Объем реализованной продукции

Млн.р.

48,1

58,1

82,7

91,7

96,7

197,2

687,0

Стоимость основных фондов и оборотных  средств

Млн.р.

87,3

91,4

80,6

81,3

113,8

210,5

314,8

Себестоимость товарной продукции

Млн.р.

45,6

66,9

81,3

88,8

87,7

189,6

670,0

Балансовая прибыль

Млн.р.

1,5

1,8

0,7

2,0

2,7

5,3

17,5

Чистая прибыль

Млн.р.

1,1

-

0,6

0,6

0,7

2,6

8,1

Непокрытые убытки

Млн.р.

-

1,2

-

-

-

-

-

Рентабельность производства

%

10,9

0,3

0,8

2,2

9,0

6,7

7,0

Среднесписочная численность

Чел.

1111

1121

1137

1070

1054

1152

1626

Текучесть кадров

%

9,7

20,7

17,8

13,1

13,2

15,5

10,1

Производительность труда

Т.р./ч.

42,4

62,0

83,4

100,1

104,9

181,4

447,0

Среднемесячная заработная плата 

Руб.

912,9

1398

1868

2645

3042

4576,4

7907

Темпы роста заработной платы

%

145,3

153,1

133,6

117,6

110,0

150,4

172,8

Темпы роста производительности труда

%

154,2

146,2

134,5

119,2

109,8

172,9

246,4

Сумма инвестиций – всего, в том  числе:

- собственные средства

- средства республиканского Бюджета

- прочие источники

Млн.р.

36

 

12

-

 

 

24,0

15

 

15

-

 

 

-

25

 

25

-

 

 

-

35

 

35

-

 

 

-

65

 

15

-

 

 

50

105

 

25

-

 

 

80

45,8

 

36,3

9,5

 

 

-

Сумма уплаченных налогов и платежей всего

В том числе:

- Федеральный Бюджет

- республиканский Бюджет

- местный Бюджет

- внебюджетные фонды (ЕСН)

Млн.р.

10,4

 

 

 

2,6

1,5

 

1,6

4,7

12,9

 

 

 

4

1,2

 

1,1

6,6

13,4

 

 

 

2,6

1,4

 

0,9

8,5

16,3

 

 

 

2,6

0,8

 

1,2

11,7

16,3

 

 

 

0,3

1,1

 

1,2

13,7

20,7

 

 

 

3,0

1,6

 

1,6

14,5

125,1

 

 

 

 

 

 

 

38,9

Дебиторская задолженность, в том  числе просроченная

Млн.р.

28,5

19,7

19,1

19,5

21,5

34,6

60,3

Кредиторская задолженность, в  том числе просроченная

Млн.р.

13,8

12,8

18,2

15,2

18,4

81,1

44,8


Источник: Отчетные данные деятельности ОАО «Авиаагрегат » за 2000-2006г.г.

 

  Приведенные данные свидетельствуют о том, что предприятия заслуженно занимает лидирующие позиции среди промышленных предприятий республики и вносит достойный вклад в развитие экономики Дагестана и ЮФО.

ОАО «Авиаагрегат» вносит свою лепту в социально – экономическое  развитие республики, также участвуя в реализации в республиканских инвестиционных программ, мероприятиях,  проводимых городом и республикой, по оказанию республиканской помощи участникам и ветеранам войн, инвалидам пенсионерам и другим социально не защищенным категориям населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий и террористических актов.

Предприятие является также добросовестным налогоплательщиком, обеспечивающим полную и своевременную уплату всех налогов и платежей бюджетную систему и внебюджетные фонды в размерах и сроки, предусмотренные налоговым законодательством.  В 2006 году налогов и платежей было уплачено предприятием более чем в 6 раз выше уровня 2005 года, и их общая сумма составила в 2006 году 125,1 миллионов рублей.

Следует отметить, что предприятие добивается ежегодно увеличения и средней заработной платы работников, уровень которой составил в 2006 году около 8 тысяч рублей, и что почти в 2 раза выше уровня средней заработной платы в целом по республике.  При этом заработная плата работникам выплачивается ежемесячно, без каких – либо задержек в сроки, установленные коллективным договором предприятия.

Как видно из приведенных  выше данных предприятие динамично развивается, стабильно обеспечивает рост объемов производства и улучшения основных финансово-экономических показателей работы.  особенно большой скачек сделан предприятием в 2005-2006 годах в результате  напряженной и самоотверженной работы всего коллектива предприятия.   При этом государственный заказ на выпуск оборонной продукции, доля которого составляет 15-25% от общих объемов производства, а также заказы юридических и физических лиц выполняется предприятием в полном объеме.

Учитывая большой спрос  на продукцию со стороны государства, отраслей экономики и населения, предприятие намеренно и далее развивать производство путем увеличения объемов выпуска уже освоенных оборонных и гражданских видов продукции, а также серийного освоения новых уникальных высокотехнологичных, наукоемких и конкурентоспособных изделий, разрабатываемых предприятием и соответствующих мировым стандартам.  Так, в 2007 году планируется довести объемы выпуска товарной продукции до 1000-1100 миллионов рублей, а в 2008 году – до 1500-1700 миллионов рублей с соответствующим улучшением других показателей деятельности предприятия.

Основными партнерами ОАО  «Авиаагрегат» являются:

- Министерство обороны  РФ; ФГУП «Рособоронэкспорт»;

- предприятия авиационной  промышленности России и СНГ;

- аэропорты и авиакомпании  России и СНГ;

- предприятия оборонной  промышленности России и СНГ;

- авиаремонтные заводы  в России и СНГ;

- автомобилестроительные  предприятия («Авто ВАЗ», «УАЗ»,  «ГАЗ», «КАМАЗ» и др.).

 

 

 

 

 

Глава III. Пути повышения конкурентоспособности предприятия

 

3.1. Конкурентные стратегии развития ОАО «Авиаагрегат»

 

При формировании стратегии ОАО «Авиаагрегат» целесообразно не ограничиваться анализом внешних и внутренних факторов развития, а соотносить стратегические решения с элементами конкурентной стратегии лучших аналогичных предприятий и организаций.  Современная конкурентная стратегия организаций ориентируется на устойчивые характеристики, свойственные успешно действующим организациям.   В частности, для коммерческих предприятий достигших лидирующих позиций в своем виде бизнеса, характерны некоторые характеристики конкурентной стратегии.

Свой сегмент на рынке.  Почти каждая организация стремится  иметь собственный сегмент на рынке, где ее окружают конкуренты или  имитаторы. Не масштаб, а уникальная специализация становится конкурентным преимуществом.  Собственный сегмент  на рынке не возможно удерживать долго,  по этому ОАО «Авиаагрегат» постоянно трансформируется и осваивает или создает новые сегменты, раз за разом обритая на рынке временное монопольное преимущество.

Забота о качестве. Невозможно обеспечить конкурентоспособность, не осуществляя постоянные заботы о качестве производимых товаров и услуг.  Контроль качества становится в связи с этим обязательным элементом конкурентного преимущества.  

Инновации. Постоянное обновление продукции, технологии, методов управления, видов деятельности характеризует лучшие фирмы.  Плотный поток нововведений на любом участке, на любом уровне управления, вот, что отличает победителей в конкурентной борьбе.  Организации – лидеры создают обстановку, в которую люди не препятствуют изменениям, а на оборот, ожидают их.   Именно инновации обеспечивают адаптивность к постоянным изменениям во внешней среде.  Организации постоянно учатся осваивать новые подходы, технологии и методы.

Быстрота действий.  Для конкурентоспособности очень важна быстро осуществления любых действий: и обновления продукции, и осуществления реконструкции, и освоение новых технологий, и ответа на телефонный звонок клиента.

Малая величина предприятий.  Широко известно преимущество малых  предприятий перед крупными.  Малая величина обеспечивает большую адаптивность, более высокую скорость реакции, более плотный поток нововведений, большую приверженность персонала своему делу.

Партнерство.  Партнерство  во взаимоотношениях с контрагентами  и потребителями позволяет повысить качество, ускорить внедрение нововведений, привлечь потребителей в процесс модернизации продукции, обеспечить ее соответствие запросам потребителей, адаптировать и перенять передовой контрагентов.  В новых условиях конкурентная стратегия, все чаще строится на стратегических альянсах, в рамках которых стороны объединяются для защиты общих лидирующих позиций. 

Квалификация персонала. Лидирующие предприятия, повышая эффективность  собственной деятельности, обычно добавляют  в свой продукт (или услугу) новые  характеристики так, чтобы дополнительные затраты привели  к непропорционально общему улучшению потребительских свойств и соответственному повышению цены и коммерческого результата. При этом новые характеристики продукта становятся результатом принесения высококвалифицированного труда.  Организации ранее предоставлялись кА соединение отдельных элементов технологии, принципов упорядоченности и прочего, при этом люди в организации предоставлялись лишь одним из ресурсов, который можно к тому же частично заменить механизмом. Сегодня главное организации- не технологии, а политика, стратегии, менеджмент, культура, навыки и знания людей. Именно они определяют конкурентоспособность предприятия.

Необходимость оценки и  повышения конкурентоспособности предприятия по той или иной ее составляющей зависит, прежде всего, от масштаба и характера решаемой проблемы, а так же от уровня управления так, оценка и постоянная работа повышению конкурентоспособности предложения являются частью дополнительных обязанностей начальников отделов сбыта и маркетинга. Однако, если решение проблемы (например, сокращение продаж)не может быть найдено только на уровне коррекции предложения,  необходимо принимать меры к повышению конкурентоспособности, затрагивающие уровни потенциала (ресурсов)  предприятия. Подобные мероприятия являются прерогативой высшего менеджмента и собственников.

В любом случае полезно  проводить периодическую диагностику  конкурентоспособности по всем уровням  с учетом перспектив изменения ситуации. Коррекция предложения  является наиболее дешевым и быстро реализуемым мероприятием, однако, если она затрагивает факторы, связанные с ресурсной базой предприятия, необходимо проводить работу по улучшению базы.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятий Республики Дагестан и ОАО «Авиаагрегат»