Анализ ликвидности баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву.

Содержание работы

1. Анализ ликвидности баланса 3
2. Анализ платежеспособности 6
3. Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности 7
4. Анализ финансовой устойчивости 9
6. Анализ кредитоспособности 10
6. Анализ прибыли 13
7. Факторный анализ чистой прибыли 15
8. Анализ рентабельности 17
9. Факторный анализ собственного капитала 18
10. Факторный анализ рентабельности активов 20

Файлы: 1 файл

Анализ Арина 1.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

- коэффициент обеспеченности  собственными средствами показывает, что на предприятии имеются собственные источники финансирования.

- коэффициент финансовой  устойчивости показывает, что на  конец 
года 69% активов финансируется за счет устойчивых источников.

Проведенный анализ позволяет оценить уровень финансовой устойчивости предприятия как высокий, гарантирующей его платежеспособность.

6. Анализ кредитоспособности

 

 

Сбербанк России разработал и применяет методику определения  кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки, финансового  состояния и качественного анализа  рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. С этой целью анализируются динамика оценочных показателей, структура статей баланса, качество активов, основные направления финансово-хозяйственной политики заемщика. При расчете показателей (коэффициентов) применяется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основе экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (К1, К2, К3); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4); показатель оборачиваемости и рентабельности (К5). Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты (К1, К2, К3, К4, К5), а остальные показатели (оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти коэффициентам. По результатам анализа пяти коэффициентов заемщику присваивается категория по каждому из этих показателей на базе сравнения полученных значений с установленными (достаточными). Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами. Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений представлена в табл. 5.

 

Таблица 5. - Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России

Коэффициент

I категория

II категория

III категория

К1

0,2 и выше

0,15-0,2

Менее 0,15

К2

0,8 и выше

0,5-0,8

Менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0-2,0

Менее 1,0

К4, кроме торговли

1,0 и выше

0,7-1,0

Менее 0,7

К4, для торговли

0,6 и выше

0,4-0,6

Менее 0,4

К5

0,15 и выше

Менее 0,15

Нерентабельные


 

Следующий шаг – расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: К1 = 0,11, К2 = 0,05, К3 = 0,42, К4 = 0,21, К5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.

Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в  количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика, или класса. Устанавливаются три класса заемщиков: первоклассные, кредитование которых не вызывает сомнений; второклассные — кредитование требует взвешенного подхода; третьеклассные — кредитование связано с повышенным риском. Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков. Сумма баллов (S) влияет на рейтинг заемщика следующим образом: S = 1 или 1,05 — заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности; 1,05 < S < 2,42 соответствует второму классу; S ≥ 2,42 соответствует третьему классу. Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика.

Рассчитаем сумму балов  по вычисленным показателям в  соответствии с их категорией и весом  показателя.

Таблица 6. - Расчет суммы баллов

Показатель

Вес показателя

На начало года

Категория

Расчет балов

Конец года

Категория

Расчет балов

К1

0,11

0,05

3

0,33

0,06

3

0,33

К2

0,05

0,08

3

0,15

0,10

3

0,15

К3

0,42

2,07

1

0,42

3,13

1

0,42

К4

0,21

0,85

1

0,21

1,84

1

0,21

К5

0,21

0,21

1

0,21

0,25

1

0,21

Сумма

1

Х

х

1,32

Х

х

1,32


 

Таким образом,  сумма  балов равна 1,32, ООО «Арина можно отнести ко второму классу заемщиков.

6. Анализ прибыли

 

Для анализа и оценки структуры и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 7), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности и прочих внереализационных операций.

Таблица 4 - Динамика прибыли (Абсолютные значения)

 

Наименование показателя

На начало года

На конец года

Абсол изменение

Удельный  выручки  на нач года

Удельный  выручки  након года

Абсол изм уд веса

 Выручка от продажи  продукции

15532

21760

6228

100

100

 

 Себестоимость продукции

12338

16257

3919

79,44

74,71

-4,73

 Валовая прибыль

3194

5503

2309

20,56

25,29

4,73

Коммерческие расходы

1004

805

-199

6,46

3,70

-2,76

Управленческие расходы

0

44

44

0,00

0,20

0,20

 Прибыль (убыток) от  продаж

2190

4654

2464

14,10

21,39

7,29

Проценты к уплате

0

210

210

0,00

0,97

0,97

Операционные доходы

0

0

0

0,00

0,00

0,00

Операционные расходы

0

0

0

0,00

0,00

0,00

Прочие доходы

0

0

0

0,00

0,00

0,00

Прочие расходы

0

1

1

0,00

0,00

0,00

  Прибыль (убыток) до  налогообложения

2190

4443

2253

14,10

20,42

6,32

  Налог на прибыль

87

131

44

0,56

0,60

0,04

Чистая прибыль

2103

4312

2209

13,54

19,82

6,28


 

Выручка от реализации за анализируемый период увеличилась с 15532 тыс. руб. и до 21760 тыс. руб. или увеличилась на 6228 тыс. руб.. Величина себестоимости изменилась на 3919 тыс. руб..  В целом, удельный вес себестоимости в общем объеме выручки снизился Сравнение темпов изменения абсолютных величин выручки и себестоимости свидетельствует о повышении эффективности операционной деятельности (табл. 7).

В целом за анализируемый  период доля валовой прибыли выросла с 20,56% и до 25,29 %, что говорит о положительной динамике изменения структуры доходов предприятия.

Прибыль от продаж увеличилась в анализируемом периоде с 2190 тыс. руб. и до 4654 тыс. руб. или на 2464 тыс. руб. Это свидетельствует о повышении рентабельности основной деятельности предприятия.

На конец анализируемого периода предприятие имело чистую прибыль в размере: 4312 тыс. руб., которая имела тенденцию к росту, что говорит о росте у предприятия источника собственных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности.

В структуре доходов  предприятия наибольшую долю составляет прибыль от операционной деятельности, что свидетельствует о нормальной производственной деятельности предприятия.

 

7. Факторный анализ чистой прибыли

 

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится  под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Для более глубокого  анализа исследуем состав каждого  элемента прибыли и факторы, повлиявшие на нее.

Рост цен в 2009 году составил 8 %, Индекс цены будет 1,08%  .

Выручка 2009 г. в сопоставимых ценах составит В, = 21760/1,08 = 20148 тыс. руб.

1. Определим  влияние  цен на выручку от продаж

∆Вц = В1-В, = 1611,85 тыс. руб.

2. Определим  влияние  количества проданной продукции   на выручку от продаж

∆Вк = В,-В0= 4616,15 тыс. руб.

 

Таблица 8 – Сводная  таблица влияния факторов

 

Наименование показателя

Сумма

Влияние цены на выручку

1611,85

Влияние количества на выручку

4616,15

Рентабельность продаж  на начало года

14,10

Факторы

 

Количество проданной продукции

650,87

Цены на реализованную продукцию

227,27

Себестоимость

1028,27

Коммерческие расходы

601,58

Управленческие расходы

-44,00

Общая сумма изменений

2464,00

Проценты к уплате

-210,00

Прочие расходы

-1,00

  Налог на прибыль

-44,00

Общая сумма изменений

2209,00


 

Таким образом, как видно из этих данных, наибольшее влияние на увеличение прибыли от продаж оказали факторы себестоимости продукции, количества проданной продукции и коммерческих расходов.

Изменение количества проданной продукции позволило предприятию получить дополнительную прибыль на сумму 650,87 тыс. руб., а изменение себестоимости повысило сумму прибыли на 1028,27 тыс. руб.

 Так же на прибыль оказало положительное влияние снижение коммерческих расходов, что позволило получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 601,58 тыс. руб. а увеличение управленческих расходов оказало негативное влияние на  прибыль от реализации и снизило ее на 44 тыс. руб. соответственно.

На  чистую прибыль  негативное влияние оказал и факторы  увеличения процентов к уплате,  налога на прибыль и прочих расходов.

 

 

 

8. Анализ рентабельности

 

В отчетном периоде деятельность компании оставалась прибыльной, при  этом наблюдалась общая тенденция к повышению всех показателей рентабельности (таб. 8).

 

Таблица 8- Показатели рентабельности

 

Показатель 

2008 год

2009 год

Отклонения

Рентабельность продаж (услуг)

14,10

21,39

7,29

Валовая рентабельность

20,56

25,29

4,73

Рентабельность активов

17,06

27,83

10,76

Рентабельность собственного капитала

26,45

49,55

23,10

Рентабельность  производства

17,04

26,52

9,48

Рентабельность перманентного  капитала

24,38

44,19

19,81


 

 

 

Одним из главных показателей  эффективности деятельности предприятия  является рентабельность продаж, которая  в 2009 г. составила 21,39%, и выросла на   7,29%. По величине этого показателя можно судить о том, что предприятие осуществляет продажи с прибылью, и руководству предприятия можно сконцентрироваться на сокращении затрат, связанных с продажами и о способах повышения выручки для дальнейшего роста эффективности деятельности компании.

Информация о работе Анализ ликвидности баланса