Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:49, курсовая работа
Анализ ликвидности баланса заключается в  сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву.
1. Анализ ликвидности баланса	3
2. Анализ платежеспособности	6
3. Факторный анализ  коэффициента текущей ликвидности	7
4. Анализ финансовой устойчивости	9
6. Анализ кредитоспособности	10
6. Анализ прибыли	13
7. Факторный анализ чистой прибыли	15
8. Анализ рентабельности	17
9. Факторный анализ собственного капитала	18
10. Факторный анализ рентабельности активов	20
- коэффициент обеспеченности 
собственными средствами 
- коэффициент финансовой 
устойчивости показывает, что на 
конец 
года 69% активов финансируется за счет устойчивых 
источников.
Проведенный анализ позволяет оценить уровень финансовой устойчивости предприятия как высокий, гарантирующей его платежеспособность.
Сбербанк России разработал 
и применяет методику определения 
кредитоспособности заемщика на основе 
количественной оценки, финансового 
состояния и качественного 
Таблица 5. - Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России
Коэффициент  | 
  I категория  | 
  II категория  | 
  III категория  | 
К1  | 
  0,2 и выше  | 
  0,15-0,2  | 
  Менее 0,15  | 
К2  | 
  0,8 и выше  | 
  0,5-0,8  | 
  Менее 0,5  | 
К3  | 
  2,0 и выше  | 
  1,0-2,0  | 
  Менее 1,0  | 
К4, кроме торговли  | 
  1,0 и выше  | 
  0,7-1,0  | 
  Менее 0,7  | 
К4, для торговли  | 
  0,6 и выше  | 
  0,4-0,6  | 
  Менее 0,4  | 
К5  | 
  0,15 и выше  | 
  Менее 0,15  | 
  Нерентабельные  | 
Следующий шаг – расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: К1 = 0,11, К2 = 0,05, К3 = 0,42, К4 = 0,21, К5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.
Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.
Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.
Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика, или класса. Устанавливаются три класса заемщиков: первоклассные, кредитование которых не вызывает сомнений; второклассные — кредитование требует взвешенного подхода; третьеклассные — кредитование связано с повышенным риском. Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков. Сумма баллов (S) влияет на рейтинг заемщика следующим образом: S = 1 или 1,05 — заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности; 1,05 < S < 2,42 соответствует второму классу; S ≥ 2,42 соответствует третьему классу. Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика.
Рассчитаем сумму балов по вычисленным показателям в соответствии с их категорией и весом показателя.
Таблица 6. - Расчет суммы баллов
Показатель  | 
  Вес показателя  | 
  На начало года  | 
  Категория  | 
  Расчет балов  | 
  Конец года  | 
  Категория  | 
  Расчет балов  | 
К1  | 
  0,11  | 
  0,05  | 
  3  | 
  0,33  | 
  0,06  | 
  3  | 
  0,33  | 
К2  | 
  0,05  | 
  0,08  | 
  3  | 
  0,15  | 
  0,10  | 
  3  | 
  0,15  | 
К3  | 
  0,42  | 
  2,07  | 
  1  | 
  0,42  | 
  3,13  | 
  1  | 
  0,42  | 
К4  | 
  0,21  | 
  0,85  | 
  1  | 
  0,21  | 
  1,84  | 
  1  | 
  0,21  | 
К5  | 
  0,21  | 
  0,21  | 
  1  | 
  0,21  | 
  0,25  | 
  1  | 
  0,21  | 
Сумма  | 
  1  | 
  Х  | 
  х  | 
  1,32  | 
  Х  | 
  х  | 
  1,32  | 
Таким образом, сумма балов равна 1,32, ООО «Арина можно отнести ко второму классу заемщиков.
Для анализа и оценки структуры и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 7), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности и прочих внереализационных операций.
Таблица 4 - Динамика прибыли (Абсолютные значения)
Наименование показателя  | 
  На начало года  | 
  На конец года  | 
  Абсол изменение  | 
  Удельный выручки на нач года  | 
  Удельный выручки након года  | 
  Абсол изм уд веса  | 
Выручка от продажи продукции  | 
  15532  | 
  21760  | 
  6228  | 
  100  | 
  100  | 
  |
Себестоимость продукции  | 
  12338  | 
  16257  | 
  3919  | 
  79,44  | 
  74,71  | 
  -4,73  | 
Валовая прибыль  | 
  3194  | 
  5503  | 
  2309  | 
  20,56  | 
  25,29  | 
  4,73  | 
Коммерческие расходы  | 
  1004  | 
  805  | 
  -199  | 
  6,46  | 
  3,70  | 
  -2,76  | 
Управленческие расходы  | 
  0  | 
  44  | 
  44  | 
  0,00  | 
  0,20  | 
  0,20  | 
Прибыль (убыток) от продаж  | 
  2190  | 
  4654  | 
  2464  | 
  14,10  | 
  21,39  | 
  7,29  | 
Проценты к уплате  | 
  0  | 
  210  | 
  210  | 
  0,00  | 
  0,97  | 
  0,97  | 
Операционные доходы  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
Операционные расходы  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
Прочие доходы  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
Прочие расходы  | 
  0  | 
  1  | 
  1  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
  0,00  | 
Прибыль (убыток) до налогообложения  | 
  2190  | 
  4443  | 
  2253  | 
  14,10  | 
  20,42  | 
  6,32  | 
Налог на прибыль  | 
  87  | 
  131  | 
  44  | 
  0,56  | 
  0,60  | 
  0,04  | 
Чистая прибыль  | 
  2103  | 
  4312  | 
  2209  | 
  13,54  | 
  19,82  | 
  6,28  | 
Выручка от реализации за анализируемый период увеличилась с 15532 тыс. руб. и до 21760 тыс. руб. или увеличилась на 6228 тыс. руб.. Величина себестоимости изменилась на 3919 тыс. руб.. В целом, удельный вес себестоимости в общем объеме выручки снизился Сравнение темпов изменения абсолютных величин выручки и себестоимости свидетельствует о повышении эффективности операционной деятельности (табл. 7).
В целом за анализируемый период доля валовой прибыли выросла с 20,56% и до 25,29 %, что говорит о положительной динамике изменения структуры доходов предприятия.
Прибыль от продаж увеличилась в анализируемом периоде с 2190 тыс. руб. и до 4654 тыс. руб. или на 2464 тыс. руб. Это свидетельствует о повышении рентабельности основной деятельности предприятия.
На конец анализируемого 
периода предприятие имело 
В структуре доходов предприятия наибольшую долю составляет прибыль от операционной деятельности, что свидетельствует о нормальной производственной деятельности предприятия.
 
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Для более глубокого анализа исследуем состав каждого элемента прибыли и факторы, повлиявшие на нее.
Рост цен в 2009 году составил 8 %, Индекс цены будет 1,08% .
Выручка 2009 г. в сопоставимых ценах составит В, = 21760/1,08 = 20148 тыс. руб.
1. Определим влияние цен на выручку от продаж
∆Вц = В1-В, = 1611,85 тыс. руб.
2. Определим  влияние 
количества проданной 
∆Вк = В,-В0= 4616,15 тыс. руб.
Таблица 8 – Сводная таблица влияния факторов
Наименование показателя  | 
  Сумма  | 
Влияние цены на выручку  | 
  1611,85  | 
Влияние количества на выручку  | 
  4616,15  | 
Рентабельность продаж на начало года  | 
  14,10  | 
Факторы  | 
  |
Количество проданной продукции  | 
  650,87  | 
Цены на реализованную продукцию  | 
  227,27  | 
Себестоимость  | 
  1028,27  | 
Коммерческие расходы  | 
  601,58  | 
Управленческие расходы  | 
  -44,00  | 
Общая сумма изменений  | 
  2464,00  | 
Проценты к уплате  | 
  -210,00  | 
Прочие расходы  | 
  -1,00  | 
Налог на прибыль  | 
  -44,00  | 
Общая сумма изменений  | 
  2209,00  | 
Таким образом, как видно из этих данных, наибольшее влияние на увеличение прибыли от продаж оказали факторы себестоимости продукции, количества проданной продукции и коммерческих расходов.
Изменение количества проданной продукции позволило предприятию получить дополнительную прибыль на сумму 650,87 тыс. руб., а изменение себестоимости повысило сумму прибыли на 1028,27 тыс. руб.
Так же на прибыль оказало положительное влияние снижение коммерческих расходов, что позволило получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 601,58 тыс. руб. а увеличение управленческих расходов оказало негативное влияние на прибыль от реализации и снизило ее на 44 тыс. руб. соответственно.
На чистую прибыль негативное влияние оказал и факторы увеличения процентов к уплате, налога на прибыль и прочих расходов.
 
В отчетном периоде деятельность компании оставалась прибыльной, при этом наблюдалась общая тенденция к повышению всех показателей рентабельности (таб. 8).
Таблица 8- Показатели рентабельности
Показатель  | 
  2008 год  | 
  2009 год  | 
  Отклонения  | 
Рентабельность продаж (услуг)  | 
  14,10  | 
  21,39  | 
  7,29  | 
Валовая рентабельность  | 
  20,56  | 
  25,29  | 
  4,73  | 
Рентабельность активов  | 
  17,06  | 
  27,83  | 
  10,76  | 
Рентабельность собственного капитала  | 
  26,45  | 
  49,55  | 
  23,10  | 
Рентабельность производства  | 
  17,04  | 
  26,52  | 
  9,48  | 
Рентабельность перманентного капитала  | 
  24,38  | 
  44,19  | 
  19,81  | 
Одним из главных показателей эффективности деятельности предприятия является рентабельность продаж, которая в 2009 г. составила 21,39%, и выросла на 7,29%. По величине этого показателя можно судить о том, что предприятие осуществляет продажи с прибылью, и руководству предприятия можно сконцентрироваться на сокращении затрат, связанных с продажами и о способах повышения выручки для дальнейшего роста эффективности деятельности компании.