Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 06:49, курсовая работа
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги групп по активу и пассиву.
1. Анализ ликвидности баланса 3
2. Анализ платежеспособности 6
3. Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности 7
4. Анализ финансовой устойчивости 9
6. Анализ кредитоспособности 10
6. Анализ прибыли 13
7. Факторный анализ чистой прибыли 15
8. Анализ рентабельности 17
9. Факторный анализ собственного капитала 18
10. Факторный анализ рентабельности активов 20
- коэффициент обеспеченности
собственными средствами
- коэффициент финансовой
устойчивости показывает, что на
конец
года 69% активов финансируется за счет устойчивых
источников.
Проведенный анализ позволяет оценить уровень финансовой устойчивости предприятия как высокий, гарантирующей его платежеспособность.
Сбербанк России разработал
и применяет методику определения
кредитоспособности заемщика на основе
количественной оценки, финансового
состояния и качественного
Таблица 5. - Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России
Коэффициент |
I категория |
II категория |
III категория |
К1 |
0,2 и выше |
0,15-0,2 |
Менее 0,15 |
К2 |
0,8 и выше |
0,5-0,8 |
Менее 0,5 |
К3 |
2,0 и выше |
1,0-2,0 |
Менее 1,0 |
К4, кроме торговли |
1,0 и выше |
0,7-1,0 |
Менее 0,7 |
К4, для торговли |
0,6 и выше |
0,4-0,6 |
Менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
Менее 0,15 |
Нерентабельные |
Следующий шаг – расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: К1 = 0,11, К2 = 0,05, К3 = 0,42, К4 = 0,21, К5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.
Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.
Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.
Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика, или класса. Устанавливаются три класса заемщиков: первоклассные, кредитование которых не вызывает сомнений; второклассные — кредитование требует взвешенного подхода; третьеклассные — кредитование связано с повышенным риском. Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков. Сумма баллов (S) влияет на рейтинг заемщика следующим образом: S = 1 или 1,05 — заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности; 1,05 < S < 2,42 соответствует второму классу; S ≥ 2,42 соответствует третьему классу. Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика.
Рассчитаем сумму балов по вычисленным показателям в соответствии с их категорией и весом показателя.
Таблица 6. - Расчет суммы баллов
Показатель |
Вес показателя |
На начало года |
Категория |
Расчет балов |
Конец года |
Категория |
Расчет балов |
К1 |
0,11 |
0,05 |
3 |
0,33 |
0,06 |
3 |
0,33 |
К2 |
0,05 |
0,08 |
3 |
0,15 |
0,10 |
3 |
0,15 |
К3 |
0,42 |
2,07 |
1 |
0,42 |
3,13 |
1 |
0,42 |
К4 |
0,21 |
0,85 |
1 |
0,21 |
1,84 |
1 |
0,21 |
К5 |
0,21 |
0,21 |
1 |
0,21 |
0,25 |
1 |
0,21 |
Сумма |
1 |
Х |
х |
1,32 |
Х |
х |
1,32 |
Таким образом, сумма балов равна 1,32, ООО «Арина можно отнести ко второму классу заемщиков.
Для анализа и оценки структуры и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 7), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности и прочих внереализационных операций.
Таблица 4 - Динамика прибыли (Абсолютные значения)
Наименование показателя |
На начало года |
На конец года |
Абсол изменение |
Удельный выручки на нач года |
Удельный выручки након года |
Абсол изм уд веса |
Выручка от продажи продукции |
15532 |
21760 |
6228 |
100 |
100 |
|
Себестоимость продукции |
12338 |
16257 |
3919 |
79,44 |
74,71 |
-4,73 |
Валовая прибыль |
3194 |
5503 |
2309 |
20,56 |
25,29 |
4,73 |
Коммерческие расходы |
1004 |
805 |
-199 |
6,46 |
3,70 |
-2,76 |
Управленческие расходы |
0 |
44 |
44 |
0,00 |
0,20 |
0,20 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2190 |
4654 |
2464 |
14,10 |
21,39 |
7,29 |
Проценты к уплате |
0 |
210 |
210 |
0,00 |
0,97 |
0,97 |
Операционные доходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Операционные расходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие доходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прочие расходы |
0 |
1 |
1 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2190 |
4443 |
2253 |
14,10 |
20,42 |
6,32 |
Налог на прибыль |
87 |
131 |
44 |
0,56 |
0,60 |
0,04 |
Чистая прибыль |
2103 |
4312 |
2209 |
13,54 |
19,82 |
6,28 |
Выручка от реализации за анализируемый период увеличилась с 15532 тыс. руб. и до 21760 тыс. руб. или увеличилась на 6228 тыс. руб.. Величина себестоимости изменилась на 3919 тыс. руб.. В целом, удельный вес себестоимости в общем объеме выручки снизился Сравнение темпов изменения абсолютных величин выручки и себестоимости свидетельствует о повышении эффективности операционной деятельности (табл. 7).
В целом за анализируемый период доля валовой прибыли выросла с 20,56% и до 25,29 %, что говорит о положительной динамике изменения структуры доходов предприятия.
Прибыль от продаж увеличилась в анализируемом периоде с 2190 тыс. руб. и до 4654 тыс. руб. или на 2464 тыс. руб. Это свидетельствует о повышении рентабельности основной деятельности предприятия.
На конец анализируемого
периода предприятие имело
В структуре доходов предприятия наибольшую долю составляет прибыль от операционной деятельности, что свидетельствует о нормальной производственной деятельности предприятия.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Для более глубокого анализа исследуем состав каждого элемента прибыли и факторы, повлиявшие на нее.
Рост цен в 2009 году составил 8 %, Индекс цены будет 1,08% .
Выручка 2009 г. в сопоставимых ценах составит В, = 21760/1,08 = 20148 тыс. руб.
1. Определим влияние цен на выручку от продаж
∆Вц = В1-В, = 1611,85 тыс. руб.
2. Определим влияние
количества проданной
∆Вк = В,-В0= 4616,15 тыс. руб.
Таблица 8 – Сводная таблица влияния факторов
Наименование показателя |
Сумма |
Влияние цены на выручку |
1611,85 |
Влияние количества на выручку |
4616,15 |
Рентабельность продаж на начало года |
14,10 |
Факторы |
|
Количество проданной продукции |
650,87 |
Цены на реализованную продукцию |
227,27 |
Себестоимость |
1028,27 |
Коммерческие расходы |
601,58 |
Управленческие расходы |
-44,00 |
Общая сумма изменений |
2464,00 |
Проценты к уплате |
-210,00 |
Прочие расходы |
-1,00 |
Налог на прибыль |
-44,00 |
Общая сумма изменений |
2209,00 |
Таким образом, как видно из этих данных, наибольшее влияние на увеличение прибыли от продаж оказали факторы себестоимости продукции, количества проданной продукции и коммерческих расходов.
Изменение количества проданной продукции позволило предприятию получить дополнительную прибыль на сумму 650,87 тыс. руб., а изменение себестоимости повысило сумму прибыли на 1028,27 тыс. руб.
Так же на прибыль оказало положительное влияние снижение коммерческих расходов, что позволило получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 601,58 тыс. руб. а увеличение управленческих расходов оказало негативное влияние на прибыль от реализации и снизило ее на 44 тыс. руб. соответственно.
На чистую прибыль негативное влияние оказал и факторы увеличения процентов к уплате, налога на прибыль и прочих расходов.
В отчетном периоде деятельность компании оставалась прибыльной, при этом наблюдалась общая тенденция к повышению всех показателей рентабельности (таб. 8).
Таблица 8- Показатели рентабельности
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонения |
Рентабельность продаж (услуг) |
14,10 |
21,39 |
7,29 |
Валовая рентабельность |
20,56 |
25,29 |
4,73 |
Рентабельность активов |
17,06 |
27,83 |
10,76 |
Рентабельность собственного капитала |
26,45 |
49,55 |
23,10 |
Рентабельность производства |
17,04 |
26,52 |
9,48 |
Рентабельность перманентного капитала |
24,38 |
44,19 |
19,81 |
Одним из главных показателей эффективности деятельности предприятия является рентабельность продаж, которая в 2009 г. составила 21,39%, и выросла на 7,29%. По величине этого показателя можно судить о том, что предприятие осуществляет продажи с прибылью, и руководству предприятия можно сконцентрироваться на сокращении затрат, связанных с продажами и о способах повышения выручки для дальнейшего роста эффективности деятельности компании.