Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является обобщение теоретических исследований в области анализа показателей товарооборота и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию. Задачи работы: - раскрыть сущность и значение розничного товарооборота и охарактеризовать факторы, определяющие его объем и структуру; - выявить роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий; - проанализировать товарооборот ООО «Уралторгсервис» и факторы, определяющие его объем и структуру; - провести оценку влияния товарооборота на формирование издержек обращения, валового дохода и прибыли предприятия;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 ТОВАРООБОРОТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….7
1.1 Экономическая сущность товарооборота…………………………………...7
1.2 Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия………………………………...11
1.3 Этапы анализа товарооборота……………………………………………....17
2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………29
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ООО «Уралторгсервис»……………………………………………………..29
2.2 Анализ товарооборота предприятия и факторов,
определяющих его объем и структуру……………………………………...39
2.3 Оценка влияния товарооборота на формирование
издержек обращения, валового дохода и прибыли………………………..49
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..57
3.1 Обоснование минимально необходимой прибыли для
обеспечения хозяйственной деятельности предприятия…………………..57
3.2 Экономическое обоснование товарооборота,
обеспечивающего достаточный для развития предприятия
запас финансовой прочности………………………………………………...63
3.3 Разработка среднего плана развития предприятия
на среднесрочную перспективу………...…………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………77
Влияние на объем
товарооборота торгового
В первом случае находятся
отклонения между показателями отчетного
и прошлого года, а затем определяется
направление влияния фактора
на увеличение или уменьшение объема
товарооборота. Причем следует учитывать,
что направление влияния на объем
товарооборота изменения
Значительное влияние на объем товарооборота торгового предприятия оказывают трудовые факторы: численность работников и производительность их труда. Модель имеет вид:
Т = В х Ч, где
Т - объем товарооборота, руб.;
Ч - среднесписочная численность работников, чел.;
В - производительность труда одного работника, руб.
В условиях инфляции
такой анализ целесообразно проводить
по товарообороту и
Используя способ разниц или метод интегрирования можно рассчитать влияние на объем товарооборота изменения трудовых факторов и индекса цен. Используя способ разниц, имеем:
∆Тч = (Ч1 –Ч0)х В0, где
∆Тч - изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;
Ч0 - среднесписочная численность работников в прошлом году, чел.;
Ч1 - среднесписочная численность работников в отчетном году, чел.;
В0 - производительность труда одного работника в прошлом году, руб.
При применении в
факторном анализе
При использовании
для анализа интегрального
∆Винт = Всоп – В0, где
∆Винт - изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда, руб.;
∆Вц = В1 – Всоп, где
∆Вц - изменение производительности труда одного работника за счет изменения цен на товары, руб.
Тогда влияние анализируемых факторов на объем товарооборота может быть рассчитано по следующим формулам:
- изменение среднесписочной численности работников:
∆Тч = В0 х ∆Ч +
- изменение производительности труда одного работника
∆ТВ = Ч0 х ∆Винт +
- изменение цен на товары
∆Тц = Ч0 х ∆Вц +
Значительное влияние на объем товарооборота торгового предприятия оказывают факторы, связанные с наличием основных фондов, эффективностью их использования и режимом работы.
Объем розничного товарооборота торгового предприятия отражен формулой:
Т = Рм х Д х t х Вр, где
Т - объем товарооборота за период, руб.;
Рм - количество рабочих мест (условных) в предприятии, ед.;
Д - количество дней работы предприятия, дни;
t - продолжительность работы предприятия и день, ч;
Вр - выработка на одно рабочее (условное) место в час, руб.
Используя способ цепных подстановок, можно определить влияние изменения каждого из указанных факторов на объем товарооборота торгового предприятия.
1)Влияние изменения количества рабочих (условных) мест;
2) Влияние изменения
количества дней работы
3) Влияние изменения
продолжительности часов
4) Влияние изменения выработки на одно рабочее (условное) место в час.
Завершающим направлением
основного этапа анализа
1) анализ товарных запасов;
2) анализ поступления
товаров с увязкой с объемом
реализации. На данном этапе анализа
осуществляется оценка
- коэффициента равномерности поставок, рассчитываемого по формуле
Кр - коэффициент равномерности поставок товаров;
ϭ - среднее квадратическое отклонение фактического объема поставок от среднего уровня поставок;
- средний уровень поставки, тыс. руб.;
Пi - объем поставки за i-й период, тыс. руб.;
n - число поставок.
- коэффициента ритмичности поставки товаров, определяемый по следующей формуле:
Крит - коэффициент ритмичности поставок товаров;
- фактическая поставка товаров за i-й период времени, тыс.руб.;
– поставка товаров по контракту за аналогичный период времени, тыс.руб.
На заключительном этапе анализа товарооборота осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема розничного товарооборота, оптимизации его структуры и состава. Для достижения выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры.
2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Экономическая характеристика предприятия ООО «Уралторгсервис»
Объектом исследования выступает ООО «Уралторгсервис» - торговое предприятие, основным видом деятельности которого является розничная продажа широкого ассортимента алкогольной продукции. В настоящее время предприятие предлагает покупателям более 2500 товарных марок ведущих российских и иностранных производителей алкоголя.
ООО «Уралторгсервис» производит тщательный отбор вин, коньяков, виски и других видов алкогольной продукции, поставляемой на российский рынок.
Цель предприятия заключается в том, чтобы обеспечить потребителей высококачественной алкогольной продукцией, изготовленной по современным технологиям и прошедшей строгий контроль качества. Компания ООО «Уралторгсервис» ищет самые нестандартные способы продвижения собственных торговых марок. Сотрудники торгового дома ведут большую работу по маркетинговому исследованию потребительских предпочтений, разработке дизайна продукции, постоянно отслеживают изменение ситуации на алкогольном рынке, что позволяет компании своевременно разрабатывать новые направления деятельности, внедрять новые способы продвижения собственной продукции.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1.1
Рассмотрим поподробнее функции некоторых отделов.
Финансовый механизм на предприятии осуществляется через отдел - бухгалтерия.
Бухгалтерия занимается
составлением финансовой отчетности.
Этот отдел необходим для
Рис. 2.1.1 – Организационная структура ООО «Уралторгсервис»
Задачей коммерческого отдела фирмы является наилучшее достижение маркетинговых целей:
• географическое расширение рынков,
• изыскание новых сегментов рынка,
• увеличение прибыли.
Отдел занимается размещением различного рода рекламы, поиском и размещением заказов, расширением ассортимента.
В данном отделе существуют следующие должности:
• начальник отдела,
• управляющий вопросами рекламы,
• управляющий стимулирования сбыта,
• специалист по логистике (проведение маркетинговых исследований).
Отдел кадров занимается работой с персоналом предприятия. Сотрудники этого отдела производят отбор, набор, расстановку, оценку и управление движением кадров на данном предприятии.
Оптовый отдел занимается
непосредственно работой с
Отдел не является самостоятельным подразделением предприятия и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими подразделениями.
В своей деятельности отдел сбыта руководствуется действующим законодательством, постановлениями, приказами контролирующих органов, распоряжениями и указаниями руководства фирмы.
Основными задачами оптового отдела являются:
а) достижение каждым работником экономически эффективной работы по реализации продукции;
б) экономия средств, расходуемых на организацию работы отдела;
в) обеспечение своевременного выполнения предприятиями-заказчиками, договорных обязательств перед клиентами при оплате;
г) постоянная работа по изучению спроса и расширению связей, постоянный поиск новых клиентов;
д) организация своевременной доставки продукции (заказа) согласно заключенных договоров.
В связи с этими задачами сотрудники отдела:
• заключают договоры с клиентами
• подготавливают информационные списки (прайс - листы)
• подготавливают предложения по сотрудничеству, рассылает их по запросу фирм заинтересованных в сотрудничестве;
• в целях рекламы и расширения рынка сбыта продукции предприятие принимает участие в ярмарках, выставках-продажах.
Отдел возглавляет коммерческий директор, который несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед отделом.
Краткая экономическая характеристика деятельности торгового предприятия представлена в табл. 2.1.1
Таблица 2.1.1 – Анализ основных показателей деятельности ООО «Уралторгсервис» ЗА 2011-2012 г.
Показатели |
Ед. измерения |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+; -) |
2012/2011, % |
Оборот розничной торговли |
Тыс. руб. |
5983 |
6125 |
142 |
102,37 |
Торговая площадь |
М2 |
128 |
128 |
0 |
100,00 |
Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади |
Тыс. руб. / м2 |
46,74 |
47,85 |
1,11 |
102,37 |
Среднесписочная численность работников |
Чел. |
12 |
13 |
1 |
108,33 |
Производительность труда одного среднесписочного работника |
Тыс. руб. / чел. |
498,58 |
471,15 |
-27,4 |
94,50 |
Фонд заработной платы |
Тыс. руб. |
1827,96 |
1955,97 |
128,0 |
107,0 |
Среднегодовая з/п одного работника |
Тыс. руб. |
152,33 |
150,46 |
-1,9 |
98,77 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
Тыс. руб. |
223,17 |
270,17 |
47,0 |
121,06 |
Фондоотдача |
Руб. / 1 руб. |
26,81 |
22,67 |
- 4,1 |
84,56 |
Фондоемкость |
Руб. / руб. |
0,037 |
0,044 |
0,007 |
118,25 |
Фондовооруженность труда одного работника |
Тыс. руб. / чел. |
18,60 |
20,78 |
2,185 |
111,75 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств |
Тыс. руб. |
1029,2 |
1217,8 |
188,64 |
118,33 |
Время обращения оборотных средств |
дни |
61,93 |
71,58 |
9,65 |
115,59 |
Скорость обращения оборотных средств |
обороты |
5,81 |
5,03 |
- 0,78 |
86,52 |
Коэффициент рентабельности оборотных средств |
Руб. / руб. ОС |
0,54 |
0,78 |
0,24 |
143,82 |
Оборот по покупным ценам |
Тыс. руб. |
4943 |
4535 |
-408,00 |
91,75 |
Валовой доход |
Тыс. руб. |
1040 |
1590 |
550,0 |
152,88 |
Издержки обращения |
Тыс. руб. |
480 |
637 |
157,00 |
132,71 |
Прибыль (убыток) от продаж |
Тыс. руб. |
560 |
953 |
393,0 |
170,18 |
Рентабельность продаж |
% |
9,36 |
15,56 |
6,20 |
- |
Прочие доходы |
Тыс. руб. |
51 |
13 |
-38,0 |
25,49 |
Прочие расходы |
Тыс. руб. |
68 |
225 |
157,0 |
330,88 |
Валовая прибыль |
Тыс. руб. |
543 |
741 |
198,0 |
136,46 |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
506 |
704 |
198,0 |
139,13 |