Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любой коммерческой организации, задача генерирования прибыли без сомнения занимает центральное место. В общем случае, деятельность организации не обязательно прибыльна - вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся, в том числе, и более или менее значимыми убытками. Иными словами, характеризуя результативность деятельности коммерческой организации в отчетном периоде, правильнее говорить не о прибыли, а о финансовом результате. Тем не менее, очевидно, что убыточная деятельность в бизнесе не может иметь долгосрочный характер, поскольку убыток означает уменьшение инвестированного собственниками капитала, что, в конце концов, с неизбежностью приводит к ликвидации данного предприятия.

Содержание работы

Введение ........................................................................................................4
Глава 1: Сущность, функции и виды прибыли
1.1. Теоретические подходы к определению прибыли ..........................................5
1.2.Функции прибыли ..................................................................................7
1.3. Виды прибыли ......................................................................................9
1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли ......................................11
Вывод………………………………………………………………………15

Глава 2: Распределение, использование и планирование прибыли на предприятии

2.1. Распределение и использование прибыли ........................................ 16
2.2. Планирование прибыли на предприятии ...........................................19
Вывод……………………………………………………………………….24

Глава 3: Анализ прибыли предприятия ......................................26
Вывод………………………………………………………………………38
Заключение ...................................................................................................39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Фин. предприятия.docx

— 105.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ........................................................................................................4

Глава 1: Сущность, функции  и виды прибыли

1.1. Теоретические подходы  к определению прибыли ..........................................5

1.2.Функции прибыли ..................................................................................7

1.3. Виды прибыли ......................................................................................9

1.4. Факторы, влияющие на величину  прибыли ......................................11

Вывод………………………………………………………………………15

 

Глава 2: Распределение, использование  и планирование прибыли на предприятии

 

2.1. Распределение и использование  прибыли ........................................ 16

2.2. Планирование прибыли на предприятии  ...........................................19

Вывод……………………………………………………………………….24

 

Глава 3: Анализ прибыли  предприятия ......................................26

Вывод………………………………………………………………………38

Заключение ...................................................................................................39

 

Приложение 1 Образование и распределение валовой прибыли   ...............40

Приложение 2 Доходы и расходы за период.................................................41

Приложение 3 Данные для анализа прибыли................................................42

 

 

Список литературы ......................................................................................43

 

Введение.

 

Темой данной курсовой работы является прибыль предприятия, ее содержание, распределение и использование.

Выбранная тема весьма актуальна, ведь именно прибыль, в современных  рыночных условиях, является главной целью деятельности любого предприятия.

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любой коммерческой организации, задача генерирования прибыли без сомнения занимает центральное место. В общем случае, деятельность организации не обязательно прибыльна - вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся, в том числе, и более или менее значимыми убытками. Иными словами, характеризуя результативность деятельности коммерческой организации в отчетном периоде, правильнее говорить не о прибыли, а о финансовом результате. Тем не менее, очевидно, что убыточная деятельность в бизнесе не может иметь долгосрочный характер, поскольку убыток означает уменьшение инвестированного собственниками капитала, что, в конце концов, с неизбежностью приводит к ликвидации данного предприятия.

Экономический потенциал, которым  располагает предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы. Контроль и анализ факторов прибыли представляют, поэтому один из наиболее важных и востребованных разделов работы аналитика.

ГЛАВА 1: Сущность, функции и виды прибыли.

1.1.Теоритические подходы к определению  прибыли.

Экономическая сущность прибыли  является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

Прибыль - это денежное выражение  основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них с условными названиями: экономический и бухгалтерский - можно рассматривать как базовые.

Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) - это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место  в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному алгоритму, экономической.

Что касается собственно алгоритма  расчета, то здесь возможны два варианта, также нередко называемые экономическим и бухгалтерским. Экономический вариант расчета предполагает оценку капитала собственников на основе рыночных оценок, и потому применим для компаний, акции которых котируются на рынке. В этом случае в каждый момент времени (в том числе и в начале, и в конце отчетного периода) известны рыночные (т.е. объективные) данные о капитализации (произведение текущей рыночной цены акций на общее их число). Разность между значениями капитализации на конец и начало отчетного периода представляет собой прибыль собственников, которую можно олицетворять и с прибылью самой компании за данный период. Бухгалтерский вариант расчета предполагает составление ликвидационных балансов на начало

и конец отчетного периода (под ликвидационным понимается баланс, составленный в предположении, что предприятие будет ликвидировано, т.е. в балансе будут использованы оценки активов по ценам их возможной продажи). В этом случае стоимость чистых активов совпадет с величиной капитала собственников, которая тем самым и определяется на начало и конец отчетного периода. Оба варианта расчета отличаются существенной условностью.

Экономическое определение  прибыли, простое и наглядное  с позиции любого экономиста, для  бухгалтера, предпочитающего достаточно четкие и однозначно трактуемые понятия, расплывчато и неконкретно. Именно поэтому гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операции, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Исчисленную таким образом прибыль будем называть бухгалтерской.

Под операциями по преднамеренному  изменению собственного капитала понимается: дополнительные вклады собственников; дополнительная эмиссия; пожертвования; безвозмездное финансирование; выплата дивидендов; изъятие капитала собственниками; переоценка активов, имеющая целью      противодействие снижению экономического потенциала фирмы из-за инфляции.

Идея двух трактовок  прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей: 1) исчисления налогов; 2) защиты кредиторов; 3) для выбора разумной инвестиционной политики. Бухгалтерская трактовка  приемлема  только   для   достижения   первой   цели   и   абсолютно неприемлема для достижения третьей.

 

 

 

 

 

Д.    Соломон    разработал    формулу,    определяющую    связь    между бухгалтерской и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль 

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода

 -

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды

+

Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды

=

Экономическая прибыль


Отметим, что оба рассмотренных  подхода в принципе не противоречат друг другу. Экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский - для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Анализируя различные  научные трактовки прибыли, можно  сформулировать следующее определение.

Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в

раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

 

  1.2. Функции прибыли.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  ряд важнейших функций:

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности  деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий. Однако будет ли это свидетельство необходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, поскольку предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. 

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Величина прибыли определяется многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятий, другие не зависят. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого национальной экономики алгоритма и ее распределения, включая налогообложение.

Прибыль - основной источник прироста собственного капитала. В  условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения

выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

1.3. Виды прибыли. 

Рассматривая прибыль  как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли:

1) Балансовая прибыль;

2) Валовая прибыль

3) Налогооблагаемая прибыль

4) Чистая (нераспределенная) прибыль

БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ - сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина "балансовая прибыль"   связано   с   тем,   что   конечный   финансовый   результат   работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль  включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Общий объем прибыли  предприятия представляет собой ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ.

В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль  включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) НДС, акцизов, налог с продаж и других затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции - основная часть валовой прибыли.

Во-вторых, в состав валовой  прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия