Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, а именно:
- понятие и сущность розничного товарооборота;
- классификацию розничного товарооборота;
- методику анализа розничного товарооборота.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа розничного товарооборота. 6
1.1 Сущность и виды товарооборота. 6
1.2 Методика анализа розничного товарооборота. 7
Глава 2. Анализ розничного товарооборота на ООО «Аквилон». 10
2.1 Задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота. 10
2.2 Анализ динамики и структуры розничного товарооборота. 11
2.3 Анализ влияния численности персонала и производительности его труда на объем розничного товарооборота. 14
2.4 Анализ влияния использования материально-технической базы на объем розничного товарооборота. 16
Глава 3. Направления повышения эффективности анализа и увеличения объема розничного товарооборота. 18
3.1 Пути увеличения объема розничного товарооборота. 18
3.2 Прогнозирование товарооборота как один из путей увеличения его объема. 19
Заключение. 24
Список литературы 25
Для оценки динамики товарооборота берут данные из отчетности за последние 3-5 лет. При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного года.
Аналогично изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров.
Динамику товарооборота организации следует изучать во взаимосвязи с оценкой развития розничного товарооборота города или района и покупательской способности населения.
Проанализируем динамику изменения розничного товарооборота предприятия за период 2006-2010 г.г. Все необходимые данные приведены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Динамика розничного товарооборота в сопоставимых ценах.
Год |
Розничный товарооборот, руб. |
Абсолютный прирост, по сравнению, руб. |
Темпы роста, по сравнению, % |
Темпы прироста, по сравнению, % | |||
с предыдущим годом |
с 2002 годом |
с предыдущим годом |
с 2002 годом |
с предыдущим годом |
с 2002 годом | ||
2006 |
550986 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2007 |
558741 |
7755 |
7755 |
101,41 |
101,41 |
1,41 |
1,41 |
2008 |
583901 |
25160 |
32915 |
104,50 |
105,97 |
4,50 |
5,97 |
2009 |
595480 |
11579 |
44494 |
101,98 |
108,08 |
1,98 |
8,08 |
2010 |
613904 |
18424 |
62918 |
103,09 |
111,42 |
3,09 |
11,42 |
Итого |
х |
62918 |
148082 |
х |
х |
х |
х |
Из таблицы видно, что за пять лет объем розничного товарооборота возрос на 62918 рублей или на 11,42 % и в 2010 году составил 613904 рубля.
Среднегодовой темп роста (прироста)
выпуска продукции можно
Исчислим его по среднегеометрической:
=
= = =1,0274= 102,74 %
пр= 102,74- 100= 2,74 %
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,74 %.
Также изучают какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу. Изменения в структуре оказывают влияние на средний уровень и сумму издержек обращения и валового дохода, а также на прибыль и рентабельность организации.
Проанализируем розничный товарооборот магазина «Аквилон» по товарным группам. Все необходимые данные приведены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Розничный товарооборот магазина «Аквилон» по товарным группам за 2009-2010 гг.
Товарные группы |
2009 год |
2010 год |
Отклонение | |||
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Абсолют-ное, руб. |
Относи-тельное, % | |
Мясо и птица |
88726,5 |
14,9 |
91471,7 |
14,9 |
2745,2 |
3,09 |
Колбасные изделия |
85749,1 |
14,4 |
89016,1 |
14,5 |
3267 |
3,81 |
Рыба, сельдь |
23223,7 |
3,9 |
23328,4 |
3,8 |
104,7 |
0,45 |
Молоко, сыр и молочные продукты |
48829,3 |
8,2 |
50340,1 |
8,2 |
1510,8 |
3,09 |
Яйца |
15482,5 |
2,6 |
15961,5 |
2,6 |
479 |
3,09 |
Сахар |
18459,9 |
3,1 |
19644,9 |
3,2 |
1185 |
6,42 |
Кондитерские изделия |
39897,2 |
6,7 |
41745,5 |
6,8 |
1848,3 |
4,63 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
26796,6 |
4,5 |
27625,7 |
4,5 |
829,1 |
3,09 |
Мука, крупа и макаронные изделия |
21437,3 |
3,6 |
22100,5 |
3,6 |
663,2 |
3,09 |
Водка и ликероводочные изделия |
66693,8 |
11,2 |
67529,4 |
11,0 |
835,6 |
1,25 |
Вина, шампанское, коньяк |
64311,8 |
10,8 |
65073,8 |
10,6 |
762 |
1,18 |
Прочие продовольственные товары |
95872,3 |
16,1 |
100066,4 |
16,3 |
4194,1 |
4,37 |
Всего товаров |
595480 |
100 |
613904 |
100 |
18424 |
3,09 |
Из таблицы видно, что розничный товарооборот возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост товарооборота достигнут по следующим товарным группам: реализация сахара увеличилась на 1185 рублей или 6,42 %, кондитерских изделий на 1848,3 рубля или на 4,63 % и прочих продовольственных товаров на 4194,1 рубля или 4,37 %.
К трудовым факторам, влияющим
на объём розничного товарооборота,
относятся: численность работников,
организация и
Работники торговых организаций
должны способствовать появлению новых
товаров, вовлекать их в товарооборот,
воздействовать на ассортимент и
качество товаров, вырабатываемых промышленными
и сельскохозяйственными
Численность торговых работников
- важный показатель торговли. Число
работников, рабочих мест в торговле
возрастает в связи с открытием
новых магазинов, повышением культуры
обслуживания. Однако эффективность
работы торговых организаций зависит
от рациональной организации труда
и повышения его
В качестве производительности
труда в торговле применяется
сумма товарооборота на одного работника.
Повышение среднего товарооборота
на одного работника можно положительно
оценить только в том случае, если
это не сопровождается ухудшением качества
обслуживания покупателей. Объём товарооборота
можно представить
ТО = ЧР ГВ,
где ТО - розничный товарооборот, руб.;
ЧР - среднесписочная численность работников, чел.;
ГВ – среднегодовая выработка на одного работника, руб.
Методом цепной подстановки или способом абсолютных разниц можно подсчитать, в какой мере повлияло на объём розничного товарооборота изменение численности работников и производительности их труда. Расчёт влияния указанных факторов на объём розничной продажи товаров рассмотрим в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Товарооборот, численность работников и производительность их труда в торговой организации.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение | |
Абсолютное, руб. |
Относительное, % | |||
Товарооборот, руб. |
595480 |
613904 |
18424 |
3,09 |
Среднесписочная численность продавцов, чел. |
5 |
6 |
1 |
20 |
Среднегодовая выработка на одного продавца, руб. |
119096 |
102317,3 |
-16778,7 |
-14,09 |
Факторная модель для анализа розничного товарооборота имеет следующий вид: ТО= ЧР ГВ.
Определим влияние факторов на объем розничного товарооборота используя метод цепных подстановок. Для этого осуществим следующие расчеты:
1.все показатели предшествующего года -
ТО0= ЧР0 ∙ ГВ0 = 5 ∙ 119096 = 595480 (руб.);
2. среднесписочная численность работников отчётного года, среднегодовая выработка на одного продавца предшествующего года -
ТО = ЧР1 ∙ ГВ0 = 6 ∙ 119096 = 714576 (руб.);
3. все показатели отчётного года -
ТО1 = ЧР1 ∙ ГВ1= 6 ∙ 102317,3 = 613904 (руб.).
Отклонение объёма розничного товарооборота отчётного года от предшествующего определяется следующим образом:
1. в результате увеличения среднесписочной численности работников:
Δ ТОЧР = 714576 – 595480 = 119096 (руб.)
2. в результате уменьшения среднегодовой выработки на одного продавца:
Δ ТОГВ =613904 - 714576 = -100672 (руб.)
БФ: Δ ТОЧР + Δ ТОГВ = 119096 + (-100672) = 18424 (руб.).
Объем розничного товарооборота в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 18424 рубля или на 3,09 %. Это произошло за счет изменения следующих факторов: среднесписочная численность работников увеличилась на 1 продавца или на 20%, что привело к увеличению розничного товарооборота на 119096 рублей, среднегодовая выработка на одного продавца снизилась на 16778,7 рубля или на 14,09 %, что привело к снижению розничного товарооборота на 100672 рубля.
К факторам, связанным с состоянием и эффективностью использования внеоборотных активов относятся:
Показателем оценки эффективности использования торговой площади является товарооборот на 1 м2 торговой площади. Увеличение объёма продажи товаров может произойти в результате прироста торговой площади и более рационального её использования. Влияние этих факторов можно рассчитать по формуле:
ТО = П ∙ Нп,
где П - торговая площадь, м2;
Нп - товарооборот на 1 м2 торговой площади, руб.
Возможности рационального использования торговой площади разнообразны. Так, торговая площадь рационально используется при переходе на продажу с открытой выкладкой, применении самообслуживания и т.д.
На объём продажи товаров оказывает влияние состояние основных средств и других внеоборотных активов и эффективное их использование. Так, товарооборот можно представить как:
ТО = Фо ∙ ОС или ТО = ,
где Фо - фондоотдача основных средств,
Фе - фондоемкость основных средств,
ОС - среднегодовая стоимость основных средств.
Подставив в первое уравнение вместо среднегодовой стоимости основных средств выражение (Фв ∙ ЧР), где Фв – фондовооруженность основными средствами; ЧР - среднегодовая численность работников, получим: ТО = Фо ∙ Фв ∙ ЧР.
Рассчитать влияние
Предложения по дальнейшему развитию розничного товарооборота магазина «Аквилон»:
С этой целью коммерческой службе предприятия производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.
С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам.
С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.
Информация о работе Анализ розничного товарооборота на примере ООО «Аквилон»