Анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:14, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.
Объектом исследования выступает УП «Бумажная фабрика» Гознака, основной вид деятельности – выпуск бланков строгой отчетности, производство бумаги, изготовление конвертов, полиграфические услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Себестоимость продукции как экономическая категория
1.1.1 Понятие стоимости, себестоимости, издержек , цены
1.1.2 Классификация себестоимости продукции
1.1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли
1.2 Показатели себестоимости продукции
1.2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции
1.2.2 Показатели себестоимости продукции
1.2.3 Показатели снижения себестоимости продукции
1.2.4 Пути и резервы снижения себестоимости продукции
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
2.1 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции
2.1.1 Краткая характеристика предприятия, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции
2.1.2 Укрупненная организационная структура
2.1.3 Основные финансово-экономические показатели УП «Бумажная фабрика» Гознака
2.1.4 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции
2.2. Анализ издержкоемкости продукции
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
3.1Техническое и организационное развитие производства
3.2Материальное стимулирование персонала за снижение себестоимости продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Файлы: 1 файл

Себестоимость и пути ее снижения.doc

— 655.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе показателей, характеризующих эффективность  производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости  продукции. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

В условиях формирования рыночных отношений снижение издержек производства приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, снижение затрат на производство, во многом, определяет конкурентоспособность  предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и, соответственно, одним из важнейших элементов этого объекта управления. «Основными положениями по составу затрат …» определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Народнохозяйственное  значение снижения себестоимости продукции:

при одних и тех же ресурсах есть возможность производить больше продукции;

ускоряется оборачиваемость  оборотных средств;

при рациональном использовании  материальных ресурсов появляется возможность  меньше вкладывать капитальные вложения в добывающие отрасли;

снижение издержек –  важнейший фактор интенсификации производства.

Целью дипломной работы является разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Объектом исследования выступает УП «Бумажная фабрика» Гознака, основной вид деятельности – выпуск бланков строгой отчетности, производство бумаги, изготовление конвертов, полиграфические услуги.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты формирования себестоимости продукции, включающие определение ее сущности, показателей, состава затрат, роли в повышении конкурентных преимуществ предприятия.

Сделать комплексный анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Разработать мероприятия, направленные на снижение издержек производства.

Произвести расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий.

При написании дипломной  работы изучены и использованы законодательные, нормативные и методические материалы; монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Основным источником практического материала, используемого при написании дипломной работы, являются отчетные данные, методические разработки, плановые расчеты по себестоимости продукции УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Дипломная работа включает в себя введение, три главы, выводы и предложения, список литературы и  приложения.

 

1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Себестоимость продукции как  экономическая категория

 

1.1.1 Понятие стоимости, себестоимости, издержек, цены

В ходе производственно-хозяйственной  деятельности предприятия затрачивается  живой и овеществленный труд: участвуют  работники предприятия, расходуются  материалы, топливо, энергия, используются основные фонды и нематериальные активы. Оценка используемых ресурсов в натуральной форме- это затраты, а в стоимостной- это издержки производства продукции.

Экономическое понимание  издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного  использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки, т.е. альтернативную стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их использования. Задача состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант использования ресурсов. Поэтому экономические , или вмененные издержки любого ресурса , выбранного для применения в производственном процессе , равны его ценности при наиболее оптимальном варианте использования.

Предприятие должно собственными доходами не только покрывать экономические издержки, но и обеспечивать экономическую прибыль.

Экономические издержки –это затраты, которые должно нести предприятие в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме , которые предприятие осуществляет в пользу поставщиков трудовых, транспортных и иных услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, называются внешними, или явными, издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данного предприятия.

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость  продукции, а разница между ценой  реализации и себестоимостью- как  прибыль.

В то же время предприятие  может использовать и свои собственные  ресурсы . В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные) издержки.

Классификация издержек- это объединение их в группы по определенным признакам.

По  экономическому содержанию и целевому назначению издержки делятся на:

издержки на производство и реализацию продукции,

 издержки на расширение и обновление производства,

издержки на социально-культурные, бытовые и материальные нужды  работников предприятия.

По  воспроизводственному признаку издержки делятся на :

издержки, образующие себестоимость  продукции- текущие издержки, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала,

издержки, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,

издержки, покрываемые  за счет целевых средств и средств  целевых фондов.

По  сфере возникновения издержки делятся на:

1. производственные,

2. коммерческие,

3. непроизводительные.

Исходя из экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения издержки делятся по элементам затрат на:

1. материальные затраты,

2. затраты на оплату труда,

3. отчисления на социальные нужды,

4. амортизационные отчисления,

5. прочие затраты.

Исходя из места возникновения  и целевого назначения издержки делятся по калькуляционным статьям:

сырье и материалы,

покупные изделия и  полуфабрикаты,

возвратные отходы,

топливо и энергия  на технологические цели,

основная и дополнительная зарплата производственных рабочих,

отчисления в фонд социальной защиты,

расходы по освоению производства новых видов продукции,

общепроизводственные  расходы,

общехозяйственные расходы,

потери от брака,

прочие расходы,

коммерческие расходы.

В зависимости  от динамики издержек с изменением объема производства различаются издержки:

условно-постоянные,

переменные.

По  методике отнесения на себестоимость  конкретного вида продукции все издержки подразделяются на:

прямые,

косвенные.

Часть издержек производственно-хозяйственной  деятельности предприятия , имеющий  производственный , некапитальный характер, осуществляемых систематически с целью производства и реализации продукции, работ, услуг , группируется и формируется в соответствии с действующим законодательством и образует себестоимость продукции.

Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является основой простого воспроизводства, денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса, основой выбора рационального способа  производства и основой ценообразования.

Экономическое назначение себестоимости –возместить предприятию понесенные издержки и обеспечить простое воспроизводство всех элементов производства: производственных фондов и рабочей силы.

Как экономическая категория , себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции,

база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности,

экономическое обоснование  целесообразности реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия,

определение оптимальных  размеров предприятия,

экономическое обоснование  для принятия любых управленческих решений.

Особая роль в создании экономического механизма, адекватного  современным требованиям , отводится ценообразованию, поскольку именно в условиях рыночных преобразований цены являются индикатором состояния экономики, инструментом распределения ресурсов.

Цена- денежное выражение стоимости товара. Цена определяет меру полезности товара для потребителя. В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции.

В современных условиях принципиально меняются подходы  к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и  в хозяйственной практике предприятий. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям-монополистам, на отдельные виды социально значимых товаров с последующей либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров и услуг.

При разработке цен в  Республике Беларусь все субъекты хозяйствования должны соблюдать порядок ценообразования, определенный положением о порядке  формирования цен и тарифов, в  котором определено, что отпускные  цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги формируются на основе калькуляции себестоимости продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. Различают оптовые, отпускные и розничные цены изделия. Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции (Сп) и планируемую прибыль (Пр):

 

Цоп= Сп +Пр.      (1.1)

 

Отпускная цена формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов

 

Цопт= Цоп+ ЦС+ НДС,     (1.2)

 

где ЦС- целевой сбор в  республиканский фонд поддержки  производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и дорожный фонд, НДС- налог на добавленную стоимость.

Розничная цена формируется  с учетом отпускной, оптовой и  торговых надбавок.

 

1.1.2 Классификация себестоимости продукции

Разнородность затрат, включаемых в себестоимость продукции, по составу, экономическому назначению, роли в  изготовлении и реализации продукции  вызывает необходимость их классификации. Она имеет важное значение для совершенствования учета, планирования, выявления путей и резервов снижения себестоимости продукции.

Группировка затрат по экономическим элементам производится исходя из однородности их экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения. Различают следующие экономические элементы затрат:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов),

расходы на оплату труда,

отчисления на социальные нужды,

амортизация основных средств  и нематериальных активов,

прочие затраты.

К элементу «Материальные  затраты» относится стоимость сырья  и материалов, покупных комплектующих  изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии всех видов, работ и услуг  производственного характера, выполняемых  сторонними предприятиями, платежи за добычу природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также плата за размещение отходов.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость  продукции, исключается стоимость  возвратных отходов.

В элемент «Расходы на оплату труда» включаются выплаты по заработной плате промышленно-производственного персонала, устанавливаемые в зависимости от результатов труда, его качества и количества, стимулирующие и компенсирующие выплаты, система премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака