Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ себестоимости продукции предприятия. Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) изучить понятие себестоимости и ее виды;
2) рассмотреть калькулирование себестоимости, виды анализа себестоимости;
3) ознакомиться с краткой характеристикой предприятия;
4) проанализировать себестоимость продукции по экономическим элементам и по статьям калькуляции;
5) дать анализ затратам на один рубль товарной продукции;
6) предложить пути снижения себестоимости продукции предприятия.
Введение……………………………………………………………………..… 3
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции предприятия 5
1.1 Понятие себестоимости и ее виды…………………………… 5
1.2 Калькулирование себестоимости…………………………………. 8
1.3 Виды анализа себестоимости…………………………………… 12
2 Анализ себестоимости продукции на примере предприятия ООО «Ива» 15
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………. 15
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам 16
2.3 Анализ себестоимости по статьям калькуляции…………………. 19
2.4 Анализ затрат на один рубль товарной продукции……………….. 24
3 Пути снижения себестоимости продукции на предприятии ООО «Ива… 27
Заключение………………………….………………………………………. 29
Список использованных источников………….…………..………………... 31
Приложение А………………………………………………………………… 32
8) Износ инструмента и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы.
Эти расходы включаются в себестоимость продукции ежемесячно в зависимости от нормативного срока службы инструмента и оснастки.
9) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:
а) амортизационные отчисления от стоимости оборудования, транспорта, приборов, расходы на оплату труда рабочих, занятых обслуживанием оборудования, обязательные отчисления, затраты на ремонт;
б) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования транспорта, приборов;
Сумма 9 статей дает технологическую себестоимость.
10) Цеховые (общепроизводственные) расходы:
а) затраты, связанные с управлением производства, в том числе фонд оплаты труда управленческого персонала с отчислениями, затраты на командировки, содержание и обслуживание технических средств и управления, оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, услуг банков, представительские расходы;
б) общехозяйственные расходы – страхование, содержание и аренду, текущий ремонт и амортизация основных фондов;
в) расходы на отопление, освещение, водоснабжение и другое содержание производственных помещений;
г) расходы на обслуживание производственного процесса;
д) расходы на охрану труда и технику безопасности.
Сумма 10 статей дает цеховую себестоимость.
11) Потери от брака:
а) стоимость забракованной продукции по техническим причинам;
б) стоимость изделий разбитых во время упаковки и транспортировки;
в) расходы на устранение брака;
12) Прочие производственные расходы – затраты на тару и упаковку, складирование, отгрузка, транспортировка, хранение и реализация продукции.
13) Сопутствующая продукция.
Сумма 13 статей дает производственную себестоимость.
13) Административные расходы.
а) расходы на содержание аппарата управления предприятия, общехозяйственные службы, и их командировки;
б) расходы на содержание основных средств не материальных активов общехозяйственного назначения;
в) вознаграждение за профессиональные услуги.
14) Расходы на сбыт – включают затраты, связанные с реализацией продукции.
15) Коммерческие расходы:
а) расходы по таре и упаковке;
б) расходы по доставке продукции на станцию отправления;
в) содержание персонала.
Сумма 15 статей калькуляции дает полную себестоимость.
Различают
следующие классификационные
1) Отношение к производственному процессу:
а) основные расходы – расходы, которые связаны с производством продукции, выполнением работ, услуг, включая расходы на технологические нужды, сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату и т.д.;
б) накладные расходы – затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников, потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.
2) Отнесение на себестоимость:
а) прямые расходы – затраты, связанные с производством отдельных видов продукции (работ, услуг) и прямо относящиеся на их себестоимость;
б) косвенные расходы – это затраты, которые не могут быть прямо отнесены на определенную единицу или тип продукции, затраты сопровождающие основную деятельность предприятия, но не связанные с ней напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов.
3) Зависимость от объема производства:
а) условно-переменные расходы (пропорциональные) – расходы, размер которых возрастает или уменьшается в соответствии с изменением объема выпуска продукции – затраты на сырье и материалы, основную заработную плату производственных рабочих, технологическое топливо и энергию, двигательную электроэнергию и т.п.;
б) условно-постоянные расходы (непропорциональными) – расходы предприятий на производство продукции, которые практически не зависят от объема производимой продукции.
На предприятиях применяют следующие основные методы калькулирования себестоимости продукции:
– прямого счета;
– нормативный метод;
– расчетно-аналитический;
– параметрический метод.
Наиболее простой и наименее точный – метод прямого счета. Этим методом себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы издержек на количество изготовленной продукции. Применение этого метода возможно лишь на предприятиях, производящих однородную продукцию, в связи, с чем метод используется очень ограниченно. Кроме того, он не дает представления о затратах на отдельные статьи калькуляции.
Нормативный
метод калькулирования
Наиболее
точный и совершенный метод
При калькулировании
однотипных, но разных по качеству изделий
применяется параметрический
1.3 Виды анализа себестоимости
Существует несколько видов проведения анализа себестоимости:
1) анализ себестоимости по экономическим элементам;
2) анализ себестоимости по статьям калькуляции;
3) анализ затрат на один рубль произведенной продукции;
4) анализ расходов на оплату труда.
1) Анализ себестоимости по экономическим элементам.
Группировка затрат по экономическим элементам – одна из наиболее распространенных. Служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций. Позволяет выяснить, под влиянием, каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере, и в каком направлении эти факторы повлияли на общую себестоимость.
Основными задачами являются определение доли (удельного веса) отдельных элементов в процентах к итогу затрат, а также расчет их динамики (или выполнения плана). Затраты сопоставляются с использованием относительных величин (долей), поскольку они рассчитываются за различные периоды, в которых были различные объемы производства.
2) Анализ себестоимости по статьям калькуляции.
Более широкое распространение получила себестоимость продукции по калькуляционным статьям. Учет по калькуляционным статьям позволяет определить целевое направление затрат и вычислить себестоимость отдельных видов и единицы продукции. При этом определяется заводская и полная себестоимость. Калькуляция себестоимости на каждом предприятии имеет свои особенности и составляется в соответствии со спецификой производства. Для анализа по каждой статье калькуляции определяется абсолютное отклонение. Затем определяют влияние объема и структуры производства на изменение полной себестоимости и выявляют экономию или перерасход по каждой статье.
Особое внимание при анализе полной себестоимости уделяется комплексным статьям. К ним относятся: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы на сбыт. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактических их величин с прошлым уровнем прошедшего периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с прошлым годом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат.
3) Анализ затрат на один рубль товарной продукции.
Анализ затрат на один рубль товарной продукции, выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.
Сумма постоянных и переменных затрат зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией. Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
4) Анализ расходов на оплату труда.
Расходы на заработную плату рабочих отражаются в статьях затрат. Анализ заработной платы, производится по общему ее фонду и фондам отдельных категорий персонала предприятия. После выявления причин, которые вызвали изменение фонда заработной платы отдельных категорий работников, можно определить, в какой мере эти отклонения повлияли на разные статьи себестоимости продукции. Отклонение от плана фонда заработной платы необходимо скорректировать на процент выполнения плана выпуска продукции, вычислить относительное отклонение от планового фонда заработной платы.
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИВА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Ива» – предприятие по изготовлению корпусной мебели, которое действует в соответствии с законодательством РФ. В своей деятельности ООО «Ива» руководствуется нормативными актами и уставом организации.
Целью создания
являются оказание качественных услуг
населению и организация
В соответствие с уставом организации, основными видами деятельности предприятия являются:
– производство стульев и другой мебели для сидения;
– производство мебели для офисов и предприятий торговли;
– производство кухонной мебели;
– производство прочей мебели;
– различного рода коммерческая деятельность.
Место нахождения мебельных салонов ООО «Ива»: г. Владивосток, ул. Алеутская 10. Место нахождения производства: г. Владивосток, Сенявина 11.
Основное направление – производство корпусной мебели, зеркал, мебели из стекла. Изготовление корпусной мебели и другой продукции производится на современном оборудовании. Компания ведет свою деятельность с высоким качеством и культурой обслуживания. Индивидуальный подход к каждому клиенту помогает постоянно расширять круг партнеров и клиентов организации. Обеспечивая это, конечно, не только благодаря профессионализму сотрудников и дисциплине внутри компании, но, прежде всего значительным и постоянным инвестициям в развитие компании, ее дальнейшем росте.
Предприятие имеет право: привлекать для осуществления своих уставных функций на договорных основах другие предприятия, учреждения и организации; приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках; осуществлять внешнеэкономическую и иную деятельность в соответствии с действующим законодательством; определять штатное расписание и месячный фонд заработной платы; сдавать в аренду, продавать, передавать в залог имущество, совершать иные имущественные сделки, не противоречащие законодательству.
Руководитель предприятия самостоятельно определяет структуру администрации, аппарата управления, численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними контракты.
2.2 Анализ себестоимости
продукции по экономическим
Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2009 –2010гг. Из приведенных в таблице 2.2.1 данных видно, что фактические затраты в 2010г. больше затрат по элементам предыдущего года на 85640 руб. (833547 – 747907) или 11,45%. Такое повышение затрат вызвано следующими причинами: повышением себестоимости, увеличением объема производства и изменением ассортимента выпускаемой продукции.
Таблица 2.2.1 – Затраты по экономическим элементам на ООО «Ива».
№ |
Элементы затрат |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | ||
1 |
Материальные затраты |
643959 |
86,1 |
729090 |
87,5 |
83131 |
1,33 |
2 |
Затраты на оплату труда |
35845 |
4,78 |
37886 |
4,55 |
2041 |
-0,2 |
3 |
Отчисления на соц. мероприятия |
13263 |
1,77 |
14018 |
1,68 |
755 |
-0,1 |
4 |
Амортизация |
53420 |
7,12 |
50303 |
6,03 |
-3117 |
-1,1 |
5 |
Прочие производственные расходы |
1420 |
0,19 |
2250 |
0,27 |
830 |
0,08 |
Всего затрат |
747907 |
100 |
833547 |
100 |
83640 |
100 | |
6 |
Объем производства, руб. |
798756 |
871253 |
72497 |