Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ себестоимости продукции предприятия. Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) изучить понятие себестоимости и ее виды;
2) рассмотреть калькулирование себестоимости, виды анализа себестоимости;
3) ознакомиться с краткой характеристикой предприятия;
4) проанализировать себестоимость продукции по экономическим элементам и по статьям калькуляции;
5) дать анализ затратам на один рубль товарной продукции;
6) предложить пути снижения себестоимости продукции предприятия.
Введение……………………………………………………………………..… 3
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции предприятия 5
1.1 Понятие себестоимости и ее виды…………………………… 5
1.2 Калькулирование себестоимости…………………………………. 8
1.3 Виды анализа себестоимости…………………………………… 12
2 Анализ себестоимости продукции на примере предприятия ООО «Ива» 15
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………. 15
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам 16
2.3 Анализ себестоимости по статьям калькуляции…………………. 19
2.4 Анализ затрат на один рубль товарной продукции……………….. 24
3 Пути снижения себестоимости продукции на предприятии ООО «Ива… 27
Заключение………………………….………………………………………. 29
Список использованных источников………….…………..………………... 31
Приложение А………………………………………………………………… 32
Для определения изменения накладных расходов используется следующая формула:
(2.3.1)
где,
∆Рнакл. – изменение накладных расходов за счет экономии по смете;
∑ Р2010 – общая сумма накладных расходов за 2010г.;
ОПР2009, ОХР2009 – суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
IВП – процент выполнения плана по выпуску продукции.
(2.3.2)
Определим, как изменились накладные расходы за счет увеличения объема производства:
(2.3.3)
Таким образом, условно-переменные затраты увеличились на 192,9 тыс. руб. за счет увеличения выпуска продукции.
Таблица 2.3.5 – Расчет влияния изменения различных факторов на изменение полной себестоимости на ООО «Ива».
Статьи затрат |
Единицы продукции |
Сумма затрат, тыс. руб. |
Отклонения от 2009г. | |||||
2009г. |
на ВП 2010г. |
Всего, тыс. руб. |
В том числе за счет | |||||
2009г. |
2010г. |
2009г. |
2010г. |
∆ВП |
уровня затрат на изделие | |||
Сырье и материалы |
46,21 |
48,14 |
112758 |
120151,97 |
125152 |
12394 |
7393,97 |
5000,03 |
Покупные полуфабрикаты и компл |
204,85 |
216,62 |
499840 |
532616,39 |
563200 |
63360 |
32776,39 |
30583,61 |
Топливо, энергия на технологические цели |
12,85 |
15,67 |
31361 |
33417,46 |
40738 |
9377 |
2056,46 |
7320,54 |
Основная заработная плата рабочих |
11,93 |
11,78 |
29100 |
31008,20 |
30630 |
1530 |
1908,20 |
-378,20 |
Дополнительная з/п |
2,76 |
2,79 |
6745 |
7187,30 |
7256 |
511 |
442,30 |
68,70 |
Отчисления на соц. мероприятия |
5,44 |
5,39 |
13263 |
14132,70 |
14018 |
755 |
869,70 |
-114,70 |
РСЭО |
3,93 |
3,70 |
9600 |
10229,51 |
9629 |
29 |
629,51 |
-600,51 |
Общепроизводственные расходы |
8,81 |
7,85 |
21500 |
22909,84 |
20400 |
-1100 |
1409,84 |
-2509,84 |
Общехозяйственные расходы |
13,11 |
12,23 |
32000 |
34098,36 |
31800 |
-200 |
2098,36 |
-2298,36 |
Прочие производственные расходы |
0,58 |
0,87 |
1420 |
1513,11 |
2250 |
830 |
93,11 |
736,89 |
Коммерческие расходы |
0,05 |
0,05 |
120 |
127,87 |
141 |
21 |
7,87 |
13,13 |
Полная себестоимость |
310,54 |
325,08 |
757707 |
807393 |
845214 |
87507 |
49685,7 |
37821,3 |
Выпуск продукции, шт. |
2440 |
2600 |
Производственная себестоимость в 2010г. составила 99,98% полной себестоимости, что говорит о незначительном размере коммерческих расходов (141 тыс. руб.). Рост полной себестоимости на 11,55% произошел за счет повышения затрат практически по каждой статье. Значительный удельный вес в материальных затратах на производство в целом занимают покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Их доля в фактической стоимости материальных затрат 2010г. снизилась на 0,37%, но в полной себестоимости – возросла по сравнению с 2009г. на 0,67%.
Доля сырья и материалов сократилась как в полной себестоимости продукции (0,07%), так и в фактической стоимости материальных затрат, хотя и не очень существенно. Это свидетельствует о том, что на предприятие при изготовлении некоторых видов изделий стремятся к замене материалов, требующих значительных затрат труда при их обработке, покупными комплектующими изделиями, превращение которых в готовую продукцию является менее трудоемким, но более дорогостоящим. Это подтверждается и изменением доли заработной платы. За 2010г. расходы на заработную плату и отчисления, связанные с ней, снизились на 0,34%.
Таким образом,
можно полагать, что предприятие
имеет налаженные, устойчивые связи
с поставщиками по кооперированным
поставкам. Дальнейшее снижение материальных
затрат возможно при выявлении новых
резервов их снижения. Основными такими
резервами является более рациональное
размещение заказов, изыскание более
эффективных решений при
2.4 Анализ затрат на один рубль товарной продукции
Затраты на рубль товарной продукции исчисляется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:
(2.4.1)
Анализ затрат на один рубль проводится по следующей схеме:
– фактические затраты сопоставляются с базисными;
– определяется влияние факторов на изменение данного показателя;
– выявляются причины отклонения.
Для анализа необходимы следующие данные (см. таблицу 2.4.1).
Таблицы 2.4.1 – Исходные данные для анализа затрат на один рубль товарной продукции на ООО «Ива».
Вид продукции |
2009г. |
2010г. | ||||
Кол-во, шт. |
Цена, руб. |
Себестоимость, руб. |
Кол-во, шт. |
Цена, руб. |
Себестоимость, руб. | |
А |
720 |
292,5 |
280,3 |
738 |
370,4 |
328,9 |
Б |
740 |
340,3 |
326,7 |
972 |
358,6 |
306,1 |
В |
980 |
480,6 |
320,5 |
890 |
476,8 |
342,6 |
Итого |
2440 |
Х |
Х |
2600 |
Х |
Х |
На основе данных рассчитывается стоимость и себестоимость товарной продукции (см. таблицу 2.4.2).
Таблица 2.4.2 – Расчет стоимости и себестоимости товарной продукции за 2009г. и 2010г. на ООО «Ива».
Вид продукции |
2009г. |
2010г. |
Товарная продукция 2010г. | |||
стоимость |
себестоимость |
стоимость |
себестоимость |
по ценам 2009г. |
по себестоимости 2009г. | |
А |
210600 |
201816 |
273355,2 |
242728 |
215865 |
206861 |
Б |
251882 |
241758 |
348559,2 |
297529 |
330772 |
317552 |
В |
470988 |
314133 |
424352 |
304957 |
427734 |
285245 |
Итого |
933470 |
757707 |
1046266,4 |
845214 |
974371 |
809658 |
На основе таблиц определяем затраты на один рубль продукции (см. таблицу 2.4.3).
Таблица 2.4.3 – Затраты на один руб. товарной продукции на ООО «Ива».
Показатели |
Выпуск продукции по с/с 2009г. |
Выпуск продукции 2010г. | ||
по с/с и ценам 2009г. |
по факт. с/с и ценам 2009г. |
по ценам и с/с 2009г. | ||
Полная себестоимость, тыс. руб. |
757707 |
809658 |
845214 |
845214 |
Стоимость продукции, тыс. руб. |
933470 |
974371 |
974371 |
1046266 |
Затраты на один руб. |
81,17 |
83,1 |
86,74 |
80,8 |
Анализируя данную таблицу следует отметить, что общее изменение затрат на один рубль товарной продукции составило:
Необходимо рассмотреть методику анализа влияния этих факторов на изменение затрат на один рубль продукции. Снижение себестоимости отдельных изделий является интенсивным фактором снижения уровня затрат на один рубль товарной продукции. Размер влияния этого фактора определяется путем сопоставления фактических затрат на один рубль продукции в ценах прошлого года с затратами на один рубль фактически выпущенной продукции исходя из ее фактического выпуска и себестоимости прошлого года, т.е.:
На предприятии вследствие изменения структуры выпуска продукции затраты на один рубль увеличились на 1,93 (83,1 – 81,17). Таким образом, полученный результат позволяет судить об увеличении в общем выпуске доли изделий, по которым предприятие получает относительно меньшую экономию.
Влияние фактора изменения цены на готовую продукцию определяется путем сопоставления затрат на один рубль фактически выпущенной продукции в действующих ценах с затратами на один рубль той же продукции в ценах прошлого года, т. е. на предприятии за счет фактора цен на продукцию уровень затрат на один рубль товарной продукции снизился на 5,94 (80,8 – 86,74).
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИВА»
На предприятии больше внимания уделяется материальным затратам, что объясняется высокой материалоемкостью продукции. Рациональное использование материальных ресурсов – один из важнейших факторов роста объема продаж и снижения себестоимости продукции, а следовательно, и роста прибыли и рентабельности материалы, используемые при производстве продукции, оказывают непосредственное влияние и на качество производимой продукции, и на цены ее реализации.
Материальные затраты на предприятии ООО «Ива» занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции 87,5%, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков влияет на себестоимость продукции.
Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным
условием снижения затрат сырья и
материалов на производство единицы
продукции является улучшение конструкций
изделий и совершенствование
техники и технологии производства,
использование прогрессивных
При помощи
внедрения новой техники, более
рационального использования
Еще одним из главных резервов снижения затрат на предприятии является повышение объемов производства (за счет установки нового оборудования, оптимизации производственного процесса и улучшения уровня профессиональной подготовки персонала), которое влияет на уменьшение затрат на единицу продукции, а следовательно, на конечную цену единицы продукции и размер прибыли.
Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо также проводить мероприятия по снижению затрат на оплату труда за счет более совершенной организации производства и труда. Не должны оставаться без внимания и амортизационные отчисления, уменьшение которых может быть достигнуто в результате изменения объема и структуры продукции, улучшения использования основных фондов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной курсовой работы была рассмотрена теоретическая часть: основы анализа себестоимости продукции предприятия. Изучено понятие себестоимости и ее видов, калькулирование себестоимости и виды анализа себестоимости.
Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства и управления.
В практической части было рассмотрено предприятие ООО «Ива». Дана краткая характеристика предприятия, проанализирована себестоимость продукции по экономическим элементам, себестоимость по статьям калькуляции и затраты на один рубль товарной продукции. На основе существующих мероприятий были предложены пути снижения себестоимости продукции на предприятия ООО «Ива».