Анализ внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии понятия и значения анализа внутренней среды организации. Данная цель достигается решением следующих задач:
дать определение анализа внутренней среды организации;
изучить сущность и значение данного анализа;
перечислить переменные анализа внутренней среды организации;
определить анализ внутренней среды организации на примере ИП «Шиблиев З.Г.».

Содержание работы

Введение………………………..………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Внутренняя среда организации………………...............................5
Сущность и значение анализа внутренней среды организации................................................................................... ……..5
Переменные внутренней среды организации.........................9
ГЛАВА 2. Внутренняя среда предприятия на примере организации…..15
2.1 Анализ внутренней среды организации................................15
2.2 Характеристика ИП «Шиблиев З.Г.»...................................22
Заключение…………………….………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды организации 2011.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

Федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования.

«северо-западная академия государственной службы»

в г. Выборге 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Студентки 3 курса заочного отделения

по специальности 080115 Таможенное дело

Щекотихиной Варвары Николаевны

 

 

На тему: «Анализ внутренней среды организации»

 

 

Предмет: Мировая экономика и ВЭД

Преподаватель: доц. Дробот Е.В.

 

Рецензия и подпись 

Преподавателя_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

г. Выборг

2011

Оглавление

 

Введение………………………..………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Внутренняя среда организации………………...............................5

    1.  Сущность и значение анализа внутренней среды                              организации................................................................................... ……..5
    2. Переменные внутренней среды организации.........................9

ГЛАВА 2.  Внутренняя среда предприятия на примере организации…..15

2.1  Анализ внутренней среды организации................................15

2.2  Характеристика ИП «Шиблиев З.Г.»...................................22

Заключение…………………….………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая организация находится  и функционирует в среде. В  менеджменте  под средой  организации  понимается  наличие   условий   и   факторов,   которые воздействуют на функционирование фирмы  и требуют принятия  управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только  в  том случае, если среда допускает его существование. В структуре среды организации различают факторы  внутренней  и  внешней среды.

Такое деление факторов в  менеджменте общепризнанно. Под  внутренней  средой  понимается   хозяйственный   организм   фирмы, включающий управленческий  механизм,  направленный  на  оптимизацию  научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она  заключает  в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать,  а, следовательно, существовать и выживать в  определённом  промежутке  времени. Когда  речь  идёт  о  внутренней  среде  фирмы,  имеется  ввиду   глобальная структура  фирмы,  охватывающая  все  производственные  предприятия   фирмы, финансовые, страховые,  транспортные  и  другие  подразделения,  входящие  в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.  Но  внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в  том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования  организации. Теоретической основой курсовой работы стали труды авторов Виханского О.С., Волкова О.И. и других. Объектом курсовой работы является анализ внутренней среды организации. Предмет курсовой работы составляет изучение анализ внутренней среды организации, сущность, значение, переменные внутренней среды организации.  Цель курсовой работы состоит в раскрытии понятия и значения анализа внутренней среды организации. Данная цель достигается решением следующих задач:

  1. дать определение анализа внутренней среды организации;
  2. изучить сущность и значение данного анализа;
  3. перечислить переменные анализа внутренней среды организации;
  4. определить анализ внутренней среды организации на примере ИП «Шиблиев З.Г.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Внутренняя среда организации

1.1 Сущность и значение анализа внутренней среды организации

В различных источниках даются разные определения понятия организации, но все они сводятся к одному. А именно, организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Отсюда вытекают основные признаки организации1:

  • наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью группы;
  • наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
  • наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.

Приведенное определение  справедливо для формальной организации. Существуют и неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но их мы касаться не будем.

Каждая формальная организация  функционирует во внешней и внутренней среде. Если говорить о внешней среде организации, то надо заметить, что она оказывает существенное влияние на организацию. Организации полностью зависимы от окружающего мира, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Термин внешняя среда вбирает в себя:

  • экономические условия;
  • потребителей;
  • профсоюзы;
  • правительственные акты;
  • законодательство;
  • конкурирующие организации;
  • систему ценностей в обществе;
  • технику и технологию.

Внутренняя организация2, в отличие от внешней, вбирает в себя то, что находится непосредственно внутри организации, а не за ее пределами. Понятие внутренней среды организации можно определить следующим образом: внутренняя среда организации – основные составляющие компоненты организации, которые оказывают непосредственное влияние на ее функционирование.

Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые организация  может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Внешняя и внутренняя среда  организации всегда функционируют  параллельно друг с другом. Об этом говорит, к примеру, то, что анализ внешних условий может очертить благоприятные и неблагоприятные  возможности предложения на рынке, однако, они могут быть оценены только в отношении внутренних сильных и слабых сторон организации. В связи с этим каждой организации необходимо время от времени проводить анализ внутренней среды.

Можно выделить несколько  причин3 для проведения анализа внутренней среды организации:

1. Найти наилучшие способы  для достижения поставленных  задач.

2. Основывать действия  на реальных, а не на желаемых  фактах.

3. Причины важны для  понимания не только того, что  сделано, но и почему это  сделано.

4. Прошлый успех не  является достаточной основой для будущего успеха.

5. Идеи каждого могут  быть подвержены сомнению.

В анализе внутренних факторов рассматриваются следующие:

1. Состояние рынка и  уровень обслуживания. Важно разобраться,  какие товары и услуги отвечают  определенным требованиям, и решить, на каких необходимо сконцентрироваться.

Товары и услуги:

  • подходят для быстрого роста и предложения благоприятных возможностей бизнеса в пределах требуемых инвестиций;
  • выполнены и выполняются хорошо, но их последующий рост, вероятно, будет замедлен;
  • медленно растут или снижаются на вялом рынке и требуют больше затрат, нежели получаемая прибыль;
  • быстро растут на потенциально большом рынке, но есть сомнения насчет правильных размеров рынка или стоимости введения и развития услуг, поэтому важные стратегические решения могут быть приняты как по тем товарам, которые модернизируются, так и по тем, которые сохраняются или от которых отказываются.

2. Финансовые средства4. Оценить следующее:

а) Как размещены инвестиции?

б) Как организация разместила полученные на развитие деньги?

в) Как много средств  вложено в предприятия с высоким  риском, в валюту и т.д.?

г) Насколько эффективно текущее использование финансовых ресурсов как основы для запланированных  изменений?

3. Операционная деятельность и производительность. Выяснить, насколько эффективна организация в предоставлении своих услуг относительно времени, точности, стоимости и трудозатрат.

4. Технология. Оценить текущую  эффективность и потенциал для  дальнейшего снижения стоимости  в результате инвестиций в новые технологии.

5. Управление и штат. Оценить,  как распределяются усилия в  отношении глобальных целей; удостовериться, что есть достаточное число  менеджеров с высокой квалификацией  и опытом, полезным или потенциально  доступным для достижения поставленных задач, что они настроены на эти задачи и могут использовать руководство для стимулирования персонала.

6. Организация. Оценить,  помогает или мешает структура  в выполнении задач, и увидеть,  облегчают ли они связь.

7. Информация. Решить, полезна ли соответствующая информация, когда и где она необходима человеку, нуждающемуся в ней; оценить ухудшение выполнения работы из-за плохого или запоздалого получения информации.

8. Система обслуживания  клиентов. Оценить:

  • как много времени оно занимает;
  • во сколько оно обходится;
  • каков потенциал для его совершенствования.

Анализ внутренней среды  организации, сопоставление ее сильных  и слабых сторон и, как результат, – принятие эффективных управленческих решений - поможет ей успешно функционировать на конкурентном рынке.

    1. Переменные внутренней среды организации

Менеджер формирует и  изменяет5, когда это необходимо, внутреннюю среду предприятия, представляющую собой ограниченное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри компании, которые в основном, являются результатом управленческих решений. В то же время есть факторы, не зависящие от руководства компании. Например, монотонность и принудительный ритм работы на конвейерах крупнейших современных компаний не могут быть преодолены руководством без угрозы банкротства ввиду резкого снижения эффективности производства. Основными переменными, которые требуют внимания руководства, являются:

  1. цели;
  2. структура;
  3. задачи;
  4. технология;
  5. люди.

Цель6 - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремится группа людей, работающих вместе. Компании, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, в основном, на создании определённых товаров и услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и прибыли. Например, для того, чтобы получить желаемую прибыль, руководство компании должно сформулировать цели в таких областях деятельности компании, как:

  • Доля рынка;
  • Разработка нового ассортимента товаров или услуг;
  • Качество услуг;
  • Подготовка и расстановка руководителей;
  • Социальная ответственность.

Последняя цель относится, в  основном, к некоммерческим организациям. Лежащие в основе этой цели этические  понятия и нормы являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих и некоммерческих организаций. Цели подразделений должны быть направлены на конкретный вклад в цели компании в целом, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. Среди целей отдельных подразделений могут быть, например, уменьшение кредитных потерь (цель финансового подразделения), сокращение количества жалоб (подразделение маркетинга) и т.д.

Информация о работе Анализ внутренней среды организации