Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы стр 4.
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь стр 16.
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси стр. 16
2.2 Специфика антимонопольного законодательства стр. 20
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси стр. 37
Заключение стр. 40
Список использованных источников стр. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика государства.(1).doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или слуги.

3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек (или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.

4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции (связь с общим техническим прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.

5) Присутствие монополистов на рынке в конце концов вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как всем известно это вызывает бурные недовольства, забастовки акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке, так как в его руках сосредоточенна основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую-то часть людей.

6) Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а, следовательно, упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом: он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.

Вследствие всего вышесказанного можно сделать вывод, что присутствие  монополии на рынке товара или  услуги оказывает неблагоприятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно, можно говорить о необходимости ведения антимонопольной политики в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение цели антимонопольной политики предполагает: посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности "безымянными" покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.

Целью антимонопольной  политики иногда объявляется стремление к защите малого бизнеса, к недопущению появления крупных фирм и т.п. Данные цели объявляются имеющими самостоятельную общественную ценность.

Политики, провозглашающие  подобные цели, как правило, не задумываются об издержках, связанных с их достижением. Например, искусственное сдерживание  концентрации производства или товарных рынков означает наказание наиболее эффективных производителей, которые в результате более успешной предпринимательской деятельности вытесняют менее эффективных конкурентов.

Зачастую большое количество фирм в отрасли рассматривается  как признак конкурентности, а небольшое – монополизма. Такое представление есть вульгаризированная версия теории совершенной конкуренции. В реальном рыночном процессе степень напряженности конкуренции не зависит от количества фирм в отрасли, а определяется наличием или отсутствием государственных ограничений на вход в нее.

Основными направлениями  антимонопольной политики в настоящее  время являются:

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;

г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с проблемами и трудностями следующего характера:

Самая большая трудность - решение вопроса о конкретности рынка. Принятое в юридической литературе описание рыночной силы, рассматривающие  несколько ведущих фирм в отрасли, не принимается экономистами, предпочитающими оценивать легкость вхождения новых более эффективных фирм в рынок. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, который определяет уровень концентрации производства и служит критерием концентрации рынка, может сильно различаться в зависимости от очерченных границ рынка.

Оценка вероятности  и легкости вхождения новичка  на рынок неизбежно также связана  с прогнозами, особенно относительно изменений рыночной структуры с  течением времени.

Зачастую отсутствуют  однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). Или, с одной стороны, ценовая дискриминация может сохранить и усилить монопольные позиции, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупные соперники, привязывая покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на более крупные партии товаров, и затрудняя проникновение на рынок новых конкурентов. С другой - систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в ситуации, когда создание монополии неизбежно, в то время как несистематическая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. При проведении антимонопольной политики необходимо учитывать всесторонний эффект деятельности фирм, должно быть учтено соотношение как положительных, так и отрицательных последствий.

Неопределенность ущерба субъекта от несовершенной рыночной структуры. Часто не ясно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной, - например, розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции? Непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь, разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]

Опыт развитых стран  свидетельствует, что антитрестовская  политика оказалась малоэффективной  и влияла лишь на формы централизации  капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Итак, в заключение главы  сделаем вывод, что монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Антимонопольная политика – комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. Во многих странах мира борьба с монополиями является одной из первоочередных мер в сфере регулирования экономических вопросов.

 

2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси

 

Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых  условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом  дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили [14, с.19]:

1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;

2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;

3) формирование квазирыночных структур;

4) усиление злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий.

Начало государственной  политики в области антимонопольного регулирования положено принятием  в декабре 1992 г. первого в истории  республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее – Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений  в сфере производства и обращения  товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки. Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке [13, с.25].

Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь