Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы стр 4.
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь стр 16.
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси стр. 16
2.2 Специфика антимонопольного законодательства стр. 20
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси стр. 37
Заключение стр. 40
Список использованных источников стр. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика государства.(1).doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Сохранение монополизма  в Республике Беларусь обусловили следующие  причины [15, с.14]:

  • высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.;
  • не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
  • ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
  • замедленные темпы приватизации;
  • отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
  • смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
  • нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
  • ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий  уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были [14, с.22]:

  • разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
  • содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный  комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции; регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

В министерстве выделялись следующие функциональные подсистемы управления [17]:

  • перспективного и текущего планирования;
  • выработки государственной политики по вопросам антимонопольного регулирования;
  • реализации государственной политики в области поддержки предпринимательства;
  • создания условий для развития инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности;
  • реализации Программы демонополизации и развития конкуренции;
  • регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за рекламной деятельностью.
  • Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имело в областях и в г. Минске свои территориальные органы.

Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической  системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.

2.2 Специфика антимонопольного законодательства

 

Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию. Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", принятый в 1992 году.

Антимонопольное законодательство в  Республике Беларусь состоит из:

  • Конституции Республики Беларусь (статья 13);
  • норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);
  • Закона от 10 декабря 1992 года № 2034—XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364—З, от 2 декабря 2002 года № 154—З) "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее — Закон "О противодействии монополистической деятельности");
  • Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162—З "О естественных монополиях" (далее — Закон "О естественных монополиях") и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси [13, стр. 25].

Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для  осуществления хозяйственной и  иной деятельности, кроме запрещенной  законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях [1].

Эти гарантии тесным образом связаны  с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их ("все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов") (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.

Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных  законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции) [1].

Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена  социально опасная деятельность, в том числе экономическая  деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая  направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Однако диапазон действия запрета, закрепленного в статье 9 ГК, ограничен. Во-первых, он распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Названный в ГК запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Но и в этой сфере иное может быть предусмотрено законодательством.

Так, в статье 3 Закона "О противодействии монополистической деятельности" предусмотрено, что он действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Он применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов [2].

Действие Закона "О противодействии монополистической деятельности" не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь [2].

Отношения, связанные  с монополистической деятельностью  и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства.

Правила Закона "О противодействии монополистической деятельности" применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права.

Положения Закона "О противодействии монополистической деятельности" применяются также в тех случаях, когда субъекты права, указанные в пункте 1 статьи 3 этого закона (хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках), совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках. Иные правила могут быть установлены нормами международного права [2].

Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.

Деятельность хозяйствующих  субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.

Доминирующее положение  хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.

Положения статьи 9 ГК являются, по сути, бланкетными (легальные определения  понятий "конкуренция" и "доминирующее положение" и других приводятся в статье 1 Закона "О противодействии монополистической деятельности"). Их применение зависит от дефиниций и правил антимонопольного законодательства.

Например, понятие "доминирующее положение" раскрывается как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта [7, стр. 56]:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам (далее — конкуренты) долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим". А понятие "конкуренция" как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция — любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону "О противодействии монополистической деятельности", требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь