Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрытие сущности антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть необходимость антимонопольного регулирования;
2. Исследовать антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь;
3. Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы стр 4.
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь стр 16.
2.1 Становление антимонопольного регулирования в Беларуси стр. 16
2.2 Специфика антимонопольного законодательства стр. 20
2.3 Применение антимонопольной политики в Беларуси стр. 37
Заключение стр. 40
Список использованных источников стр. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика государства.(1).doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому расширить или  сузить сферу действия пункта 1 статьи 9 ГК можно путем внесения изменений и дополнений в вышеуказанные Законы. Реализация запрета, предусмотренного статьей 9 ГК, осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета общий или хозяйственный суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Следующими в иерархии нашего национального антимонопольного законодательства стоят названные  выше законы (Закон "О противодействии монополистической деятельности" и Закон "О естественных монополиях").

Ключевое место среди  них занимает Закон "О противодействии монополистической деятельности", который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и исполнении решений и предписаний антимонопольных органов [13, стр. 26].

Закон "О противодействии монополистической деятельности" по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Так, в статье 9 данного Закона установлено, что в случае когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Правовой и экономической  базой Закона "О противодействии монополистической деятельности" является структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью данного Закона государство предполагает комплексно решать возникающие в этой сфере проблемы: не только противодействовать происходящим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Так, в статье 8 отмечено, что:

 "Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством [2]:

  • осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
  • принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
  • осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
  • осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
  • оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • принятия иных мер".

Нужно обратить внимание на неопределенность значения и места  Закона "О противодействии монополистической деятельности" по отношению к другим законодательным актам, составляющим антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Речь идет о содержании статьи 2 данного Закона: "Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь". Учитывая специфику правоотношений, связанных с монополизацией и недобросовестной конкуренцией, на наш взгляд, следовало в Законе "О противодействии монополистической деятельности" сформулировать правило, в соответствии с которым другие акты законодательства антимонопольного регулирования должны соответствовать Закону "О противодействии монополистической деятельности". Это позволило бы выстроить вертикальную и горизонтальную иерархию актов антимонопольного законодательства, эффективно регулирующую все правоотношения в этой сфере без дублирования и противоречий.

Существенной особенностью Закона "О противодействии монополистической деятельности" является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона "О противодействии монополистической деятельности", совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона "О противодействии монополистической деятельности" к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.

Что касается действия Закона "О противодействии монополистической деятельности" по кругу лиц, то его нормы распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием белорусских и иностранных юридических лиц, государственных органов и должностных лиц, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках.

Этот перечень охватывает, прежде всего, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей.

Другую группу субъектов  отношений, регулируемых Законом "О противодействии монополистической деятельности", составляют государственные органы в широком смысле слова. Если понимать буквально, то под государственными органами надо понимать органы власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления, а также органы местного самоуправления.

Следует отметить спорность  такой конструкции, так как она противоречит конституционному принципу разделения властей. В связи с этим вызывает сомнение право антимонопольных органов, действующих на основании Закона "О противодействии монополистической деятельности" и являющихся органами исполнительной власти, контролировать самостоятельные органы законодательной и судебной власти. Представляется, что при нарушении антимонопольного законодательства представительными (законодательными) органами антимонопольный орган должен иметь право обращаться с заявлением в хозяйственный суд о признании недействительными актов указанных органов.

Не совсем понятен  и механизм признания недействительными  соглашений и других актов государственных  органов и хозяйствующих субъектов, предусмотренных в статье 15 названного Закона и других его нормах. Представляется, что здесь также должно быть обращение в хозяйственный суд.

Много внимания уделено  в Законе "О противодействии монополистической деятельности" разнообразным формам недобросовестной конкуренции (статья 14-2). Например, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными [2]:

1) все действия, способные  вызвать смешение в отношении  хозяйствующих субъектов, товаров  или предпринимательской деятельности  конкурентов (незаконное использование  хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) и так далее);

2) утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента (распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента и так далее);

3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;

4) действия, противоречащие требованиям Закона "О противодействии монополистической деятельности" и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности (призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, и тому подобное).

При применении Закона "О противодействии монополистической деятельности" также следует принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, также регулируются специальным законодательством, и, прежде всего, — Законом "О естественных монополиях". Поэтому для целей эффективного применения антимонопольного законодательства необходимо определить соотношение Закона "О противодействии монополистической деятельности" и Закона "О естественных монополиях".

В Законе "О противодействии монополистической деятельности" нет установок на то, что он не распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий. В то же время экономическая природа естественных монополий такова, что ее субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке. В Законе "О естественных монополиях" указано, что естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (статья 1) [2].

Следовательно, запреты  Закона "О противодействии монополистической деятельности" и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом "О естественных монополиях". Можно отметить и определенную общность форм и методов правового регулирования в этих Законах.

Нужно помнить и о  сфере действия Закона "О естественных монополиях". В статье 2 этого Закона отмечено, что "регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренное настоящим Законом, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством". Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий строго очерчены указанным Законом и расширительному толкованию не подлежат. Это — транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3) [3].

Нельзя не заметить и  такого достоинства Закона "О естественных монополиях", как установление судебного разрешения конфликтов между антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.

С одной стороны, он устанавливает  возможность принудительного исполнения решения антимонопольного государственного органа в судебном порядке. "В случае неисполнения субъектом естественной монополии решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, этот орган вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии исполнить решение, если иной порядок исполнения решений не установлен законодательством" (часть 2 статьи 19). С другой стороны — возможность обжалования в судебном порядке решений этого органа. "Решения, иные действия (бездействие) органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть обжалованы субъектами естественных монополий, республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями, общественными организациями (объединениями) потребителей, иными юридическими и физическими лицами в судебном порядке.

В случае обжалования  решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, его исполнение приостанавливается до вступления в силу решения суда" (статья 20).

Среди других актов антимонопольного законодательства нужно назвать  следующие [13, с.27]:

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь