Ассимитричность информации на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить асимметричность информации на рынке.
Задачи работы:
1) рассмотреть сущность асимметричности информации на рынке;
2) охарактеризовать регулирование асимметричность информации на рынках.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Ассимитричность информаци..doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Полнота информации для  всех участников ставит всех конкурентов в равные условия. Однако, в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается. Что касается информации, которая является одним из важных типов экономических ресурсов, то каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный объем информации. На рынке несовершенной конкуренции информация, как правило, неполная. Большая или маленькая неполнота информации может повлиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные транзакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации – асимметричная информация. Это ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные лица. Например, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель, рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей и т.д.

Необходимо разделить  несколько типов асимметричной информации, на основе конкретных примеров. Первый тип, это когда продавец товара знает о нем больше, чем покупатель. Примером может служить рынок подержанных автомобилей. Второй тип – когда покупатель товара знает больше, чем продавец, как например, на рынке страховых услуг или на рынке труда. Третий тип развивается между «заказчиком – исполнителем», например, в предприятиях между менеджерами и собственниками акций компании.

Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Возникает явление неопределенности, то есть недостаток информации о вероятных будущих событиях. Это приводит, с точки зрения неоклассиков, к фиаско и несостоятельности рынка, так как ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Принципы рыночной экономики нарушены, и экономические субъекты не могут себя вести рациональным образом.

Цель работы: изучить асимметричность информации на рынке.

Задачи работы:

1) рассмотреть сущность асимметричности информации на рынке;

2) охарактеризовать регулирование асимметричность информации на рынках.

 

1 Сущность асимметричности  информации на рынке

1.1 Понятие, типы и последствия  асимметричности информации на  рынке

 

Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация1.

Неполнота информации является широко распространенным признаком  экономической жизни, оказывающим  существенное влияние на условия  и особенности функционирования рынков. Наибольшее воздействие на поведение экономических субъектов и функционирование рынков оказывает такой тип неполной информации, как асимметричная информация. Именно полная информированность участников рыночного процесса обеспечивает рациональный выбор каждого экономического субъекта и способствует оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальность далека от идеальных условий. В силу того, что получение информации всегда сопряжено с альтернативными издержками, сама информация из-за своей недолговечности не всегда надежна и не всякий экономический субъект обладает достаточными знаниями и навыками, позволяющими ему адекватно использовать необходимую информацию, асимметричность информации практически всегда существует и создает для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления неинформированностью других.

Основы теории рынков с асимметричной информацией  были изложены в статье Дж. Акерлофа «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970), показавшего  значение этой теории для анализа  различных рынков. Конструируя модель распределения информации на рынке, Акерлоф взял за пример рынок подержанных автомобилей (на сленге плохие автомобили именуются «лимонами»).

Для рассмотрения особенностей формирования спроса и предложения, а также установления равновесия на рынке с асимметричной информацией допускаются следующие предпосылки анализа:

- существуют четкие  градации качества товара (в нашем  примере высокое и низкое);

- полной информацией  о качестве продаваемых единиц  товара обладает только продавец, покупатель оценивает качество товара с некоторой долей вероятности;

- структура предложения  товара изначально фиксирована  (на рынке продаются 50% «слив» (автомобили хорошего качества) и  50% «лимонов» (автомобили плохого  качества)).

Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников, рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Она возникает потому, что:

  1. Информация может быть не надежна, а проверка требует дополнительных средств. Поэтому любой индивид не обязательно стремится к сверхнадежности информации.
  2. Информации очень много, собрать и накопить ее всю тоже может не хватить средств, а, кроме того, человек может принять неправильное решение, он может собирать не то, что нужно.
  3. Не все объекты рыночных отношений в равной степени способны отбирать, анализировать и накапливать информацию обо всем, что им встречается.

Асимметрия информации может касаться качества и цены. По качеству, в плане асимметрии информации, выделяется 3 группы:

  1. Товары, качество которых любой человек может определить до покупки, то есть не нужно ни особого образования, ни особых вкусов, чтобы выделить тот товар, который вам нужен еще до покупки. Здесь асимметрия по качеству невозможна.
  2. Товары, качество которых можно определить только после покупки. Асимметрия информации возможна.
  3. Товары, качество которых затруднительно определить даже после покупки в течение какого-то длительного времени (дом)2.

Возможны такие случаи: на рынке кредитов и рынке страхования  асимметрия информации связана не сколько  с качеством услуги, сколько с последующими неконтролируемыми действиями клиента. Если на товарных рынках чаще всего продавец имеет полную информацию, а клиент – нет, то здесь, наоборот, продавец имеет неполную информацию о своем клиенте, клиент, в принципе знает, как он будет себя вести, а продавец не знает о будущем поведении клиента.

Асимметрия информации по цене связана с двумя основными  факторами:

  1. Дополнительные затраты на получение этой информации (имеется группа старожилов и группа приезжих). Старожилы все знают о ценах в своем районе. У туриста нет возможности быстро что-то узнать.
  2. Дополнительные затраты на поиск наиболее удачного варианта.

Впервые проблему неопределенности качества на рынке поддержанных автомобилей  поставил в 1970 году Джордж А.Акерлоф.

Предположим, на рынке поддержанных автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше среднего – хорошие и ниже среднего – плохие (”лимоны”). Цена первой категории для продавцов – 3000 долл. и для покупателей – 3600 долл. Цены второй категории соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.

Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели нет. Для владельцев хороших автомобилей цена 2000 долл. является заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для владельцев ”лимонов” цена в 2000 долл. превышает их самые радужные ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) рынок подержанных автомобилей подвергнется существенной деформации. Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться от продажи машин себе в убыток. Предложение их сократиться. Предложение же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хорошей машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце концов, на автомобильном рынке останутся только ”лимоны”.

Рынок страхования при  всех его особенностях поход на рынок подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается в том, что информация о качестве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жизни: здоровый или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний прежде всего людей с плохим здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль ”высокая цена – опасные клиенты” усилит неблагоприятный отбор и завершится том, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако страхование хранит в себе опасности и другого рода.

Моральный риск – поведение  индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в  надежде на то, что убытки будут  полностью покрыты страховой  компанией.

Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует  себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит прибыль недобросовестным за счет порядочных и честных людей. Это тем более относится к таким людям, которые в расчете на большую страховку сознательно идут на преступления.

Каковы меры борьбы с  моральным риском? Страховые компании пытаются минимизировать моральный  риск:

  1. Осуществляя более тщательный отбор кандидатов, классифицируя клиентов по группам риска;
  2. Не заключая договоров страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами)
  3. Идя на частичное возмещение ущерба (т.е. разделяя с клиентом опасность морального риска).

Важной мерой борьбы с асимметрией информации и моральным риском являются рыночные сигналы.

Ели продавцу на рынке подержанных  автомобилей удается послать  дополнительный сигнал о высоком  качестве своей машины, он вправе претендовать и на более высокую цену автомобиля. Сильным сигналом служат гарантии и поручительства. Немаловажным обстоятельством является и репутация фирмы: марка учреждения, фирменные знаки. Одним из сигналов о качестве нанимаемого на работу человека служит его образовательный уровень.

Допустим, у нас имеется  два типа рабочих – способные и неспособные. Способные рабочие производят предельный продукт а2, а неспособные – предельный продукт а1, где а2>а1. Предположим, что доля способных рабочих b, а доля неспособных -  1-b.

Для простоты предполагаем, что производственная функция линейна, так что общий выпуск, производимый L2 способных рабочих и L1 неспособных рабочих, есть а1L1 +а2L2. Мы также предполагаем, что рынок труда является конкурентным.

Если бы качество рабочего было легко  наблюдаемым, то фирмы просто предложили бы способным рабочим заработную плату w2=a2, а неспособным w1=a1. Иными словами, каждому рабочему выплачивался бы его предельный продукт и мы имели бы эффективное равновесие.

Но что, если фирма не может наблюдать, каковы эти предельные продукты? Если фирма не способа разграничить два типа рабочих, лучше всего ей предложить рабочим среднюю з/п, которая есть w= (1-b)a1 + ba2. Пока оба рабочих соглашаются работать за эту з/п, проблемы неблагоприятного отбора не будет. И при сделанном нами предположении относительно производственной функции фирма производит такой же объем выпуска и получает столько же прибыли, как если бы тип рабочего был доподлинно известен из наблюдений.

Теперь предположим, что имеется  некий характеризующий рабочих  сигнал, который позволит разграничить два указанных типа рабочих. Например, предположим, что рабочие могут получить образование. Пусть е1 – количество образования, полученное рабочими типа 1, и е2 – количество образования, полученное рабочими  типа 2. Допустим, что издержки получения образования у рабочих различны, так что общие издержки образования для способных рабочих есть с2е2, а общие издержки образования для неспособных – с1е1.

Теперь нужно рассмотреть два  решения. Рабочие должны решить, какое  количество образования получать, а фирмы – сколько платить рабочим с различным уровнем образования. Примем крайнюю предпосылку о том, что образование совсем не влияет на производительность рабочего.

Оказывается, природа равновесия в  этой модели зависит главным образом  от издержек получения образования. Предположим, что с2<с1. Это показывает то, что предельные издержки получения образования для способных рабочих меньше, чем для неспособных. Обозначим через е* уровень образования, удовлетворяющий следующим неравенствам:

(формула 1)

При нашем предположении  о том, что а2>а1 и что с2<с1, такое е* должно существовать. Теперь рассмотрим следующее множество вариантов выбора: все способные рабочие получают уровень образования е*, а все неспособные – уровень образования 0, и фирма платит рабочим с уровнем образования е* з/п а2, а рабочим с более низким уровнем образования – з/п а1.

Информация о работе Ассимитричность информации на рынке