Ассимитричность информации на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить асимметричность информации на рынке.
Задачи работы:
1) рассмотреть сущность асимметричности информации на рынке;
2) охарактеризовать регулирование асимметричность информации на рынках.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Ассимитричность информаци..doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Сказанное является иллюстрацией того, что асимметрия информации оказываетт существенное влияние как на поведение  участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

Считающиеся в теории верными решения проблемы асимметричности информации, такие как обязательная сертификация продукции, лицензирование деятельности, содержание государственных надзорных органов по защите прав потребителей не привели к ликвидации проблемы а просто переместили ресурс асимметричности информации из рук капиталистов в руки чиновников, которые, вместе с корпоративными бюрократами сформировали существующий сейчас правящий класс – бюрократическую элиту, окончательно подтвердив, что капиталисты уже не правят миром и существующий общественный строй капитализмом назвать крайне сложно.

Ярким примером отчаянной, ввиду ее очевидной уже проигрышности, борьбы правящего класса за информационные ресурсы является современная война  с «пиратством» и выстраивание культа копирайта.

Что происходит на рынке? Ф.Котлер назвал это термином «Турбулентность» или Хаотика, написав одноименную книгу, показывая тем самым свое настороженное свое отношение к происходящему, а Дон Тапскотт (Don Tapscott) и Энтони Д.Вильямс назвали это словом «Викиномика».

Последние авторы показали, как массовое сотрудничество меняет мир, а Котлер указал, цитирую: «МИР вступил в новую стадию экономики. Национальные экономики глубоко связаны и взаимозависимы. Коммерческая деятельность ведется при помощи потоков информации, перемещающихся со скоростью света по Интернету и мобильным телефонам. Эта новая стадия приносит замечательную пользу в виде снижения затрат и ускорения производства и поставок товаров и услуг. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Речь идет о существенном возрастании уровня риска и неопределенности, с которыми сталкиваются как производители так и потребители». И тут же выделил, среди прочих следующие риски:*Технические достижения и информационная революция

Подрывные технологии и  Инновации (подрывны в том смысле, что новая технология подрывает и разрушает рынок продукта, изготовленного по старой)7

Гиперконкуренция 

Расширение полномочий клиентов (те самые социальные сети)

Стоит понимать, что Ф.Котлер, основатель маркетинга, как никто  другой понимал, что добавочная стоимость образуется в виде разницы между истинными свойствами товара и его «легендой». Если попытаться обобщить опасения Котлера в двух словах, то выйдет следующее: Какие бы технологии или производственные ноу-хау не были бы у производителя, они в любом случае

Очень быстро устареют

Будут заменены технологиями, полностью меняющими рынок 

Будут моментально скопированы  конкурентами, которых 

Просто море и тьма тьмущая и 

Пропаганда будет конкурировать  с отзывами потребителей8

2.2 Особенности асимметричности информации в разных странах

 

В качестве примера такого рода информационной асимметрии возьмем  в последнее время часто муссирующуюся  в СМИ тему сомалийского пиратства. Большинство информационных агентств преподносит сомалийское пиратство  как отдельное явление, прецедент нарушения морского права торговых судов «цивилизованных» стран, с которым ведется праведная борьба странами НАТО, Евросоюза, России. Внимание концентрируется на положении моряков (особенно российских), захваченных пиратами. Факт сомалийского пиратства, несомненно, очень важный с глобально-политической точки зрения, преподносится изолированно от его экономической и политической сущности. Большинство СМИ не упоминают его системного характера, умалчивают о его исторической подоплеке. Изредка в Интернет-изданиях говорится о гуманитарной катастрофе в Сомали, эскалации насилия, разгуле холеры и других болезней (в связи с которыми «ВОЗ изучает возможности оказания помощи населению»). Еще реже упоминаются браконьерство в Аденском заливе, отсутствие у Сомали береговой охраны, нелегальная иммиграция в республику, поставка туда наркотиков и оружия. Лишь на задворках всемирной сети можно встретить сообщение о том, что ряд государств избрали берега Сомали местом для сброса радиоактивных отходов. Практически не говорится о том, что в 1990-е Сомали постигла катастрофа, во многом схожая с бедствиями бывшего социалистического блока и других стран, шедших по социалистическому пути развития, а также о том, что до сих пор, по старой памяти, Сомали надеется на Россию и просит ее о помощи9.

В данном примере асимметрия трансформирует информацию таким образом, что для слушателя/ зрителя становится актуальным факт пиратства и захвата  пиратами судов частных компаний. Однако, по существу, какое дело рядовому слушателю/ зрителю до проблем частных компаний в изоляции от причин такого положения у берегов Африканского Рога и перспектив его исправления? Еще раз подчеркнем, что такая асимметрия направлена на снижение рефлексии аудитории, обеспечение изолированного, несистемного восприятия факта действительности. В этом и состоит ее идеологическое воздействие.

Можно сказать, что, несмотря на все недостатки неполноты информации, связанные с упрощением знаний о мире, у внешне демократичного (симметричного), но необъективного представления событий не меньше минусов. Разноголосица мнений, противоречивость данных, смешение существенного и второстепенного, правды и лжи, здравого смысла и мифологий порождают когнитивный диссонанс и, в худшем случае, раскол сознания. Между тем, по мнению психологов, целостность сознания является важным аспектом психического здоровья индивида. Стремясь к целостности в условиях необъективного информационного пространства, он порой формирует причудливый и далекий от правдоподобия образ мира10.

Помимо двух основных признаков коммуникативной асимметрии - асимметрии дискурса и асимметрии информации, следует упомянуть такие ее признаки как неодинаковое освещение в масс-медиа действий различных политических актеров, частое или редкое предоставление им эфира. Сюда же можно отнести стерео типизацию, создание определенного положительного или отрицательного имиджа политического актера, так что у реципиента появляется автоматизация его восприятия. Например, несмотря на многомиллионный электорат, деятельность коммунистической партии практически не освещается на официальном телевидении, подается двусмысленно или отрицательно, в результате у зрителя/слушателя создается впечатление несущественности этих сил или их бездействия.

Наконец, в качестве признака коммуникативной асимметрии следует выделить и отсутствие или искажение обратной связи, когда отклики аудитории «модерируются»: положительные оставляются, критические же отсеиваются11.

 

Выводы:

Несмотря на то, что  асимметрия как средство идеологического  воздействия создается СМИ преднамеренно, имеются случаи и непреднамеренной асимметрии. Так, исследователями был отмечен «крен» новостей в негативную сторону, например, при освещении экономики часто акцентируются безработица, ухудшение показателей индекса потребительских цен, снижение ВВП и т.п. Предполагается, что новости напрямую связаны с негативными событиями, поскольку важной функцией СМИ является социальное наблюдение, или «отслеживание», предупреждающее общество об опасностях и угрозах. Выпячивая негативные события, средства массовой информации, по сути, пытаются отследить угрозы и тем самым уменьшить вероятность сокрушения политико-экономического статус-кво. Вместе с тем, для массового сознания отражением общего направления социально-экономического развития является не взвешенная оценка уровня безработицы и т.п., а именно негативная информация, доступная в СМИ, которая асимметрично увеличивается во время экономического спада. Данные о восприятии экономических новостей являются свидетельством сильного влияния СМИ на общественное мнение об экономике. Более того, положительный или отрицательный уклон этих новостей даже в большей степени влияет на восприятие экономического положения страны, чем реальность, с которой сталкивается индивид.

 

Заключение

 

Подведем краткие итоги работе:

  • Асимметрия информации на рынке страхования. Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степеням риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективное размещение ресурсов, неэффективная работа рынка, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска». Например, приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. Как результат у страховой компании возрастают расходы, что приводит к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов, а также к увеличению социальных издержек. Значит следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.
  • Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.
  • Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск. Выпуск ипотечных ценных бумаг последней очереди представляет собой самый рискованный транш, на котором лежит риск неисполнения обязательств по ипотечным кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия. Обычному инвестору трудно оценить качество всех ипотечных кредитов, стоящих за ипотечной ценной бумагой. Однако эмитент ценных бумаг может использовать сигналы о наличии высокого качества ипотечного покрытия. В частности, в международной практике инициатор рефинансирования ипотечных кредитов может приобрести весь выпуск последней очереди себе в собственность, показывая тем самым наличие у пула ипотечных кредитов приемлемого качества. Таким образом, эмиссия нескольких выпусков ипотечных ценных бумаг свидетельствует о качестве стоящего за ними ипотечного покрытия. Такой сигнал позволяет без каких-либо расходов со стороны инвесторов разрешить проблему с имеющейся на финансовом рынке асимметрией информации.
  • Рынок здравоохранения. На рынке медицинских услуг покупка услуг врача рассматривается как плата за его профессиональные знания. Здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту более дорогой, курс лечения. В этом случае появляется место для возникновения механизма, благодаря которому рынок адаптируется к информационному неравенству. Возникают следующие понятия как профессиональная и предпринимательская этика и нравственные ценности, которые постепенно внедряются в рыночные отношения. Асимметрия информации также проявляется в условиях конкурентной борьбы между лечебными заведениями. Как показали исследования зарубежных стран, недостаток данных может стать причиной негативного влияния конкуренции больниц на качество лечения. Это дает дополнительный аргумент в пользу усиления мер, направленных на повышение прозрачности показателей, обработку информации о деятельности системы, и на дальнейшие более детальные оценки причинно-следственных зависимостей. Асимметрия информации при условии её усиления становится одной из главных проблем в экономике здравоохранения, мешающая выйти на общественно эффективные уровни объемов, качества медицинской помощи и затрат.
  • Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Однако доступен ряд других характеристик (образование, пол, возраст, опыт работы, национальность), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Образовательные сигналы являются одними из наиболее важных. Еще один аспект асимметрии информации заключается в том, что многие фирмы завышают уровень заработной платы относительно равновесного, потому что понимают: с одной стороны, высокая зарплата обязывает к более напряженному труду и условиям формирования высокой корпоративной культуры; с другой — она обуславливает более высокие потенциальные потери для работников в случае их увольнения. Исходя из анализа финансовых рынков, можно сделать вывод, что информационная асимметрия более характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров. Здесь защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Здесь контролирующую функцию должны выполнять общества потребителей, исполнительные органы власти и фирмы, СМИ.

Существуют несколько  основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:

  • проблема риска недобросовестности (moral hazard);
  • проблема неблагоприятного отбора (adverse selection);
  • проблема дорогостоящей верификации состояния (costly state verification).

Одна из наиболее изученных  разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной  информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда  одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая, а скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником.

Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.

От неполноты информации страдает не только потребитель. Скрытые  характеристики покупателей часто  становятся причиной недополучения  прибыли даже для фирм, располагающих  значительной рыночной властью. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ  у одной из сторон, участвующих  в сделке, что порождает ряд  экономических проблем. Выделяют два  вида проблем – неблагоприятный  отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). Пример неблагоприятного отбора – рынок «лимонов», модель, предложенная Дж. А. Акерлофом, описывающая функционирование рынка подержанных автомобилей. Пример морального риска – рынок страховых услуг, когда покупатель обладает полной информацией о качестве товара или объекте сделки.

Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между  сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Такая проблема называется проблемой «принципал - агент», заключающаяся в угрозе манипулирования принципалом со стороны агента.

Существуют различные  меры и способы регулирования  асимметрии информации, представляющие собой государственное регулирование, действие рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, реклама, сертификация и прочее.

 

Список используемой литературы

 

  1. 50 лекций по микроэкономике, лекция 49 [Электронный ресурс] / Режим доступа: 50.economicus – Дата доступа: 14. 10. 2010.
  2. Бондарь, А.В. Микроэкономика, 2-е изд. / Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009 г. – 415 с.
  3. Джуха, В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика, учебный курс / В.М. Джуха. - Москва – Ростов – на – Дону, 2004 г. - 255 с.
  4. Исследовательский центр ИПМ [электронный ресурс] / Ред. Вера Волчок, Риккардо Джуччи, Ирина Точицкая (рецензент). – Минск, май 2004 г. Режим доступа: research - Дата доступа: 14. 10. 2010.
  5. Лемешевский, И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2. Учебное пособие для вузов. / Мн.: ООО « ФУ Аинформ «, 2003. – 720 с.
  6. Лобкович Э.И. Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО « Новое знание», 2000 г. – 664 с.
  7. Нуреев, Р.Н. Курс микроэкономики, 2-е издание / Р.Н. Нуреев. – Москва, 2012 г. – 572 с.
  8. Основы экономической теории. Учебник. / Под ред. Камаева В.Д. -  М.: МГТУ  им. Баумана, 2008.
  9. Руди Л.Ю. Экономическая теория. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005.
  10. Сажина М.А. Экономическая теория. – М., 2007.
  11. Сажина, М. А., Чибриков, Г. Г. Экономическая теория [Текст]. М., 2009. – 614 с.
  12. Самуэльсон П., Нордхаус В.Д. Экономика. Учебное пособие.: Пер. с англ. – 15 изд. – М. Б<span class="dash041e

Информация о работе Ассимитричность информации на рынке