Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель работы: изучить асимметричность информации на рынке.
Задачи работы:
1) рассмотреть сущность асимметричности информации на рынке;
2) охарактеризовать регулирование асимметричность информации на рынках.
Сказанное является иллюстрацией того, что асимметрия информации оказываетт существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.
Считающиеся в теории верными решения проблемы асимметричности информации, такие как обязательная сертификация продукции, лицензирование деятельности, содержание государственных надзорных органов по защите прав потребителей не привели к ликвидации проблемы а просто переместили ресурс асимметричности информации из рук капиталистов в руки чиновников, которые, вместе с корпоративными бюрократами сформировали существующий сейчас правящий класс – бюрократическую элиту, окончательно подтвердив, что капиталисты уже не правят миром и существующий общественный строй капитализмом назвать крайне сложно.
Ярким примером отчаянной, ввиду ее очевидной уже проигрышности, борьбы правящего класса за информационные ресурсы является современная война с «пиратством» и выстраивание культа копирайта.
Что происходит на рынке? Ф.Котлер назвал это термином «Турбулентность» или Хаотика, написав одноименную книгу, показывая тем самым свое настороженное свое отношение к происходящему, а Дон Тапскотт (Don Tapscott) и Энтони Д.Вильямс назвали это словом «Викиномика».
Последние авторы показали, как массовое сотрудничество меняет мир, а Котлер указал, цитирую: «МИР вступил в новую стадию экономики. Национальные экономики глубоко связаны и взаимозависимы. Коммерческая деятельность ведется при помощи потоков информации, перемещающихся со скоростью света по Интернету и мобильным телефонам. Эта новая стадия приносит замечательную пользу в виде снижения затрат и ускорения производства и поставок товаров и услуг. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Речь идет о существенном возрастании уровня риска и неопределенности, с которыми сталкиваются как производители так и потребители». И тут же выделил, среди прочих следующие риски:*Технические достижения и информационная революция
Подрывные технологии и Инновации (подрывны в том смысле, что новая технология подрывает и разрушает рынок продукта, изготовленного по старой)7
Гиперконкуренция
Расширение полномочий клиентов (те самые социальные сети)
Стоит понимать, что Ф.Котлер, основатель маркетинга, как никто другой понимал, что добавочная стоимость образуется в виде разницы между истинными свойствами товара и его «легендой». Если попытаться обобщить опасения Котлера в двух словах, то выйдет следующее: Какие бы технологии или производственные ноу-хау не были бы у производителя, они в любом случае
Очень быстро устареют
Будут заменены технологиями, полностью меняющими рынок
Будут моментально скопированы конкурентами, которых
Просто море и тьма тьмущая и
Пропаганда будет
В качестве примера такого
рода информационной асимметрии возьмем
в последнее время часто
В данном примере асимметрия трансформирует информацию таким образом, что для слушателя/ зрителя становится актуальным факт пиратства и захвата пиратами судов частных компаний. Однако, по существу, какое дело рядовому слушателю/ зрителю до проблем частных компаний в изоляции от причин такого положения у берегов Африканского Рога и перспектив его исправления? Еще раз подчеркнем, что такая асимметрия направлена на снижение рефлексии аудитории, обеспечение изолированного, несистемного восприятия факта действительности. В этом и состоит ее идеологическое воздействие.
Можно сказать, что, несмотря на все недостатки неполноты информации, связанные с упрощением знаний о мире, у внешне демократичного (симметричного), но необъективного представления событий не меньше минусов. Разноголосица мнений, противоречивость данных, смешение существенного и второстепенного, правды и лжи, здравого смысла и мифологий порождают когнитивный диссонанс и, в худшем случае, раскол сознания. Между тем, по мнению психологов, целостность сознания является важным аспектом психического здоровья индивида. Стремясь к целостности в условиях необъективного информационного пространства, он порой формирует причудливый и далекий от правдоподобия образ мира10.
Помимо двух основных признаков коммуникативной асимметрии - асимметрии дискурса и асимметрии информации, следует упомянуть такие ее признаки как неодинаковое освещение в масс-медиа действий различных политических актеров, частое или редкое предоставление им эфира. Сюда же можно отнести стерео типизацию, создание определенного положительного или отрицательного имиджа политического актера, так что у реципиента появляется автоматизация его восприятия. Например, несмотря на многомиллионный электорат, деятельность коммунистической партии практически не освещается на официальном телевидении, подается двусмысленно или отрицательно, в результате у зрителя/слушателя создается впечатление несущественности этих сил или их бездействия.
Наконец, в качестве признака коммуникативной асимметрии следует выделить и отсутствие или искажение обратной связи, когда отклики аудитории «модерируются»: положительные оставляются, критические же отсеиваются11.
Выводы:
Несмотря на то, что асимметрия как средство идеологического воздействия создается СМИ преднамеренно, имеются случаи и непреднамеренной асимметрии. Так, исследователями был отмечен «крен» новостей в негативную сторону, например, при освещении экономики часто акцентируются безработица, ухудшение показателей индекса потребительских цен, снижение ВВП и т.п. Предполагается, что новости напрямую связаны с негативными событиями, поскольку важной функцией СМИ является социальное наблюдение, или «отслеживание», предупреждающее общество об опасностях и угрозах. Выпячивая негативные события, средства массовой информации, по сути, пытаются отследить угрозы и тем самым уменьшить вероятность сокрушения политико-экономического статус-кво. Вместе с тем, для массового сознания отражением общего направления социально-экономического развития является не взвешенная оценка уровня безработицы и т.п., а именно негативная информация, доступная в СМИ, которая асимметрично увеличивается во время экономического спада. Данные о восприятии экономических новостей являются свидетельством сильного влияния СМИ на общественное мнение об экономике. Более того, положительный или отрицательный уклон этих новостей даже в большей степени влияет на восприятие экономического положения страны, чем реальность, с которой сталкивается индивид.
Подведем краткие итоги работе:
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:
Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.
Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая, а скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником.
Асимметрия информации является также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.
От неполноты информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.
Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем – неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией). Пример неблагоприятного отбора – рынок «лимонов», модель, предложенная Дж. А. Акерлофом, описывающая функционирование рынка подержанных автомобилей. Пример морального риска – рынок страховых услуг, когда покупатель обладает полной информацией о качестве товара или объекте сделки.
Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Такая проблема называется проблемой «принципал - агент», заключающаяся в угрозе манипулирования принципалом со стороны агента.
Существуют различные
меры и способы регулирования
асимметрии информации, представляющие
собой государственное регулиро