Ассимитричность информации на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить асимметричность информации на рынке.
Задачи работы:
1) рассмотреть сущность асимметричности информации на рынке;
2) охарактеризовать регулирование асимметричность информации на рынках.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Ассимитричность информаци..doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Но является ли это  равновесием? Существует ли у кого-либо стимул к изменению своего поведения? Каждая фирма выплачивает каждому  рабочему его предельный продукт, поэтому у фирмы нет стимула вести себя по-другому. Единственный вопрос состоит в том, ведут ли себя рабочие рационально при той шкале з/п, с которой сталкиваются.

Имело бы смысл неспособному рабочему купить уровень образования е*? Выгода от этого для него состояла бы в увеличении з/п на величину а2-а1. Издержки для неспособного составили бы с1е*. Выгоды меньше издержек, если а2-а1<с1е*.

Но выполнение этого  условия гарантируется нам выбором е*. Следовательно, неспособные рабочие считают для себя выбор нулевого уровня образования оптимальным.

Действительно ли в интересах  способных рабочих получить уровень  образования е*? Условие превышения издержек выгодами есть а2-а1>с2е*, и благодаря выбору е* это условие выполняется.

Следовательно, данная структура з/п в самом деле является равновесной: если каждый способный рабочий выбирает уровень образования е* и каждый неспособный выбирает нулевой уровень образования, ни у одного из рабочих нет причин менять свое поведение. Вследствие принятой нами предпосылки о различиях в издержках образовательный уровень рабочего может в равновесии служить сигналом различий в производительности. Этот тип сигнализирующего равновесия иногда называют разделяющим равновесием, так как при этом равновесии рабочий каждого типа производит выбор, позволяющий ему отделить себя от рабочих другого типа.

Другой возможностью является объединяющее равновесие, в  котором рабочий каждого типа делает одинаковый выбор. Например, предположим, сто с2>с1, так что издержки получения образования для способных рабочих выше, чем для неспособных. Можно показать, что в этом случае единственное равновесие предполагает выплату всем рабочим з/п, основанной на этих средних способностях, и поэтому никакого согнала не происходит.

Особый интерес представляет разделяющее равновесие, поскольку, с общественной точки зрения, оно неэффективно. Каждый способный рабочий считает, что в его интересах заплатить за ”приобретение сигнала”, несмотря на то, что это совершенно не меняет его производительности. Способные рабочие хотят ”обзавестись сигналом” не потому, что он делает их более производительными, а потому, что он отличает их от неспособных рабочих. С общественной точки зрения, приобретение сигнала – напрасная трата средств.

Имеет смысл задуматься о природе неэффективности. Если бы и способным и неспособным платили з/п, равную их среднему продукту, з/п способных рабочих из-за наличия неспособных оказалась бы более низкой. Поэтому у них имелся бы стимул вкладывать средства в сигналы, которые отличали бы их от менее способных. Эти инвестиции приносят частную выгоду, но не приносит выгоды общественной.

Переместим наше внимание на информационную асимметрию, которая  возникает после подписания контракта. Причем, асимметричная информация такого рода может возникнуть даже в том случае, если в момент подписания контракта она отсутствовала. Например, после того, как собственник фирмы принял на работу менеджера, он может быть не в состоянии наблюдать, какие усилия прилагает менеджер к выполнению своих обязанностей.

Осознавая развитие такой информационной асимметрии участники сделки стараются составить контракт таким образом, чтобы облегчить возможные трудности. Эти проблемы имеют большое значение в ситуациях, когда один индивид нанимает другого для того, чтобы последний совершал некоторые действия как агент первого. По этой причине проблема такого составления контрактов получила название проблемы ”принципал-агент”.

Традиционно в литературе проводится различие между двумя  типами информационных проблем, которые появляются в ситуациях такого рода: между проблемами, являющимися результатом скрытых действий, и проблемами, возникающими как следствие скрытой информации. Случай скрытых действий, известный также под названием моральный риск, иллюстрируется неспособностью собственника наблюдать за тем, насколько усердно работает его менеджер. Примером скрытой информации является ситуация, когда менеджер владеет информацией об альтернативных возможностях фирмы, не доступной для собственника.

Следует, однако, отметить, что в литературе не всегда одинаково используется термин ”моральный риск”. Первоначально данный термин появился в литературе, посвященной проблемам страхования. Здесь внимание акцентировалось на информационных совершенствах двоякого рода:

  1. Моральный риск, который возникает, когда страховая компания не может наблюдать за тем, прилагает ли ее застраховавшийся клиент какие-либо усилия, чтобы избежать возможных потерь или нет
  2. Неблагоприятный отбор, который возникает, когда страхующийся в момент покупки полиса знает больше, чем страховая компания, относительно вероятности происшествия несчастного случая. Некоторые авторы используют термин ”моральный риск” и применительно к скрытым действиям, и применительно к скрытой информации, как разновидностям проблемы ”принципал-агент”.

Следует подчеркнуть, что взаимоотношения между собственником и менеджером представляют собой не единственный пример проблемы ”принципал-агент”.

Другие примеры:

  • Страховые компании и страхующиеся
  • Промышленные производители продукции и их дистрибьюторы: производители могут быть не в состоянии отследить изменения в конъюнктуре рынка, с которыми сталкиваются продавцы их продукции.
  • Банки и их заемщики: банку трудно наблюдать за тем, в каких целях используют его клиенты заемные средства и какова степень риска при их использовании.

 

1.2 Общая характеристика асимметрии информации на рынке

 

Наличие точной информации не гарантирует успеха рынка, но значительно  облегчает его достижение, способствуя  повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся  ресурсов. Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асимметричностью информации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а также предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; страхующиеся располагают большей информацией об объектах страхования, чем страховые компании. Потенциальные продавцы( как и потенциальные покупатели) нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты( асимметрии) информации.

В экономике асимметричная  информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей  информацией, чем другая (английский термин asymmetric(al) information, в русской  литературе также называется несовершенная информация, неполная информация).

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда  одна из сторон рыночной сделки располагает  более полной информацией, чем другая. Скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником. Для понимания сути поставленной проблемы следует учесть два обстоятельства3.

Первое из них состоит  в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Существуют блага, качество которых  может быть выявлено в момент покупки. Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких благ могут послужить лекарственные препараты и косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками4.

Второе обстоятельство заключается в том, что наличие  асимметрии информации создает возможность для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене? Причем для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринимать действия( умышленные и неумышленные), которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая.

Формы, в которых проявляется  влияние асимметрии информации на рынок, многообразны.

Изолированная, вне контекстная подача информации означает, то что актуальные пресуппозиции реципиентов не позволяют им правильно понять происходящее, а какой-либо поясняющей информации не предоставляется. В результате реципиент не может правильно проанализировать явление, понять его в глубине причинно-следственных связей, интегрировать в свой образ мира, а узнанные фрагменты информации так и остаются изолированными фактами или в лучшем случае анализируется поверхностно, на эмоционально-бытовом уровне5.

 

Выводы:

Вообще незнание важных содержательно-логических звеньев, искажающее образ мира человека – явление  вполне обычное, а полной информацией  о мире не владеет никто. В то же время, очевидно, что чем выше степень осведомленности, тем вернее оценка событий. Правильное понимание происходящего, обнаружение существенных связей между явлениями непосредственно зависит от полученных знаний. Существуют крылатые фразы, отражающие важность осведомленности: «Знание – сила», «Кто знает – тот поймет», «Посвященному достаточно», «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше». Поэтому асимметрию в виде представления отдельных событий вне контекста можно трактовать как манипуляцию. Отражая реальность неполно, как разрозненные изолированные факты, и при этом препарируя эти факты в виде ярких образов, СМИ снижают качество рефлексии аудитории над окружающей действительностью и уничтожают саму мотивацию такой рефлексии.

 

2. Регулирование асимметричность информации на рынках

2.1 Проблемы регулирования асимметричности информации и пути решения этих проблем

 

Продавцы располагают  большей информацией о кол-ве товара, чем покупатели. Заемщик  знает о своем риске больше, чем кредитор.  
Во всех случаях, когда одна из сторон сделки знает о себе или предмете сделки что-то такое, о чем другой стороне не известно, говорят о наличии скрытых характеристик. Следствием существования скрытых характеристик благ является отрицательный отбор – ситуация, при которой неинформированная сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку. В результате отрицательного отбора высококачественные товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества, а при наименее благоприятном развитии событий рынок прекращает существование.

Ассиметричная информация снижает эффективность рынка  в целом. Но прежде всего она не выгодна продавцам хороших товаров: они не могут получить «настоящую цену» за свою продукцию, поскольку даже в качественном товаре потребитель подозревает «лимон». Продавцы могут донести до покупателей информацию относительно качества их товаров посредством сигналов – механизмов, позволяющих информированной стороне передать информацию о себе неинформированной стороне. Примерами сигналов являются гарантии, репутация, бренды, а также стандарты и сертификаты.

Существуют рынки, на которых удается быстро ликвидировать асимметричную информацию – аукционы. Аукционы начинаются с ситуации, когда каждая из сторон располагает только информацией о начальных ценах и предельных свои возможностях, но не знает о возможностях конкурентов. Аукционы: английский: ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен (произведения искусства, предметы роскоши); голландский: ставки снижаются снизу вверх до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену (скоропортящиеся товары, цветы)6.

Закрытые / темные аукционы – это аукцион, в к-ом ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предположил наивысшую цену.

Асимметрия информации служит источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт не путем реального изменения параметров продукта, а путем их имитации. Один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках по разным ценам под разными названиями – в данном случае мы будем иметь типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто выступают причиной недополучения прибыли, причем даже для фирм, которые располагают значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик- монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Однако категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и выступает причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне дает высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, то это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Информация о работе Ассимитричность информации на рынке