Банкротство как форма реструктуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:01, реферат

Описание работы

Проблемы реструктуризации и банкротства в сложившейся на Украине кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение.
Это связано с тем, что на настоящий момент они представляют собой единственно реальные и законные инструменты вывода субъектов предпринимательской деятельности из хронического состояния неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Причем, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера предприятия, поскольку экономические законы, как и законы, учреждаемые государством, действуют не избирательно, и в круг объектов, регулируемых ими, неизбежно попадают или попадут в самом ближайшем будущем огромное количество предприятий и производственных объединений.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 92.33 Кб (Скачать файл)

а) невозможности организационного или территориального отделения  предприятий, структурных подразделений  или структурных единиц;

б) существования тесной технологической  связи предприятий, структурных  подразделений (если доля внутреннего  оборота в общем объеме валовой  продукции предприятия составляет менее 30%).

Следует отметить, что выбор условий  реорганизации юридического лица остается за должником, его администрацией - если он сам обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Цель указанной юридической привилегии - стимулировать руководство неплатежеспособного субъекта хозяйствования подвергнуться судебной процедуре урегулирования его долгов до того, как они стали безнадежными.

4. Изменения в законе «О банкротстве».

В конце августа Президентом  Украины Леонидом Кучмой был подписан фактически новый закон о банкротстве, хотя документ и назывался «О внесении изменений к Закону Украины «О банкротстве». Он вступил в силу с 31 августа, согласно информации «Интерфакс-Украина» Объем «изменений» 50 страниц значительно  превышает объем расплывчатых понятий, изложенных на 5 страницах существовавшего  с 1992г Закона, в 8 раз.

Прогнозировать появление обновленого Закона было несложно: этого требовали не только правила существования рынка, которые без отработанной процедуры банкротства просто не действуют, но и устоявшееся развитие Украины по «российскому сценарию» Исходя из этого, можно предположить, что и у нас, через некоторое время, банкротсво станет темой № 1. В этом плане больше повезло предприятиям - сельськохозяйственным товаропроизводителям - дела об их банкротстве не будут открываться до 1 января 2004 года Уже сегодня для четкой и отработанной системы банкротства, Украина является «непаханным полем». По данным статистики, только на конец прошлого полугодия размер кредиторской задолженности украинских предприятий составлял 207, 1 млрд. грн, а дебиторский достиг 155, 8 млрд. грн С начала года кредиторская задолженность увеличилась на 34, 9%, дебиторская - на 44, 4%. Так что был бы «повод, а потенциальный банкрот найдется, тем более, что и процесс приватизации подходит к концу, что не только позволит снять запреты на про ведение процедуры банкротства, но и создаст новую ситуацию в борьбе за собственность, что до сих пор, из-за несовершенства законодательной базы, было проблематичным.

Итак, чем же отличаются «новые песни  о старом» В новой редакции уже четко сформулированы все  существенные термины (см. сноску) и, впервые введено понятие арбитражный управляющий, на кого будет падать наибольшее бремя распряжения имуществом, санации, банкротства.

Согласно новой редакции государственную  политику предотвращения банкротства  относительно государственных предприятий  и предприятий, в чьем уставном фонде  доля государства больше 25%, проводит государственный орган по вопросам банкротства, который и будет  лицензировать арбитражных управляющих.

Кроме того, предусмотрена финансовая помощь государственным предприятиям. Однако, общий объем этой помощи должен предусматривать в бюджете.

Обязательным также есть списание налоговыми и другими государственными органами

части задолженности в случае, если это предусмотрено мировым соглашением.

Впервые вводится и понятие моратория  на удовлетворение требований кредиторов В новом документе, в отличие от предыдущего, детально описан не только процесс рассмотрения дел о банкротстве, но и все четыре судебные процедуры, которые применяются К должнику распоряжение имуществом должника, мировое соглашение, санация (обновление платежеспособности) должника, ликвидация банкрота.

Отдельный раздел посвящен особенностям банкротства специальных категорий  субъектов предпринимательской  деятельности, в том числе, предприятий, которые создают места и особенно опасных объектов (с возможностью продления срока санации до 10 лет) «сельскохозяйственных производителей, страховиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, обычных предпринимателей.

5. ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ И  НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА

Продажи имущества с аукциона

В современном украинском законодательстве нет однозначного толкования понятий  ликвидационной стоимости и начальной  цены продажи имущества с аукциона (далее в тексте статьи для упрощения  используется термин «начальная цена»). Выработка практических подходов к  расчету указанных видов стоимости  является актуальной проблемой. Ее особая злободневность связана с массовым характером, который приобрели в  последние 2 года случаи банкротств предприятий, наложение взысканий и арест имущества должников, реализация объектов налогового залога, а также отчуждение основных средств госпредприятий.

Понятие ликвидационной стоимости, как  вида ограниченной стоимости или, согласно терминологии МСОИ, отнесенной к базе оценки, отличной от рыночной стоимости, достаточно точно сформулировано в  Нормах профессиональной деятельности оценщика УОО и в Международных  стандартах.

Два основных обстоятельства являются обязательными для квалификации вида стоимости, как ликвидационной:

а) объект оценки продается в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга, необходимого для его продажи по рыночной цене;

б) ввиду того, что ни один разумный собственник не будет продавать  имущество в неоправданно короткие сроки, подобная «быстрая» продажа  всегда является вынужденной, независимо от конкретных побуждений, которыми руководствуется  продавец.

Продажа в короткие сроки, безусловно, приводит к потерям. Поэтому соотношение  между рыночной и ликвидационной стоимостью может быть выражено простейшей формулой:

Сл = Ср * Кл, где Кл - коэффициент ликвидности, причем 0 < Кл

В спорах относительно пресловутого Кл сломано немало копий. Наверное, не будет ошибкой предположение  о том, что разработка универсальной  формулы определения степени ликвидности объекта оценки, является задачей трудноосуществимой. Ликвидационная стоимость может быть определена исходя из большого количества данных о реальных продажах имущества и об условиях этих продаж, на базе накопленной оценщиком информации и систематического отслеживания конъюнктуры рынка. К сожалению, рынок нежилой недвижимости, как и рынок промышленных машин и оборудования является сегодня, во-первых, недостаточно прозрачным, а во-вторых, по-прежнему малоактивным.

Тем не менее, общие факторы, влияющие на величину коэффициента ликвидности, обозначить можно. Главные из них:

общая инвестиционная привлекательность  объекта, зависящая от его функционального  назначения, месторасположения (для  недвижимости), физического состояния  и других факторов, прямо влияющих на уровень спроса;

абсолютная величина рыночной стоимости  объекта - с ростом рыночной стоимости, как правило, падает ликвидность, что объясняется уменьшением количества потенциальных покупателей, необходимостью аккумуляции значительной массы денежных средств в короткие сроки и т. п.;

конкретная дата оценки - общая ситуация на рынке подвержена значительным колебаниям, влияющим на соотношение спроса и предложения на конкретный вид имущества;

важнейший фактор - длительность продажи; при увеличении длительности экспозиции объект может быть продан дороже;

уровень маркетинга - термин «адекватный» в определении МКСОИ вовсе не формальность; объект можно экспонировать на рынке достаточно долго, но неэффективными средствами.

Весьма примечательной является формулировка ликвидационной стоимости, данная в  Методике оценки стоимости имущества  во время приватизации (Утверждено постановлением КМУ от 22. 07. 199 г. № 1114): «вероятная цена, за которую имущество  может быть продано на рынке на дату оценки с учетом срока продажи, определенного ликвидационной комиссией». Подобная формулировка позволяет при  оценке имущества предприятий-банкротов  прямо руководствоваться общепринятым в практике оценки подходом, исходя из концепции ликвидационной стоимости. В соответствии с Законом Украины  «О банкротстве» все действия ликвидационных комиссий должны быть направлены на удовлетворение требований кредиторов, в первую очередь, за счет продажи имущества предприятия-банкрота. Продажа имущества осуществляется в соответствии с Законом Украины  «О приватизации небольших государственных  предприятий (малой приватизации), а  оценка - в соответствии с вышеуказанной Методикой.

Таким образом, продавцу в лице ликвидкомиссии предоставлено право удовлетворять претензии кредиторов с неизбежными в процессе быстрой распродажи потерями.

Практически во всех других случаях  законодательством Украины предписано продавать имущество с аукционов  по рыночным ценам. Следует отметить, что срок продажи имущества с  таких аукционов установлен всего  в 30 дней с возможным повторным  выставлением объектов на аукцион еще  на 30 дней с понижением стартовой  цены. В то же время, по мнению многих специалистов, срок экспозиции для  продажи большинства крупных объектов недвижимости и целостных имущественных комплексов по рыночной стоимости составляет 0, 5 - 1 год.

Именно эти обстоятельства позволяют  предположить, что во многих случаях  имущество на наших аукционах  продается не по рыночной цене, а  по цене, близкой к ликвидационной. Речь идет, в первую очередь, о недвижимости и имущественных комплексах, требующих и более длительного периода продажи, и маркетинга более серьезного, чем одно объявление в «Ведомостях приватизации» или местной прессе. В целом у нас сложилось об аукционе, как способе продажи, несколько искаженное представление. На наших аукционах продаются отнюдь не дорогостоящие реликвии, да и участники аукционов менее состоятельные, чем покупатели реликвий. Аукцион, в общепринятом смысле этого слова, есть способ быстрой распродажи имущества.

Косвенным подтверждением правомерности  такого отношения к аукциону является предусмотренная соответствующими законодательными и нормативными актами возможность снижения стартовых  цен перед повторными аукционами, а в некоторых случаях - на самих аукционах. Тем не менее, четко оговоренная возможность продажи имущества с аукциона по ликвидационной стоимости предусмотрена законодательством только для предприятий-банкротов.

Возникает закономерный вопрос: чем  в сложившихся условиях должен руководствоваться  оценщик при определении начальной  цены?

В нижеследующей таблице представлены практически все предусмотренные  сегодня законодательством Украины  случаи продажи имущества с аукционов, перечень соответствующих нормативных  актов и порядок определения  начальных (стартовых) цен.

Как следует из приведенной таблицы, расчет начальной цены продажи имущества  с аукционов, как особого вида стоимости, отличного от понятия  рыночной или балансовой стоимости, возможен в случаях:

• приватизации;

Цель аукциона

Наименование документа, регламентирующего  порядок определения стартовой  цены

Порядок определения начальной

цены

Порядок пересмотра цены

1. Приватизация  в соответствии с Законом Украины  «О приватизации небольших государственных  предприятий (малой приватизации) «

2. Продажа основных фондов госпредприятий  в соответствии с Положением  о порядке отчуждения средств производства, являющихся государственной собственностью.

(Утверждено приказом Председателя  Фонда государственного имущества  от 07. 08. 1995 г. № 1020)

3. Продажа имущества предприятий-банкротов  в соответствии с Законом Украины  «О банкротстве»

Методика оценки стоимости имущества  во время приватизации.

Утверждено постановлением КМУ  от 22. 07. 1998 г. № 1114

Предусмотрено три способа

на основании данных бухучета

без учета индексации первичной

стоимости ОФ по состоянию

на 01. 04. 1996 г.;

по решению органа приватизации

по результатам проведения

экспертной оценки (вид

стоимости в документе не

обусловлен);

при продаже имущества, по

данным бухучета полностью

изношенного, по решению

органа приватизации - в размере 30%

первичной стоимости без учета

индексации по состоянию на 01. 04. 1996 г.

или по результатам проведения

экспертной оценки (вид стоимости

в документе не обусловлен). Действия

ликвидкомиссий негосударственных

предприятий-банкротов должны

также отвечать вышеизложенным

требованиям.

При повторном проведении аукциона начальная цена может быть снижена  до проведения торгов не более, чем на 30%. 

В ходе проведения аукционов начальная цена может  быть снижена, но не более, чем на 10%

Приватизация  объектов незавершенного строительства  в соответствии с Положением о  порядке приватизации объектов незавершенного строительства (Утверждено приказом Фонда  государственного имущества от 06. 01. 1999 г. № 17)

Методика оценки стоимости имущества  во время приватизации.

Утверждено постановлением КМУ  от 22. 07. 1998 г. № 1114

Начальная стоимость объекта НЗС

определяется на основании данных

бухучета без учета суммы

индексации НЗС, рассчитанной по индексам, установленным Госкомстатом. Решением

органа приватизации в начальной  цене

могут быть учтены кредиторская и

дебиторская задолженности, связанные с

финансированием строительства и

сохранением объекта. По решению органа

приватизации стоимость не использованных

для строительства материалов, изделий  и

конструкций может определяться по

результатам проведения экспертной

оценки с целью приближения  начальной

цены к рыночной стоимости.

Аукцион может быть объявлен дважды. При повторном проведении аукциона начальная цена может быть снижена  до проведения торгов не более, чем на 30%. Госпрограмма приватизации на 1998 год предусматривала снижение не более, чем на 50%. 

В ходе проведения аукционов начальная цена может  быть снижена, но не более, чем на 10%

Информация о работе Банкротство как форма реструктуризации