Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:01, реферат
Проблемы реструктуризации и банкротства в сложившейся на Украине кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение.
Это связано с тем, что на настоящий момент они представляют собой единственно реальные и законные инструменты вывода субъектов предпринимательской деятельности из хронического состояния неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Причем, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера предприятия, поскольку экономические законы, как и законы, учреждаемые государством, действуют не избирательно, и в круг объектов, регулируемых ими, неизбежно попадают или попадут в самом ближайшем будущем огромное количество предприятий и производственных объединений.
а) невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;
б) существования тесной технологической
связи предприятий, структурных
подразделений (если доля внутреннего
оборота в общем объеме валовой
продукции предприятия
Следует отметить, что выбор условий реорганизации юридического лица остается за должником, его администрацией - если он сам обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Цель указанной юридической привилегии - стимулировать руководство неплатежеспособного субъекта хозяйствования подвергнуться судебной процедуре урегулирования его долгов до того, как они стали безнадежными.
4. Изменения в законе «О
В конце августа Президентом Украины Леонидом Кучмой был подписан фактически новый закон о банкротстве, хотя документ и назывался «О внесении изменений к Закону Украины «О банкротстве». Он вступил в силу с 31 августа, согласно информации «Интерфакс-Украина» Объем «изменений» 50 страниц значительно превышает объем расплывчатых понятий, изложенных на 5 страницах существовавшего с 1992г Закона, в 8 раз.
Прогнозировать появление
Итак, чем же отличаются «новые песни о старом» В новой редакции уже четко сформулированы все существенные термины (см. сноску) и, впервые введено понятие арбитражный управляющий, на кого будет падать наибольшее бремя распряжения имуществом, санации, банкротства.
Согласно новой редакции государственную
политику предотвращения банкротства
относительно государственных предприятий
и предприятий, в чьем уставном фонде
доля государства больше 25%, проводит
государственный орган по вопросам
банкротства, который и будет
лицензировать арбитражных
Кроме того, предусмотрена финансовая помощь государственным предприятиям. Однако, общий объем этой помощи должен предусматривать в бюджете.
Обязательным также есть списание налоговыми и другими государственными органами
части задолженности в случае, если
это предусмотрено мировым
Впервые вводится и понятие моратория на удовлетворение требований кредиторов В новом документе, в отличие от предыдущего, детально описан не только процесс рассмотрения дел о банкротстве, но и все четыре судебные процедуры, которые применяются К должнику распоряжение имуществом должника, мировое соглашение, санация (обновление платежеспособности) должника, ликвидация банкрота.
Отдельный раздел посвящен особенностям
банкротства специальных
5. ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ И НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА
Продажи имущества с аукциона
В современном украинском законодательстве
нет однозначного толкования понятий
ликвидационной стоимости и начальной
цены продажи имущества с аукциона
(далее в тексте статьи для упрощения
используется термин «начальная цена»).
Выработка практических подходов к
расчету указанных видов
Понятие ликвидационной стоимости, как вида ограниченной стоимости или, согласно терминологии МСОИ, отнесенной к базе оценки, отличной от рыночной стоимости, достаточно точно сформулировано в Нормах профессиональной деятельности оценщика УОО и в Международных стандартах.
Два основных обстоятельства являются обязательными для квалификации вида стоимости, как ликвидационной:
а) объект оценки продается в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга, необходимого для его продажи по рыночной цене;
б) ввиду того, что ни один разумный собственник не будет продавать имущество в неоправданно короткие сроки, подобная «быстрая» продажа всегда является вынужденной, независимо от конкретных побуждений, которыми руководствуется продавец.
Продажа в короткие сроки, безусловно, приводит к потерям. Поэтому соотношение между рыночной и ликвидационной стоимостью может быть выражено простейшей формулой:
Сл = Ср * Кл, где Кл - коэффициент ликвидности, причем 0 < Кл
В спорах относительно пресловутого Кл сломано немало копий. Наверное, не будет ошибкой предположение о том, что разработка универсальной формулы определения степени ликвидности объекта оценки, является задачей трудноосуществимой. Ликвидационная стоимость может быть определена исходя из большого количества данных о реальных продажах имущества и об условиях этих продаж, на базе накопленной оценщиком информации и систематического отслеживания конъюнктуры рынка. К сожалению, рынок нежилой недвижимости, как и рынок промышленных машин и оборудования является сегодня, во-первых, недостаточно прозрачным, а во-вторых, по-прежнему малоактивным.
Тем не менее, общие факторы, влияющие на величину коэффициента ликвидности, обозначить можно. Главные из них:
общая инвестиционная привлекательность объекта, зависящая от его функционального назначения, месторасположения (для недвижимости), физического состояния и других факторов, прямо влияющих на уровень спроса;
абсолютная величина рыночной стоимости объекта - с ростом рыночной стоимости, как правило, падает ликвидность, что объясняется уменьшением количества потенциальных покупателей, необходимостью аккумуляции значительной массы денежных средств в короткие сроки и т. п.;
конкретная дата оценки - общая ситуация на рынке подвержена значительным колебаниям, влияющим на соотношение спроса и предложения на конкретный вид имущества;
важнейший фактор - длительность продажи; при увеличении длительности экспозиции объект может быть продан дороже;
уровень маркетинга - термин «адекватный» в определении МКСОИ вовсе не формальность; объект можно экспонировать на рынке достаточно долго, но неэффективными средствами.
Весьма примечательной является формулировка
ликвидационной стоимости, данная в
Методике оценки стоимости имущества
во время приватизации (Утверждено
постановлением КМУ от 22. 07. 199 г. № 1114):
«вероятная цена, за которую имущество
может быть продано на рынке на
дату оценки с учетом срока продажи,
определенного ликвидационной комиссией».
Подобная формулировка позволяет при
оценке имущества предприятий-
Таким образом, продавцу в лице ликвидкомиссии предоставлено право удовлетворять претензии кредиторов с неизбежными в процессе быстрой распродажи потерями.
Практически во всех других случаях
законодательством Украины
Именно эти обстоятельства позволяют предположить, что во многих случаях имущество на наших аукционах продается не по рыночной цене, а по цене, близкой к ликвидационной. Речь идет, в первую очередь, о недвижимости и имущественных комплексах, требующих и более длительного периода продажи, и маркетинга более серьезного, чем одно объявление в «Ведомостях приватизации» или местной прессе. В целом у нас сложилось об аукционе, как способе продажи, несколько искаженное представление. На наших аукционах продаются отнюдь не дорогостоящие реликвии, да и участники аукционов менее состоятельные, чем покупатели реликвий. Аукцион, в общепринятом смысле этого слова, есть способ быстрой распродажи имущества.
Косвенным подтверждением правомерности
такого отношения к аукциону является
предусмотренная
Возникает закономерный вопрос: чем
в сложившихся условиях должен руководствоваться
оценщик при определении
В нижеследующей таблице
Как следует из приведенной таблицы, расчет начальной цены продажи имущества с аукционов, как особого вида стоимости, отличного от понятия рыночной или балансовой стоимости, возможен в случаях:
• приватизации;
Цель аукциона
Наименование документа, регламентирующего порядок определения стартовой цены
Порядок определения начальной
цены
Порядок пересмотра цены
1. Приватизация
в соответствии с Законом
2. Продажа основных фондов
(Утверждено приказом
3. Продажа имущества предприятий-
Методика оценки стоимости имущества во время приватизации.
Утверждено постановлением КМУ от 22. 07. 1998 г. № 1114
Предусмотрено три способа
на основании данных бухучета
без учета индексации первичной
стоимости ОФ по состоянию
на 01. 04. 1996 г.;
по решению органа приватизации
по результатам проведения
экспертной оценки (вид
стоимости в документе не
обусловлен);
при продаже имущества, по
данным бухучета полностью
изношенного, по решению
органа приватизации - в размере 30%
первичной стоимости без учета
индексации по состоянию на 01. 04. 1996 г.
или по результатам проведения
экспертной оценки (вид стоимости
в документе не обусловлен). Действия
ликвидкомиссий негосударственных
предприятий-банкротов должны
также отвечать вышеизложенным
требованиям.
При повторном проведении аукциона начальная цена может быть снижена до проведения торгов не более, чем на 30%.
В ходе проведения аукционов начальная цена может быть снижена, но не более, чем на 10%
Приватизация объектов незавершенного строительства в соответствии с Положением о порядке приватизации объектов незавершенного строительства (Утверждено приказом Фонда государственного имущества от 06. 01. 1999 г. № 17)
Методика оценки стоимости имущества во время приватизации.
Утверждено постановлением КМУ от 22. 07. 1998 г. № 1114
Начальная стоимость объекта НЗС
определяется на основании данных
бухучета без учета суммы
индексации НЗС, рассчитанной по индексам, установленным Госкомстатом. Решением
органа приватизации в начальной цене
могут быть учтены кредиторская и
дебиторская задолженности, связанные с
финансированием строительства и
сохранением объекта. По решению органа
приватизации стоимость не использованных
для строительства материалов, изделий и
конструкций может определяться по
результатам проведения экспертной
оценки с целью приближения начальной
цены к рыночной стоимости.
Аукцион может быть объявлен дважды. При повторном проведении аукциона начальная цена может быть снижена до проведения торгов не более, чем на 30%. Госпрограмма приватизации на 1998 год предусматривала снижение не более, чем на 50%.
В ходе проведения аукционов начальная цена может быть снижена, но не более, чем на 10%