Банкротство как форма реструктуризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:01, реферат

Описание работы

Проблемы реструктуризации и банкротства в сложившейся на Украине кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение.
Это связано с тем, что на настоящий момент они представляют собой единственно реальные и законные инструменты вывода субъектов предпринимательской деятельности из хронического состояния неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Причем, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, размера предприятия, поскольку экономические законы, как и законы, учреждаемые государством, действуют не избирательно, и в круг объектов, регулируемых ими, неизбежно попадают или попадут в самом ближайшем будущем огромное количество предприятий и производственных объединений.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 92.33 Кб (Скачать файл)

Продажа на аукционах имущества, перешедшего  в установленном порядке в  собственность государства в  соответствии с Порядком продажи  на аукционах имущества, которое  перешло в собственность государства (Утверждено приказом Министерства внешнеэкономических  связей и торговли, Минэкономики, Фонда  государственного имущества от 31. 12. 1998 г. № 873/172/2453).

Порядок учета, хранения, оценки конфискованного  и другого имущества, переходящего в собственность государства, и  распоряжения им

Утверждено постановлением КМУ  от 25. 08. 1998 г. № 1340

Оценка имущества производится

соответствующими комиссиями, а

в оговоренных случаях - специалистами-экспертами. Стартовые цены

не должны быть ниже цен,

определенных комиссией или экспертом.:

Согласно терминологии документа

разные виды имущества оцениваются:

по рыночным ценам, с учетом

рыночных цен и фактического их

состояния на день оценки, по ценам

возможной реализации, по регулируемым (устанавливаемым) государством ценам

с учетом их фактического состояния

и износа. Здания, сооружения, жилые

помещения и их части оцениваются

только специалистами-экспертами

с учетом рыночных цен и

фактического их состояния.

Аукцион может быть объявлен дважды. После первого несостоявшегося  аукциона имущество может быть уценено  не более, чем на 20%. 

После второго  несостоявшегося аукциона соответствующая  комиссия принимает решение о  дальнейшем распоряжении имуществом. 

Имущество может  быть продано только при условии  роста цены на аукционе, как минимум, на 10%.

Продажа с  аукционов (публичных торгов) заложенного  имущества, на которое в соответствии с законодательством обращено взыскание.

Положение о порядке проведения аукционов (публичных торгов) по реализации заложенного имущества

Утверждено постановлением КМУ  от 22. 12. 1997 г. № 1448

Для негосударственного имущества

порядок расчета начальной стоимости

не определен, но специально оговорена

возможность экспертной оценки,

причем, вид стоимости в документе  не

обусловлен. Начальная стоимость

государственного имущества

определяется в соответствии с

требованиями Методики оценки

стоимости имущества во время

приватизации, т. е. либо по данным

бухучета без учета индексации ОФ по

состоянию на 01. 04. 1996 г., либо по

результатам проведения экспертной

оценки (вид стоимости в документе

не обусловлен).

Аукцион может быть объявлен дважды. На повторном аукционе начальная  стоимость имущества с согласия залогодержателя может быть уменьшена, но не более, чем на 30%. На аукционах начальная цена может быть снижена до уровня, удовлетворяющего требования залогодержателя. 

После второго  несостоявшегося аукциона организатор  аукциона возвращает исполнительные документы  залогодержателю. 

Продажа имущества, находящегося в налоговом залоге. Продажа осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке  проведения аукционов (публичных торгов) по реализации заложенного имущества.

Порядок обращения взыскания на движимое имущество, находящееся в  налоговом залоге

Утверждено постановлением КМУ  от 22. 06. 1998 г. № 941

Начальная цена определяется

уполномоченными КМУ организациями

или экспертами и, в соответствии с

терминологией документа,

рассчитывается с учетом рыночной

стоимости имущества, затрат, связанных

с его оценкой, хранением,

транспортированием и реализацией, но

не ниже балансовой стоимости. (Самая  противоречивая формулировка понятия  «начальная цена продажи с аукциона»  в действующем законодательстве).

В соответствии с Положением о порядке  проведения аукционов (публичных торгов) по реализации заложенного имущества. 

Цена продажи  не может быть меньше 40% начальной  цены.

Реализация  с прилюдных торгов имущества граждан (жилых домов), на которое обращено взыскание.

Гражданский процессуальный кодекс Украины, главы 45, 46.

Оценку производит государственный

исполнитель или эксперт исходя из

действительной стоимости жилого дома.

Для повторных торгов дом может  быть переоценен по цене не ниже инвентаризационной, а при ее отсутствии - страховой.

отчуждения ОФ госпредприятий;

продажи имущества банкротов;

продажи заложенного имущества  госпредприятий (учитывая неопределенность формулировки п. 6 Положения, возможно - продажи заложенного имущества предприятий всех форм собственности).

Во всех остальных случаях мнение оценщика относительно порядка определения  начальной цены особого значения не имеет, так как организатор  аукциона ограничен в своих действиях  рамками требований соответствующих  документов. Наиболее проблематичной в этой связи представляется продажа  объектов налогового залога. Даже очень  привлекательное имущество, выставленное на аукцион в соответствии с требованиями постановления КМУ от 22. 06. 1998 г. № 941, в некоторых случаях может  стать совершенно неинтересным из-за несуразно высокой стартовой  цены, которая должна быть не ниже балансовой стоимости.

Вернемся к основной теме статьи - к аукционам, начальная цена имущества на которых определяется экспертным путем в соответствии с Методикой оценки стоимости имущества во время приватизации.

В каких случаях вообще может  возникнуть необходимость экспертной оценки начальной стоимости? Ведь есть законный и достаточно простой метод, не требующий привлечения оценщиков - оценка на основании данных бухгалтерского учета без учета последней индексации ОФ. Как известно, балансовая стоимость основных фондов без учета последней индексации почти во всех случаях значительно ниже их рыночной. Следовательно, если продавцом принято решение об экспертной оценке начальной цены, значит, он опасается, что реальный торг может не состояться и объект может быть продан за бесценок. Это в свою очередь приводит к выводу, что от всяких крайностей, наподобие определения стартовой цены в 1 доллар, оценщику следует сразу отказаться. Начальная цена должна быть, как минимум, выше определенной согласно данных бухучета без индексации по состоянию на 01. 04. 1996 г.

Если согласиться с последним  утверждением, то выбор оценщика ограничивается тремя возможными подходами к  начальной цене, которая может  быть:

• ниже рыночной стоимости в разумно  обоснованных пределах;

• выше рыночной стоимости;

• равной рыночной стоимости.

Целесообразность использования  начальных цен на уровне рыночной стоимости, а тем более, выше рыночной стоимости, вызывает большие сомнения.

Практика аукционных и биржевых продаж показывает, что однажды выставленный на продажу по высокой цене объект зачастую не удается продать даже после 2-3 кратного снижения цены. Объяснение этому простое - потенциальные покупатели, изначально потеряв интерес к объекту, переключаются на поиск альтернативного объекта. Не следует забывать, что сегодня, при значительном превышении предложения над спросом, условия на рынке диктует покупатель, а не продавец. Кроме того, вторичный рынок недвижимости и оборудования в отличие, скажем, от 1995-96 г. г. - это реальность. Лишь очень заинтересованный в конкретном приобретении покупатель может терпеливо ждать, пока организатор торгов понизит цену до разумных пределов.

Жесткие правила продажи имущества  с аукционов, в первую очередь, короткий срок продажи, препятствуют привлечению  на аукцион необходимого количества покупателей, а тем более - готовых торговаться в ценовом диапазоне, превышающем рыночную стоимость

Единственно обоснованной и эффективной, в смысле достижения конечного результата, является начальная цена ниже рыночной стоимости, а именно - на уровне ликвидационной. Оценщик должен учитывать, что на квалифицированно подготовленном и проведенном аукционе определенная им стартовая цена должна обязательно вырасти. Иначе - это не аукцион, не прилюдные торги и не конкурентная продажа. Это - банальный выкуп, который в большинстве рассмотренных нами случаев не предусмотрен. Именно поэтому основная задача оценщика - определить тот минимум, ниже которого продавать объект ни при каких обстоятельствах нельзя, и который находится на уровне ликвидационной стоимости.

Теоретически правильным выглядит анализ статистики аукционных продаж для выявления наиболее часто  повторяющегося предельного количества шагов на аукционах по продажам соответствующих  видов имущества. К сожалению, такая  статистика никакому анализу и обобщению  не поддается. Первой и главной причиной этого является искомая нами величина - используемая на аукционах стартовая цена, которая чаще всего определяется нормативным путем и не имеет ничего общего с рыночной стоимостью.

Как отмечалось выше, условия проведения аукционов мало способствуют продаже  имущества по рыночным ценам. Тем  не менее с учетом присущего профессионально организованным аукционам элемента азарта покупателей, вполне реальна продажа на них имущества по максимально близким к прогнозам оценщика ценам. Именно поэтому наиболее обоснованным является выбор цен, близких к ликвидационным, в качестве начальных.

Однако следует отметить важное различие между подходами к расчету  ликвидационной стоимости и начальной  цены.

Ликвидность разных объектов при прочих равных условиях прямо зависит от их инвестиционной привлекательности. Разумно долгий период, при котором  и цена продажи объектов будет  соответствовать рыночной стоимости, не одинаков и также зависит от их инвестиционной привлекательности. Продавая с аукционов объекты  с разной степенью привлекательности, но на протяжении одинакового периода, продавец (разумеется, и оценщик) должен учитывать следующее.

Практика аукционных продаж показывает, что малопривлекательные объекты  следует выставлять на торги по ценам, незначительно ниже их рыночной стоимости (на 1-2 аукционных шага), а привлекательные - на уровне их ликвидационной стоимости. Малопривлекательные объекты, предлагаемые по низким ценам, обычно, не достигнув на аукционах своей рыночной цены, либо продаются по демпинговым ценам, либо снимаются с торгов лицитатором. И наоборот - привлекательные объекты, выставляемые на аукцион по низким ценам, имеют больше шансов привлечь внимание большого количества покупателей; именно в этом случае есть все основания ожидать ажиотажа во время торгов.

Объяснение этим явлениям весьма простое. Объекты с низкой привлекательностью требуют более длительного срока  экспозиции для привлечения хотя бы двух покупателей. Поэтому рассчитывать на значительный рост цены во время  продажи таких объектов на аукционе при минимальном количестве участников не приходится.

Таким образом, одинаковый подход в  расчетах ликвидационной стоимости  и начальной цены (т. е. чем выше ликвидность объекта, тем выше должен быть уровень его начальной цены), ведет к парадоксальному результату. При таком подходе можно не достичь цели аукциона - продажи имущества по цене, максимально близкой к рыночной стоимости.

6. Анализ вероятности банкротства.

Вероятность банкротства предприятия - это одна из оценочных характеристик текущего состояния и обстановки на исследуемом предприятии. Проводя анализ вероятности ежемесячно, руководство предприятия или технологической цепочки может постоянно поддерживать вероятность на низком уровне. Поскольку вероятность зависит от ряда показателей, то для положительного результата необходимо следить не за каким-то одним, а за несколькими основными показателями одновременно.

Показатель вероятности банкротства  получил название показателя Альтмана по имени своего создателя.

Значение Y

Вероятность банкротства

менее 1, 8

очень высокая

от 1, 81 до 2, 7

высокая

от 2, 71 до 2, 99

средняя

от 3, 0

низкая

Шкала вероятности банкротства

При ретроспективном анализе предприятия  следует обращать внимание не столько  на шкалу вероятностей банкротства, сколько на динамику этого показателя.

Показатель вероятности банкротства  является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость.

На основе комплексного анализа  финансового состояния можно  сделать предварительные выводы о причинах кризисного состояния  предприятия и направления вывода его из кризиса. Следующим этапом управления несостоятельными предприятиями  является стабилизация финансового  состояния предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночная экономика, т. е. экономика, когда товары производятся и распределяются не в плановом порядке, а благодаря  частной инициативе независимых  предпринимателей, ориентированных на спрос потребителей, доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:

изначально ориентирована на платежеспособный спрос потребителей;

основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек.

Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т.д.;

предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или  банкротство тех, кто отстает  от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту товаропредложения, а также по уровню собственных издержек.

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она  действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных  политико-экономических задачах (выход  в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных  видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров  для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как  правило, невысококачественных товаров, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Фактически плановая экономика  не столько ориентировалась на рынок, сколько навязывала ему продукты медленно обновляемых производств  и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

Современная экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике.

1. В отличие от рыночной экономики,  где предприятия создаются и  находят свое место на карте  страны как продукт инициативы  предпринимателей, заинтересованных  в доходах от открывающихся  рынков, советская экономика в  основном была выстроена после  30-х годов на основе централизованных  планов из расчета единых и  достаточно низких энергетических  и транспортных тарифов.

Информация о работе Банкротство как форма реструктуризации