Бизнес-план как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес – это совершенно особая сфера деятельности, предполагающая готовность человека принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-плане, с которого целесообразно начинать любую деятельность. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирм, желающих оценить свои перспективы и задачи, предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.

Содержание работы

Введение
1. Бизнес-план как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Функции бизнес-плана и его роль в совершенствовании хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Структура бизнес- плана
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Прогнозирование экономический деятельности на предприятии.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Бизнес-план как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Функции бизнес-плана и его роль в совершенствовании хозяйственной деятельности предприятия

1.2 Структура бизнес- плана

Заключение

Библиографический список

 

 

Введение

 

Несмотря на все трудности  и проблемы, в сфере частного предпринимательства  в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес – это совершенно особая сфера деятельности, предполагающая готовность человека принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-плане, с которого целесообразно начинать любую деятельность. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирм, желающих оценить свои перспективы и задачи, предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.

Каждая фирма, начиная  свою работу, обязана четко представлять перспективные потребности в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию , как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

В этом случае бизнес-план является рабочим инструментом , как для начинающих , так и для действующих фирм, он побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.

Овладение искусством составления  бизнес-плана становится крайне актуальным в условиях перехода к рыночной экономике. Это обусловлено тем, что в России и других государствах, переживающих рыночные трансформации, формируется новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием, и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы. Опытных руководителей изменяющаяся хозяйствующая среда ставит перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкуренцией. Наконец, рассчитывая получить иностранные инвестиции предприниматели должны уметь обосновывать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению вышеперечисленных проблем  и призван в помощь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегическое развитие фирмы .

В сегодняшней России одной из первоочередных задач бизнес- планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Кроме того, важной задачей для  любого бизнеса следует считать  разработку стратегии и тактики  производственно- хозяйственной деятельности фирмы.

Указанные выше аспекты и предопределили выбор темы настоящей курсовой работы, которая посвящена роли бизнес-плана в деятельности современного предприятия.

бизнес план предприятие

 

1. Бизнес-план как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия

 

1.1 Функции бизнес-плана и его роль в совершенствовании хозяйственной деятельности предприятия

 

Бизнес-план – это комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и показатели, дающие объективное и целостное представление о будущем или начинаемом деловом предприятии. Это план разумной организации конкретного дела.

Условия предоставления средств инвесторам или кредиторам во многом зависит  от того, как подготовлен бизнес- план. Поэтому сверхзадачей разработчиков  бизнес-плана является не только получение  средств от инвестора, но и получение их на приемлемых условиях.

Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствие с потребностями рынка и возможности получения необходимых ресурсов.

Бизнес- план помогает предпринимателю решить следующие задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда требованиям, предъявляемым для достижения поставленных целей.
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод:

- заставляет руководителей  фундаментально изучить перспективы фирмы;

  • позволяет осуществить наиболее четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  • побуждает руководителей конкретнее определить свои идеи и пути их достижения;
  • делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации;
  • четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Как правило, потребность  в бизнес-плане возникает при  решении таких актуальных задач, как:

  • подготовка заявок существующих и вновь созданных фирм на получение кредитов;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы, основных направлений ее коммерческой деятельности;
  • перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений, способов осуществления коммерческих операций;
  • выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Основные преимущества бизнес-плана можно сформулировать следующим образом:

- краткость, то есть  изложение только самого главного  по каждому разделу;

-доступность в изучении  и понимании – он должен  быть понятен широкому кругу  людей;

-нет изобилия технических подробностей, лаконичность, убедительность;

Бизнес-план выполняет  следующие функции:

-визитной карточки предприятия, средством для привлечения финансовых ресурсов, плановым документом при оценке предпринимательских действий, который так же можно использовать и для разработки стратегии бизнеса.

Бизнес- план, как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма. Бизнес- план помогает предпринимателю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического анализа и контролировать текущие операции.

Таким образом, бизнес-план является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера  он обобщает анализ возможностей для  начала и расширения бизнеса в  конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

 

1.2 Структура бизнес- плана

 

Первым шагом в составлении бизнес- плана является определение целей фирмы. Если фирма ориентируется на рост, то ее целями будут:

  • повышение общего объема продаж до … или в … раз;
  • повышение доли фирмы на сложившихся рынках ;
  • освоение новых рынков.

Если фирма не предполагает быстрого темпа роста производства, то главные ее цели связаны с:

  • повышением роста чистого дохода;
  • повышение качества продукции;
  • повышение доли сервисных и сопутствующих услуг.

Если фирма задумала изменить ассортимент своей продукции, ее цели будут сведены преимущественно к:

  • сокращению срока освоения новых видов продукции;
  • росту объемов производства новых изделий (услуг);
  • проникновению на рынок и вытеснению старых товаров.
План маркетинга:

Такая важная составляющая бизнес- плана  как план маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цены ,рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке.

Современный маркетинг-это  система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения прибыли. Можно с уверенностью сказать, что вся рыночная деятельность любой компании, в частности, формирование всех разделов бизнес- плана, происходит на основе маркетинговых исследований рынка, на базе широкомасштабного использования всего колоссального потенциала маркетинга.

Вся деятельность компании должна основываться на глубоких и  достоверных знаниях потребительского спроса и его изменений, как определение емкости рынка , что является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении цен.

Роль рыночной сегментации представляет собой, с одной стороны, метод нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны – это управленческий подход к процессу принятия решения на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также, рационализации затрат предприятия- изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товаров.

Объектами сегментации являются, прежде всего потребители, исследование потребителей позволяет определить и изучить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров.

Так же не маловажное значение имеет цена и ценовая политика - это одна из главных составляющих успеха на рынке. Цена- это фактор, который обусловлен множеством других факторов, связанных с производством и реализацией продукции. Суть ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли, решать другие стратегические и оперативные задачи.

Исследование товародвижения и  продаж помогает определить наиболее эффективные и рациональные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителей и его реализации. Объектами изучения являются торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Включается также анализ функций особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся отношений с товаропроизводителями. Такие сведения позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, разработать приемы продажи товаров конечным потребителям, уменьшить издержки обращения.

Полученные результаты позволяют  выбрать политику “паблик рилейшзн”; создать благоприятное отношение  к предприятию, его товарам; сформировать имидж предприятия; определить методы формирования спроса населения, воздействия  на поставщиков и посредников; повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы.

Спрос на любой товар – результат  существования двух компонентов: платежеспособного  потенциального покупателя и его  желания разрешить свою проблему с помощью предлагаемого товара, то есть удовлетворить свою потребность. Поскольку на рынке присутствует одновременно несколько конкурирующих между собой товаров, каждая фирма стремится повлиять на выбор покупателя в свою пользу. Инструментом такого воздействия является реклама, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара. В последнее время применяется комплексное воздействие на покупателя с помощью не только рекламы, но и других средств, объединенных термином ФОССТИС.

В комплекс ФОССТИС входят реклама, продвижение товара, обеспечение связи с общественностью. Мероприятия ФОС (формирование спроса) обращены к потенциальному покупателю, когда его знакомят с новым, только вводимым на рынок товаром. Мероприятия СТИС (стимулирование сбыта) содействуют расширению продаж товаров, уже не считающихся новинками. Задача СТИС – побудить к повторным покупкам, а также в соответствии с фазами жизненного цикла товара на рынке и ценовой политикой предприятия, распространить товар среди новых сегментов покупателей, завоевывая все большую долю рынка. Для покупателя безразлично, благодаря какому мероприятию ФОССТИС он приобрел товар. Но для руководства фирмы, выделяющего деньги на ФОССТИС, это имеет важное значение. Это нужно учитывать при составлении бизнес- плана.

Информация о работе Бизнес-план как инструмент совершенствования управления хозяйственной деятельности предприятия