Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение системы бюджетирования на современном строительном предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
сформулировать цели, задачи и функции бюджетирования;
исследовать систему бюджетирования в системе управления предприятием;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современное состояние и проблемы строительной промышленности
в России……………………………………………………………………………5
1.1 Уровень развития строительной отрасли в России……………………..…..5
1.2 Современное состояние строительной промышленности………………….9
1.3 Строительная деятельность в городе Екатеринбург..……………………..11
2 Бюджетное управление как часть системы
управления предприятием………………………………………………………17
2.1 Бюджетирование в системе управления предприятием…………………..17
2.2 Внедрение бюджетирования на предприятии……………………………..22
2.3 Методика составления бюджетов на предприятии………………………..42
3 Особенности бюджетирования в строительной отрасли………………...….53
3.1 Бюджетирование в строительной компании……………………………….53
Заключение……………………………………………………………………….80
Список литературы……………………………………
- центры финансового учета
– возможность контролировать
и влиять на доходы и
- центры финансовой
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это структурное подразделение предприятия, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций и способное оказывать непосредственное воздействие на те или иные финансовые показатели этих операций. По этой причине ЦФО ответственны за уровень данных подконтрольных показателей.
В зависимости от того, что именно с финансовой точки зрения несет предприятию тот или иной центр и за что именно он отвечает, выделяется пять основных типов ЦФО:
Организация центров финансовой ответственности, определяющая их подчиненность, полномочия и ответственность и предназначенная для управления стоимостью деятельности предприятия – это финансовая структура.[7, с.24]
Финансовая структура создается для управления процессом достижения целей, через нее предприятие осуществляет руководство Центрами Финансовой Ответственности. Она является своего рода «комбинацией» оргструктуры и ответственности за результаты деятельности. Следовательно, ее базой служит организационная структура, которая претерпевает следующие преобразования:
После того как финансовая структура сформирована, руководитель точно знает, кто на вверенном ему предприятии и за какие показатели несет ответственность. Эта ответственность прописана на самом верхнем уровне: доходы, затраты, прибыль, рентабельность и т. д. Но для реального управления такого знания мало, потому что требуется механизм, при помощи которого эта ответственность реализуется. Реализация же ответственности, предполагает установление желаемого уровня показателя и контроль за его достижением как по каждому ЦФО, так и по предприятию в целом. Инструментом для реализации ответственности является бюджет.[7, с.25]
Для постановки бюджетирования необходимо не только грамотное решение методологических проблем, выбор нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы.
«Регламент бюджетирования» содержит указание на процедуры формирования общего бюджета предприятия, определяет шаблоны бюджетных форм, порядок и сроки составления, утверждения бюджета и контроля его исполнения, устанавливает ответственность структурных подразделений.
Бюджетный регламент –
это установленный в
Как известно, постановка системы бюджетирования законодательно и нормативно не регламентируется государственными органами. В этой связи форматы и формы бюджетов, а также регламент их разработки, утверждения, реализации и контроля утверждаются руководством самого хозяйствующего субъекта.
Бюджетный регламент составляется отдельно по каждой стадии бюджетного цикла. Для разработки бюджетного регламента необходимо определить бюджетную систему компании в соответствии с ее финансовой структурой или ответственностью за составление конкретных бюджетов структурных подразделений различного уровня. При составлении бюджетного регламента главное – определить набор бюджетов (состав основного документооборота), других документов (состав сопутствующего документооборота) и ответственных исполнителей за их составление. Цели каждого этапа постановки бюджетного управления и соответствующие этапам основные регламентные документы перечислены в табл. (табл. 2.)
В регламенте должны быть четко обозначены:
Таблица 2 - Регламентные документы различных этапов постановки бюджетного управления на предприятии
Содержание этапа |
Цель этапа |
Регламентные документы | |
Регламенты |
Положения | ||
Подготовительный этап |
Корректировка оргструктуры, уточнение целей и т. д. |
Регламент изменения организационной структуры предприятия |
Положение об организационной структуре предприятия |
Формирование финансовой структуры предприятия |
Распределение финансовой ответственности между организационными звеньями и "закрепление ее за конкретными должностями (сотрудниками) |
Рег ламент изменения финансовой структуры предприятия |
Положение о финансовой структуре |
Формирование бюджетной |
Составление перечня необходимых бюджетов предприятия и определение взаимосвязей между ними |
Регламент изменения бюджетной структуры предприятия |
Положение о бюджетной структуре. Положение об оплате труда |
Формирование финансово- |
Установление ответственности каждого ЦФО за исполнение определенных бюджетов или отдельных бюджетных статей |
||
Прогнозирование деятельности предприятия и составление бюджетов |
Составление бюджета предприятия, соответствующего финансовой цели |
Регламент планирования. Регламент прогнозирования. Регламент нормирования |
Положение о прогнозирование. Положение о нормировании |
Анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по его результатам |
Оценка исполнения бюджета и корректировка бюджетов будущих периодов, тактики, стратегии и финансовых целей предприятия |
Регламент анализа |
Положение об анализе |
Постановка управленческого |
Обеспечение предыдущих этапов корректной информацией |
Регламент изменения принципов и правил учетной политики предприятия |
Положение об управленческом учете |
Назначение графика
Оптимизировать бизнес-процессы
в компании по вопросам бюджетирования
на основе составленного графика
документооборота можно только тогда,
когда все вопросы финансовой
структуры, бюджетного регламента, порядок
и графики составления
Завершающим этапом процесса
постановки бюджетирования является внедрение
программного продукта, который бы
позволил не только составить бюджеты,
но и провести анализ эффективности,
а также рассмотреть
Процесс бюджетирования подразумевает создания большого объема документов, сопровождающихся сложными арифметическими и статистическими расчетами. Составление даже одного варианта бюджета без применения современных компьютерных технологий уже является сложным процессом, а анализ различных сценариев и ситуационное моделирование, которое предполагает в некоторых случаях составление десятков и более родственных бюджетов становится просто нереальным. Поэтому без использования программного обеспечения не может быть и речи о многовариантном планировании, столь необходимом для процесса генерации бюджета. [2, с.23]
Ехсе1. Электронные таблицы вооружили бухгалтеров одним из главных инструментов, позволяющих составлять бюджет. Им удалось ускорить составление документации, принципиально модернизировать консолидацию и моделировать ситуации «что будет, если?». Помимо всего прочего, появились принципиально новые возможности ускорить время на переделку документации, если потребовалось внести изменения. Но при этом серьезный недостаток заключается в относительной трудности проверки, когда простая ошибка в формуле может иметь тяжелые последствия.
У электронных таблиц имеются и ограничения. Содержание ячеек, в частности расчетных, может быть перезаписано. Столбцы и строки могут добавляться или удаляться, что затрудняет консолидацию.
Специализированное
Хранение данных. Система или инструментальное средство по поддержке принятия решений представляет собой специальный программный комплекс, позволяющий конечным пользователям — представителям бизнеса — самостоятельно проводить автоматизированный анализ данных.
Такие автоматизированные системы дают возможность пользователям анализировать данные тем способом, который они считают наилучшим с точки зрения обеспечения информацией, призванной помочь в принятии решений. Инструментальные средства по поддержке принятия решений скорее облегчают проведение анализа, нежели осуществляют этот анализ.
3 Особенности бюджетирования в строительной отрасли
3.1 Бюджетирование в строительной компании
Строительный бизнес в нашей стране пребывает в стадии стремительного роста. Чтобы иметь возможность постоянно держать руку на пульсе финансовых процессов, некоторые топ-менеджеры уже сделали реальные шаги в сторону изменений планирования и учета в своих компаниях.
По показателям роста объемов производства и продаж, уровню рентабельности строительство оставляет далеко позади многие секторы экономики, которые по праву считаются привлекательными и перспективными для вложения капитала.
Такая ситуация сложилась благодаря нескольким факторам.
Во-первых, значительное превышение спроса над предложением на рынке жилой недвижимости. Развитие технологий ипотечного кредитования, продолжающийся процесс активной миграции населения в крупные города, рост благосостояния граждан — все это приводит к тому, что число желающих стать счастливыми обладателями новой квартиры в несколько раз больше, чем количество застраиваемых жилплощадей. Повинуясь законам рынка, цены на жилье поднимаются. Квартира, прибавляющая в цене за год 20—30%, является очень выгодным объектом инвестиций. Покупатели, приобретающие квартиры с целью сохранить и приумножить свои сбережения, еще больше увеличивают спрос. Во-вторых, продолжает расти рынок розничной торговли. Вводимые в эксплуатацию и реконструируемые торговые помещения не могут удовлетворить потребности операторов ритейла.
Присутствуя в отрасли, находящейся в стадии бурного роста, строительные компании в большинстве своем просто «обречены» на получение прибыли с солидным уровнем рентабельности. Может быть это влияет на то, что в строительных компаниях слабо применяются такие технологии как бюджетирование и управленческий учет. Многие руководители мало внимания уделяют контролю затрат до тех пор, пока цена с лихвой покрывает издержки.