Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение системы бюджетирования на современном строительном предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
сформулировать цели, задачи и функции бюджетирования;
исследовать систему бюджетирования в системе управления предприятием;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Современное состояние и проблемы строительной промышленности
в России……………………………………………………………………………5
1.1 Уровень развития строительной отрасли в России……………………..…..5
1.2 Современное состояние строительной промышленности………………….9
1.3 Строительная деятельность в городе Екатеринбург..……………………..11
2 Бюджетное управление как часть системы
управления предприятием………………………………………………………17
2.1 Бюджетирование в системе управления предприятием…………………..17
2.2 Внедрение бюджетирования на предприятии……………………………..22
2.3 Методика составления бюджетов на предприятии………………………..42
3 Особенности бюджетирования в строительной отрасли………………...….53
3.1 Бюджетирование в строительной компании……………………………….53
Заключение……………………………………………………………………….80
Список литературы……………………………………
Стоит отметить, что Екатеринбург является лидером в сфере высотного строительства: по количеству высотных зданий город занимает третье место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга, и обходя при этом занимающий четвёртое место Новосибирск более, чем в 2,5 раза.
2 Бюджетное управление как часть системы управления предприятием
2.1 Бюджетирование в системе управления предприятием
Главное, что делает бюджет необходимым инструментом управления, - это то, что предприятие представляет собой систему. И не просто систему, а систему УПРАВЛЯЕМУЮ.
Бюджет – это инструмент управления предприятием.
Управление любым предприятием должно быть направлено, прежде всего, на поддержание его основного системного свойства — способности выпускать продукт (товар, услугу), причем делать это эффективно. Достигаться при этом должна не только финансовая отдача, но и качественные цели. Управление конкретным предприятием должно быть ориентировано и на эффективное достижение текущей финансовой цели, даже если она не предполагает получения прибыли.[7, с.15]
Предприятие реагирует не
только на воздействия управляющей
системы, но и на внешнюю среду. И
если технические системы изначально
проектируются с большим
Внешняя среда поддается
управлению в очень малой степени.
Собственно, чем сильнее рыночные
позиции предприятия, тем в большей
степени оно управляет своей
внешней средой. Управляющая же система
должна быть способна управлять предприятием,
одновременно учитывая изменения во
внешней среде. Получается нечто
вроде своеобразной матрешки: каждое
предприятие действует в
Предприятие может быть полностью управляемо, а может — не очень, внешние системы, соответственно, тоже: могут управляться успешно, а мог «жить собственной жизнью».
Рисунок 1- Взаимодействие предприятия, его управляющей системы и внешней среды
Действительно, управление - это последовательное выполнение следующих функций: планирование (определение прогнозных значений ожидаемых результатов, принятие решения); организация; контроль (сопоставление плана с фактом и выявление отклонений); анализ (выяснение причин отклонения факта от плана); регулирование (принятие мер по ликвидации отклонений).
Если хотя бы одна из перечисленных функций выпадает (не реализуется), то можно сказать, что управление как таковое не состоялось.
Если функции управления
соединить между собой в
Рисунок 2- Цикл управления
Каждой из перечисленных функций управления можно поставить в соответствие определенные этапы цикла управления:
Таблица 1 – Этапы цикла управления
Функции управления |
Этапы цикла управления |
• целеполагание |
Постановка целей предприятия |
• принятие решения |
Планирование |
• организация |
Организация и исполнение планов |
• регулирование или контроль сверху |
Контроль за исполнением |
• учет |
«Пронизывает» несколько этапов — планирование, исполнение, контроль и анализ |
• обратная связь (контроль снизу) |
Анализ, управленческое воздействие на ход исполнения планов и корректировка планов и/или целей |
Первой функцией была функция целеполагания, без которой невозможно достижение цели предприятия, а значит, его существование как системы. Для достижения этой цели требуется принимать решения, что выражается в планировании последовательности мероприятий, необходимых для реализации цели. После планирования наступает черед исполнения (реализации), и ход, и результаты которого должны находиться под контролем. Контроль, в свою очередь, требует учета, который служит основой всего цикла управления, а потому он не выделен в отдельный этап и показан блоком, охватывающим несколько этапов. Анализ полученной в ходе контроля информации позволяет выявить отклонение от плана — по величине, направлению, причинам и на этом основании сформировать управленческое воздействие для корректировки планов, а в каких-то крайних случаях и самих целей. После этого цикл повторяется.
Бюджет как механизм управления должен в той или иной степени поддерживать все эти функции и, соответственно, проходить через указанные этапы.
Существуют бюджеты
Поэтому под «бюджетным управлением» подразумевается управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Тогда возникает необходимость осознать место бюджетного управления в общей системе управления предприятием и его взаимосвязи с другими элементами (рис.3).
В бюджетном управлении просматриваются все те же этапы цикла, приобретающие свойственную данному уровню специфику:
Обязательные связи
Возможные связи
Рисунок 3- Контур бюджетного управления предприятием
Таким образом, бюджетное
управление в этой системе занимает
ключевое место — именно бюджетное
управление отвечает за реализацию стратегии,
эффективность текущей
2.2 Внедрение бюджетирования на предприятии
Постановка полноценного внутрифирменного бюджетирования состоит из трех основных взаимосвязанных между собой этапов, каждый из которых включает свои элементы:
Основные виды целей и задач бюджетирования рассмотрены в первом подразделе. Здесь каждый руководитель определяет набор целевых и контрольных показателей при постановке бюджетирования в зависимости от вида деятельности, финансового и экономического состояния предприятия, от конъюнктуры рынка и прочих факторов.
Рисунок 4- Этапы постановки бюджетирования и их элементы
Также для каждого предприятия своим собственным будет и набор бюджетов, но здесь при составлении бюджетов существует определенная последовательность.
При разработке бюджетирования необходимо определить принцип его организации: «снизу вверх» или «сверху вниз». При организации планирования по принципу «сверху вниз» все бюджеты разрабатываются на высшем уровне управления (финансовой службой или с помощью консалтинговых фирм), а затем структурные подразделения более низкого уровня получают различные задания.
При организации планирования по принципу «снизу вверх» руководители компании запрашивают данные из отдельных подразделений для составления ими своих бюджетов, а затем обрабатывают и консолидируют полученные данные.[20, с.55]
Бюджетирование как
Основная идея системы
бюджетирования состоит в том, что
ключевые параметры экономической
деятельности предприятия уточняют
на уровне его отдельных структурных
подразделений (филиалов) по информации
о видах доходов и расходов.
Для этого создают
Структурные подразделения – объекты бюджетирования, различающиеся технологией и организацией бюджетного процесса:
- места возникновения
затрат (МВЗ) – не несут