Бухгалтерская отчетность организации и ее нормативное регулирование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:53, курсовая работа
Описание работы
В России за последние десятилетия подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами: инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик. Методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и т.д
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Нормативное регулирование и перспективы представления информации в бухгалтерской отчетности…………………………………….5 1.1. Виды отчетности организации……………………………………………..6 1.2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации……………………………………9 1.3. Значение и функции бухгалтерской отчетности ……………………….12 1.4. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности.…………17 1.5. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………………………20 1.6. Состав годового и промежуточного бухгалтерских отчетов………….25 1.7. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности……..……………………….. ……………………29 Заключение…………………………………………………………………….33 Список использованной литературы
• риски предпринимательской
деятельности, начисляются налоги и рассчитываются
дивиденды;
• возможность выдачи кредитов
и займов;
• финансовое положение потенциальных
клиентов, поставщиков, конкурентов или
партнеров и принимаются решения о целесообразности
и условиях ведения дел с тем или иным
партнером.
Отчетность организации (управленческая
и бухгалтерская) может содержать как
количественные, так и качественные характеристики,
стоимостные и натуральные показатели.
При этом отчетные данные, сгруппированные
в регистрах, не могут содержать таких
оборотов, которых не было в текущих учетных
записях.
Нормативное регулирование
правил подготовки бухгалтерской отчетности
осуществляется на четырех уровнях следующими
документами:
• первый уровень
– Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете» и Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденным
приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
• второй уровень
– Положением по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации»
(ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина
России от 06.06.1999 № 43н, а также всеми остальными
положениями по бухгалтерскому учету;
• третий уровень
– приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н
«О формах бухгалтерской отчетности организации»
(далее – Приказ № 67н), а также иными методическими
указаниями и методическими рекомендациями
Минфина России;
• четвертый уровень
– внутренними документами организации
в рамках ее учетной политики, в частности,
утвержденными формами внешней и внутренней
бухгалтерской отчетности, учитывающими
специфику и отраслевую принадлежность
хозяйствующего субъекта.
В перечисленных нормативных
документах изложены принципы составления
и представления бухгалтерской отчетности
и требования к ней.
После введения в действие ПБУ
4/99 начиная с отчетности за 2000 г. организациям
предоставлено право самостоятельно разрабатывать
формы бухгалтерской отчетности. Минфин
России рекомендует при этом использовать
образцы форм бухгалтерской отчетности,
являющиеся приложением к Приказу № 67н.
Минфин России налагает лишь ряд ограничений,
определяя состав, содержание и методические
основы формирования бухгалтерской отчетности,
в частности, закрепляет понятия отчетной
даты, отчетного года.
Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан
перечень обязательных реквизитов, которые
должна содержать каждая составляющая
часть бухгалтерской отчетности: наименование
организации, отчетная дата или период
и др.
При самостоятельной разработке
организацией форм отчетности должны
соблюдаться общие требования к бухгалтерской
отчетности. Это делается в целях обеспечения
пользователей достаточной финансовой
информацией для принятия решений о размещении
ограниченных финансовых ресурсов.
1.3. Значение и
функции бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская (финансовая)
отчетность выступает как средство для
наблюдения пользователями за работой
организации. Это достигается путем представления
в сжатом виде информации об основных
показателях деятельности данного субъекта
хозяйствования.
В экономически развитых странах
финансовая (бухгалтерская) отчетность
является базой для построения концептуальных
основ бухгалтерского учета.
Исходным пунктом в построении
системы бухгалтерского учета являются
интересы лиц, нуждающихся в информации,
создаваемой системой бухгалтерского
учета. В связи с этим при разработке концептуальных
основ подготовки отчетности Совет по
международным стандартам финансовой
отчетности предварительно сформировал
Правила подготовки и представления финансовой
отчетности. Данный документ определил
цели и общие принципы составления финансовой
отчетности, правила признания и оценки
элементов финансовой отчетности.
Концептуальные основы существуют
в той или иной форме практически во всех
странах. Например, в США действуют положения
о концепциях финансового учета, определяющие
цели составления финансовой отчетности,
качественные характеристики учетной
информации, элементы финансовой отчетности,
концепции признания и оценки информации.
В России аналогичные принципы
определены ПБУ 4/99. К ним относятся:
• достоверность;
• полнота;
• сравнимость;
• нейтральность.
Достоверной считается отчетность, сформированная
в соответствии с установленными нормативными
актами по бухгалтерскому учету, при условии,
что она не содержит существенных ошибок
или пристрастных оценок и правдиво отражает
хозяйственную деятельность организации.
Достоверность отчетности должна быть
обеспечена в процессе ведения бухгалтерского
учета. При отражении хозяйственных операций
приоритет должен отдаваться их экономическому
содержанию. Организация должна придерживаться
осмотрительности в оценках.
Полной считается отчетность, содержащая
информацию обо всех фактах хозяйственной
деятельности за отчетный период с учетом
существенности информации и затрат на
ее получение. Требование полноты реализуется
через требование существенности.
Требование существенности
в соответствии с Приказом № 67н – это способность
информации влиять на решения заинтересованных
пользователей такой информации, принимаемые
на основе данных отчетности.
Признание показателя существенным
зависит от его оценки, характера, конкретных
обстоятельств формирования. Иными словами,
существенность при составлении бухгалтерской
отчетности определяется совокупностью
качественных и количественных факторов.
Стоимостная оценка существенности
показателя, подлежащего обособленному
раскрытию в бухгалтерской отчетности,
может базироваться на уровне 5 % (Приказ
№ 67н).
Количественная оценка существенности
показателя может находиться и на другом
уровне. Организация должна решить это
самостоятельно.
Количественную оценку показателя
существенности можно применять как к
валюте баланса в целом, так и к отдельным
статьям отчетности. При этом количественная
оценка показателя существенности для
разных форм отчетности может различаться.
То есть критерий существенности для раскрытия
информации в формах № 3–5 может быть, например,
выше, чем для бухгалтерского баланса.
Организации вправе определять разные
количественные оценки уровня существенности
для различных видов активов и обязательств,
но при условии соответствующей мотивации.
Сравнимой считается отчетность, в которой
по каждому числовому показателю приводятся
данные как минимум за два отчетных периода.
При этом организации следует придерживаться
последовательности применения установленной
учетной политики, которая должна быть
известна как в течение текущего периода,
так и за ряд предшествовавших периодов
в соответствии с правилами, установленными
нормативными актами по бухгалтерскому
учету.
Заинтересованные пользователи
должны иметь возможность сравнивать
информацию об организации за разные периоды,
для того чтобы определить тенденции в
ее финансовом положении и финансовых
результатах деятельности.
Нейтральной считается бухгалтерская отчетность,
не нацеленная на интересы определенных
групп пользователей отчетности.
Организация вправе принять
решение о представлении бухгалтерской
отчетности по формам, приведенным в приложении
к Приказу № 67н, если показатели, определенные
в этих образцах форм, позволяют соблюдать
установленные требования к бухгалтерской
отчетности. В случае отсутствия у организации
данных по соответствующим активам, обязательствам,
доходам, расходам, хозяйственным операциям,
показатели (строки, графы) по которым
предусмотрены в образцах форм, эти показатели
(строки, графы) в формы, разработанные
организацией, не включаются.
При разработке форм отчетности
самостоятельно рекомендуется применять
коды итоговых строк и коды строк разделов
и групп статей, приведенных в бухгалтерском
балансе (форма № 1). Кроме того, в формах
бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский
баланс» и «Отчет о прибылях и убытках»
должны быть сохранены общая структура,
содержание и последовательность отражения
в них показателей деятельности организации
за два периода.
Пояснения к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках
должны раскрывать все необходимые сведения,
обеспечивающие реальную оценку финансового
положения организации пользователями
бухгалтерской отчетности. Существенные
показатели деятельности организации
подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности
обособленно следующими способами:
• путем расшифровки показателей
непосредственно в утвержденных формах
отчетности;
• в виде таблиц и пояснений
к этим формам;
• в пояснительной записке к
бухгалтерской отчетности.
Данные представляемой бухгалтерской
отчетности приводятся в тысячах рублей
без десятичных знаков. Организация, имеющая
существенные обороты продаж, обязательств
и т. п., может приводить данные в представляемой
бухгалтерской отчетности в миллионах
рублей без десятичных знаков.
В формах бухгалтерской отчетности
не должно быть никаких подчисток и помарок.
Бухгалтерская отчетность,
составленная в соответствии с рассмотренными
принципами и требованиями, выполняет
следующие функции:
• является важным инструментом
управления экономикой не только организации,
но и страны;
• служит информационной базой
для принятия управленческих решений
руководителями организации;
• является базой для разработки
текущих и перспективных планов и др.
Бухгалтерская отчетность представляет
собой основу информационного обеспечения
процесса управления, поэтому состав финансовой
отчетности определяется потребностями
ее пользователей
Интересы представителей первой группы
связаны с желанием иметь достоверную
и документально подтвержденную информацию
о финансовых результатах деятельности
и финансовом состоянии данной организации.
Ко второй группе
относят внешних пользователей с прямым
финансовым интересом, в том числе:
• собственников коммерческой
организации, которые чаще всего не принимают
непосредственного повседневного участия
в управлении организацией;
• инвесторов, предоставляющих
капитал в виде как прямых и портфельных
инвестиций, так и долгосрочных займов
и кредитов;
• поставщиков сырья и материалов
и покупателей продукции организации;
• финансовые институты и др.
К третьей группе
относится персонал бухгалтерской службы
и управленческий персонал данной организации.
Заинтересованность, проявляемая представителями
данной группы к содержательной части
отчетности, выражена гораздо менее отчетливо
по сравнению с внешними пользователями.
Дело в том, что их интересы лежат в сфере
организации управленческого учета, поэтому
показатели бухгалтерской отчетности
представляют для них интерес прежде всего
с позиции реализации, принятых способов
учетной политики и инвестиционных решений.
Группы внешних пользователей часто имеют
противоречивые интересы, так как руководствуются
мотивами собственной выгоды. Отсюда возникает
различие взглядов деловых партнеров
на ценность одной и той же информации.
В условиях современного рынка каждый
из участников в зависимости от поставленных
им целей и задач осуществляет сбор и обработку
данных в контексте сформулированных
им целевых установок. Процесс нормативного
регулирования составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности исходя из принципа
нейтральности информации должен быть
организован либо на уровне государства,
либо на уровне саморегулируемых профессиональных
бухгалтерских и аудиторских организаций.
В связи с этим была принята Концепция
развития бухгалтерского учета и отчетности
в Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2004–2010 гг.), которая направлена
на повышение качества информации в бухгалтерском
учете и отчетности и обеспечение гарантированного
доступа к ней заинтересованных пользователей
(подробнее см. параграф 1.5). Данный процесс
требует постоянного обновления российской
базы нормативного регулирования бухгалтерского
учета и составления отчетности.
Исходя из вышесказанного, при участии
профессионального сообщества разработан
и прошел два чтения проект новой редакции
Федерального закона «О бухгалтерском
учете». Внесены изменения в нормативные
акты по бухгалтерскому учету, в том числе
в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 6/01, ПБУ 8/01, ПБУ 16/02,
ПБУ 17/02, ПБУ 19/02. Приняты новые положения:
ПБУ 11/08 «Информация о связанных стоонах»
и ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов».
Должны быть приняты ПБУ «Отчет о движении
денежных средств» и «Промежуточная бухгалтерская
отчетность» и т. д.
Регулирование бухгалтерского
учета в разных странах имеет существенные
различия. В одних странах (Аргентина,
Франция, Германия) многие учетные стандарты
возведены в ранг государственных законов,
обязательных для исполнения, в других
(США, Великобритания) большая часть стандартов
носит рекомендательный характер.
Дело осложняется с выходом
компании на международный рынок. Здесь
необходимо руководствоваться и учетными
стандартами третьих стран, а также крупнейших
фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных
корпораций явилось одним из решающих
факторов возникновения потребности гармонизации
учета. Значительные расхождения в национальных
правилах учета и составления отчетности
оказывают существенное влияние на рынки
международного капитала.
Следовательно, встает проблема
гармонизации учета на международном
уровне. Гармонизация учета ведется по
разным направлениям: международным, региональным,
национальным. Рассмотрим наиболее важное
направление, которое ведет Международная
федерация бухгалтеров (IFAC), основанная
7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими
организациями из 51 страны, в том числе
из Австралии, Канады, Франции, Японии,
Германии, Великобритании, Мексики, Голландии,
Ирландии и США. В рамках данной структуры
до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным
стандартам финансовой отчетности (далее
– Комитет по МСФО), который в настоящее
время преобразован в Совет по международным
стандартам финансовой отчетности.
В настоящее время в IFAС входят
155 бухгалтерских организаций из 118 стран.
С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных
международных стандартов финансовой
отчетности.