Бухгалтерская отчетность организации и ее нормативное регулирование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:53, курсовая работа
Описание работы
В России за последние десятилетия подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами: инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик. Методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и т.д
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Нормативное регулирование и перспективы представления информации в бухгалтерской отчетности…………………………………….5 1.1. Виды отчетности организации……………………………………………..6 1.2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации……………………………………9 1.3. Значение и функции бухгалтерской отчетности ……………………….12 1.4. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности.…………17 1.5. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………………………20 1.6. Состав годового и промежуточного бухгалтерских отчетов………….25 1.7. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности……..……………………….. ……………………29 Заключение…………………………………………………………………….33 Список использованной литературы
Если
до 2000 г. Комитет по МСФО (IASB) ставил задачу
гармонизации (harmonization) национальных бухгалтерских
стандартов, то новый Устав IFRS предусматривает
процесс конвергенции (convergency). Конвергенция
рассматривается как поиск консенсуса
и принятие по одному и тому же вопросу
национальных стандартов, максимально
приближенных друг к другу решений, если
единства в отношении международного
стандарта по этой теме достигнуть невозможно.
Таким образом, конвергенция предполагает
сокращение различий и максимальное сближение
национальных стандартов. Достигнутое
между IASB и FASB (американским Советом по
стандартам финансовой отчетности) соглашение
предусматривает, что должны быть выявлены
и сформулированы основные различия между
двумя системами стандартов, что позволит
в дальнейшем сформировать единый комплект
практически реализуемых глобальных стандартов
учета на международном уровне.
Вместе с тем исследования Комитета по
МСФО национальных систем финансовой
отчетности 59 стран, в том числе России,
показали, что во многих национальных
стандартах продолжают сохраняться существенные
отличия от МСФО. Исследование охватывало
главным образом компании, акции которых
котируются на фондовых биржах. Из 59 обследованных
стран 56 приняли или намерены были на тот
момент принять МСФО либо планировали
осуществить конвергенци[2].
При этом стратегия конвергенции имеет
ряд различий и предполагает варианты:
• постепенное принятие МСФО
в качестве обязательных национальных
стандартов;
• замена национальных стандартов
на МСФО с дополнениями по вопросам, не
отраженным в МСФО;
• устранение различий между
МСФО и национальными стандартами, где
это возможно и целесообразно.
Существуют серьезные препятствия
на пути конвергенции.
Прежде всего это сложный характер некоторых
стандартов по финансовым инструментам
и стандартов, в основе которых лежит учет
по справедливой стоимости. Важной проблемой
является налоговая ориентация национальных
систем бухгалтерского учета. Существующая
связь между бухгалтерским и налоговым
учетом рассматривается как потенциальный
барьер на пути конвергенции.
Далее, возникают сложности с национальными
планами счетов, которые не всегда адаптированы
к требованиям МСФО, а также сложности,
вызванные отсутствием подробных инструкций
по первому применению МСФО.
Важным аспектом является также ограниченность
национальных рынков капитала, что изначально
снижает ценность применения МСФО.
МСФО переведены еще не на все
языки мира, кроме того, не все переводы
утверждены Комитетом по МСФО.
Ограничены возможности обучения МСФО
профессиональными организациями всех
желающих. Почти в 30 % стран обучение МСФО
на национальном языке не проводится,
что создает дополнительные трудности
для тех, кто составляет и аудирует финансовую
отчетность.
Учитывая отмеченные трудности, при разработке
планов конвергенции и их реализации следует
анализировать необходимость и целесообразность
составления отчетности по МСФО для разных
групп организаций. В странах, где существуют
многочисленные отличия национальных
стандартов бухгалтерского учета от МСФО,
переход может быть эффективен лишь для
ограниченного числа компаний, акции которых
котируются на фондовых биржах, при наличии
хорошо подготовленных специалистов в
области бухгалтерского учета.
1.5. Переход России
на международные стандарты финансовой
отчетности
Российская система бухгалтерского учета
(РСБУ) находится в стадии реформирования,
что обусловлено формированием в настоящее
время системы хозяйствования с учетом
новых экономических требований. В связи
с этим нужна ориентация бухгалтерской
информации на международные стандарты,
т. е. эта информация должна быть достаточной,
уместной, необходимой и понятной иностранным
пользователям, чтобы они могли проводить
анализ, контроль и управлять своими вложениями.
В качестве такого ориентира выбраны принципы,
содержащиеся в системе МСФО, как наиболее
адекватно отражающей потребности рыночной
экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами
постановлением Правительства РФ от 06.03.1998
№ 283 была утверждена Программа реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности (далее – Программа). Это положило
начало реализации намеченных мероприятий
по перестройке РСБУ.
Программой предусматривалось: сформировать
систему стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной информацией
пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского
учета в России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном
уровне; оказать методическую помощь организациям
в процессе освоения и внедрения реформированной
модели бухгалтерского учета. Для достижения
цели реформы и решения поставленных задач
был утвержден План мероприятий по реформированию
бухгалтерского учета, в который были
включены три условные группы мероприятий:
создание новой нормативной базы бухгалтерского
учета, становление бухгалтерской профессии
и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета.
В 2004 г. была принята Концепция развития
бухгалтерского учета и отчетности в Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(далее – Концепция), определяющая программу
действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение
качества информации, формируемой в бухгалтерском
учете и отчетности, и обеспечение гарантированного
доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и
принятия Концепции обусловлена следующими
причинами:
• недостаточными темпами реформирования
бухгалтерского учета и отчетности в течение
1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского
учета в мире;
• административной реформой
в России.
Целью развития бухгалтерского учета
и отчетности на среднесрочную перспективу
является создание приемлемых условий
и предпосылок для последовательного
и успешного выполнения системой бухгалтерского
учета и отчетности присущих ей функций
в экономике России. Для достижения данной
цели необходима активизация использования
МСФО путем создания необходимой инфраструктуры
и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие
основные направления дальнейшего развития
бухгалтерского учета и отчетности на
среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации,
формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры
применения МСФО;
• изменение системы регулирования
бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества
бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации
специалистов, занятых организацией и
ведением бухгалтерского учета и составлением
отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности,
а также пользователей бухгалтерской
отчетности.
В области создания новой нормативной
базы бухгалтерского учета к 2003 г. были
разработаны 20 положений по бухгалтерскому
учету, касающиеся различных вопросов
учета. Эти положения применяются с 1 января
2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную
редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится
работа над национальными стандартами
(положениями по бухгалтерскому учету)
для регламентации общих правил индивидуальной
бухгалтерской отчетности для юридических
лиц (организаций) исходя из национального
законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода вызвана
потребностями российских внешних пользователей
в данных бухгалтерской отчетности. Пришло
время отдельные положения МСФО зафиксировать
в соответствующих национальных нормативных
актах – Федеральном законе «О бухгалтерском
учете» и других нормативных актах, относящихся
к сфере регулирования бухгалтерского
учета. Это обусловлено тем, что без юридических
оснований применение МСФО – дело добровольное
и не влечет за собой наказания за их неприменение.
В этих целях следовало бы принять Федеральный
закон «О консолидированной финансовой
отчетности». Этот документ уже подготовлен
и проходит стадию согласования в соответствующих
ведомствах. Предполагается, что в нем
будут закреплены новые нормы, в частности
обязательность составления консолидированной
отчетности группами взаимосвязанных
организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной
базы бухгалтерского учета и бухгалтерской
(финансовой) отчетности должны играть
переориентация нормативного регулирования
с учетного процесса на бухгалтерскую
(финансовую) отчетность; органичное сочетание
нормативных предписаний федеральных
органов исполнительной власти с профессиональными
рекомендациями; взвешенное использование
международных стандартов в национальном
регулировании.
Другим направлением государственной
политики является совершенствование
процесса аттестации профессиональных
бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов,
иных специалистов бухгалтерского учета).
В международной практике Комитет по образованию
IFAC выдвигает ряд серьезных требований
к желающим стать профессиональными бухгалтерами
и получить соответствующий сертификат
(аттестат). Среди них – обязательное получение
дополнительного образования к имеющемуся
высшему образованию, наличие стажа работы
по специальности. Указанные требования
соблюдает только Институт профессиональных
бухгалтеров России, проводящий аттестацию
с 1997 г. и постоянно повышающий требования
к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского
учета продолжает занимать проблема подготовки
специалистов высшего профессионального
образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского
учета, формирования бухгалтерской (финансовой)
отчетности, постановки управленческого
учета и иным направлениям в учетной области.
В связи с этим в соответствии с Концепцией
необходима и далее целенаправленная
и координирующая работа по созданию третьего
поколения стандартов ВПО в контексте
современных подходов к подготовке кадров
бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского
процесса.
При наличии федерального органа исполнительной
власти в области образования существенная
роль в подготовке специалистов XXI века
должна принадлежать саморегулируемым
профессиональным бухгалтерским и аудиторским
организациям. В настоящее время они ведут
целенаправленную работу по привлечению
студентов в профессиональное сообщество
путем реализации образовательных программ
для студентов и проведения студенческих
олимпиад разного уровня.
Задачи, поставленные при разработке Концепции,
выполнены еще не в полной мере. Вместе
с тем уже можно отметить улучшение понимания
экономического смысла проводимой реформы.
В частности, возросло количество организаций,
раскрывающих отчетную информацию в соответствии
с требованиями МСФО.
По мнению руководителя Департамента
методологии бухгалтерского учета и отчетности
А. С. Бакаев[3], к причинам, которые не позволяют
в полной мере реализовать новые подходы
к постановке учета и раскрытию информации
в отчетности, относятся:
1) избирательное применение
новых правил бухгалтерского учета, о
чем говорят исследования ИПБ России и
письменные обращения Минфина России;
2) чрезмерное влияние на развитие
бухгалтерского учета требований налоговых
органов, а также налогового законодательства;
3) недостаточно активное участие
аудиторского сообщества во внедрении
новых подходов к формированию бухгалтерской
отчетности;
4) негативное отношение к нововведениям
со стороны собственников и управленческого
персонала;
5) отставание законодательной
и иной нормативной базы от вводимых новых
правил бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности;
6) отсутствие нормальной рыночной
инфраструктуры в связи с тем, что оценочная
и аудиторская деятельность находится
пока в процессе становления, закон соответствия
спроса и предложения не реализуется,
недостаточно динамично развиваются системы
связи и т. п.
Со времени опубликования статьи
А. С. Бакаева многое было сделано, но еще
больше предстоит сделать.
Реальное реформирование бухгалтерского
учета, несмотря на срок, предусмотренный
в Программе, должно занять, на наш взгляд,
от 10 до 15 лет. В частности, необходимо
время для смены целого поколения специалистов
в области бухгалтерского учета и пользователей
бухгалтерской информации.
Сейчас лишь отдельные российские компании
составляют сводную отчетность по МСФО.
Эти компании проделали огромную подготовительную
работу. Они разработали учетную политику
для составления отчетности по МСФО, расширили
информационную емкость действующего
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций (далее – План
счетов) путем включения в него многочисленных
субсчетов. Для составления сводной отчетности
по МСФО дочерние компании представляют
большой объем дополнительной информации.
При этом компании содержат бухгалтерские
подразделения, составляющие параллельную
бухгалтерскую отчетность.
Другие организации, которым необходимо
представлять финансовую отчетность по
МСФО, прибегают к услугам крупных аудиторских
фирм по трансформации и составлению бухгалтерской
(финансовой) отчетности. При этом они
зачастую не имеют утвержденной учетной
политики по МСФО, что приводит к произвольной
интерпретации аудиторскими фирмами требований
МСФО применительно к таким организациям.
Составленная подобным образом бухгалтерская
(финансовая) отчетность настороженно
воспринимается западными финансовыми
аналитиками.
Для решения отмеченных проблем государством
будет осуществляться поддержка перехода
ряда организаций на формирование консолидированной
бухгалтерской (финансовой) отчетности
по МСФО.