Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа
Цена - сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономичес-кими агентами после отказа от государственного регулирования цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.
Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, ценовую систему, структуру ценообразования, методы и стратегии, провести анализ деятельности предприятия и сделать выводы, для того чтобы лучше разбираться в поставленном вопросе и проанализировать деятельность предприятий Российской Федерации, на основе проведенной курсовой работы.
Введение 3
1. Цены и ценообразования на предприятии 5
1.1. Понятие цены и ценообразования 5
1.2. Ценовая система, виды и классификация цен 7
1.3. Структура ценообразования 11
1.4. Ценовые стратегии. 14
1.5. Методы ценообразования 16
2. Установление цены на товар 18
2.1 Ценообразование и структура рынка 18
2.2 Факторы, влияющие на уровень цен 21
2.3 Порядок ценообразования 23
3 Анализ деятельности предприятия 29
3.1. Статистические данные 29
3.2. Расчет показателей деятельности предприятия 35
3.3 Анализ показателей деятельности предприятия 39
Заключение 42
Список использованной литературы 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Курсовая работа по дисциплине:
«Экономика предприятия»
На тему: «Ценообразование на предприятии»
Работу выполнил студент
группы 3-Б11ГМУ/17
Кустова.А.Н._______
Проверил:
Бодрикова О.А._____
г. Дзержинск
2012
Оглавление
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. На цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену, чтобы получить прибыль.
Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.
Теория стоимости и в настоящее время не потеряла актуальности, не только оставаясь одним из вопросов теоретической экономики, но и имея большую практическую значимость.
Цена - сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономичес-кими агентами после отказа от государственного регулирования цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.
Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, ценовую систему, структуру ценообразования, методы и стратегии, провести анализ деятельности предприятия и сделать выводы, для того чтобы лучше разбираться в поставленном вопросе и проанализировать деятельность предприятий Российской Федерации, на основе проведенной курсовой работы.
Цена—денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Рыночная цена – это цена согласованная продавцом и покупателем.
В условиях рыночной экономики значение цены определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества (Основные элементы цены представлены в Таблице 1.).
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.
Основные этапы включают процесс ценообразования, который следует начинать с постановки целей и задач, которые фирма считает наиболее важными. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Так как каждое предприятие имеет индивидуальные особенности, то и цели у них будут разными.
Наиболее значимыми целями ценообразования являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание рынка.
Характерны две основные системы ценообразования:
рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;
централизованное государственное ценообразование— формиро-вание цен государственными органами.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части:
цены, их виды, структура, величина, динамика изменения
Ценообразование, является активной частью всего ценового механизма. Оно предопределяет величину цены. Но люди не видят сам процесс ценообразования, так как он скрыт, они видят только результат, т.е. цену.
Таблица 1 –Формирование цен.
Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков (Рисунок 1).
В зависимости от того, какой
признак взят для
По характеру обслуживаемого оборота.
Оптовые цены – цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.
Розничные цены– по которым товары и услуги реализуются населению.
Закупочные цены – цены по которым реализуется сельскохозяйственная продукция.
На строительную продукцию – представляет собой либо сметную стоимость объекта(предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м жилой площади и т.д.).
Тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке.
Свободные цены – цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.
Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.
По способу установления, фиксации.
Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока исполнения данного договора
Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
По способу получения информации об уровне цен.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
Расчетные цены–рассчитываются для каждого конкретного заказа.
В зависимости от вида рынка.
Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).
Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
С учетом фактора времени.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.
Цена-нетто – цена на месте купли - продажи.
Цена-брутто – цена с учетом условий купли-продажи.
Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.
В экономическом анализе, а также в исследовательских целях, наряду с текущими,используются сопоставимые. Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.
В этих же целях иногда применяют реальные цены(представляющие цену в денежном выражении относительно общего уровня цен).
Рисунок 1 –Ценовая система
Цена, оказывает
влияние на формирование
Рыночная
цена формируется под
Рисунок 3 –Система ценообразующих факторов
ЦП – Цена производства; ИП – Издержки производства; НП – Норма прибыли; СДС – Состояние денежной сферы; ПСД – Покупательская способность денег; ВК – Валютный курс; ССП – Соотношение спроса и предложения; С – Спрос; П – Предложение; СР – Структура рынка; СК – Совершенная конкуренция; М – Монополия; МК – Монополистическая конкуренция; О – Олигополия; ГРЦ – Государственное регулирование цен; ПР – Прямое регулирование; КР – Косвенное регулирование; ДФ – Дополнительные факторы; КТ – Качество товара; ОП – Объем поставок; ВПП – Взаимоотношения между продавцом и покупателем; УО – Условия оплаты; ФЦ – Франкирование цены.
Из Рисунка 3 видно как много факторов оказывают влияние на цену. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.
Цена производства.
– это цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.
Издержки (затраты).
–затраты на выпуск продукции определяются как стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.
Норма прибыли в цене.
–или нормальная прибыль –это разница между экономическими затратами и бухгалтерскими.
Влияние состояния денежной сферы на цену.
Среди факторов сферы денежного обращения влияние на цены внутренних рынков оказывают изменения покупательской способности денежной единицы, а на внешнеторговые цены – движение валютных курсов национальных денежных единиц.
Рынок монопольной конкуренции.
-характерен тем, что, с
одной стороны на нем
Олигополистический рынок.
На данных рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем количестве выпускаемого товара.
Государственное регулирование цен.
Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
Франкирование цены.
Порядок оплаты транспортных расходов. «Франко»- до какого пункта на пути продвижение продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
В условиях рыночной экономики любая фирма стремится достичь максимального уровня устойчивой рентабельности. Поэтому ценооб-разование для нее должно стать неотъемлемой частью стратегии.
Ценовые стратегии - обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К таким стратегиям относятся: