Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цена - сложная экономическая категория, связанная практически со всеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблема ценообразования встала перед российскими экономичес-кими агентами после отказа от государственного регулирования цен и передачи функций ценообразования свободному рынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.
Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, ценовую систему, структуру ценообразования, методы и стратегии, провести анализ деятельности предприятия и сделать выводы, для того чтобы лучше разбираться в поставленном вопросе и проанализировать деятельность предприятий Российской Федерации, на основе проведенной курсовой работы.

Содержание работы

Введение 3
1. Цены и ценообразования на предприятии 5
1.1. Понятие цены и ценообразования 5
1.2. Ценовая система, виды и классификация цен 7
1.3. Структура ценообразования 11
1.4. Ценовые стратегии. 14
1.5. Методы ценообразования 16
2. Установление цены на товар 18
2.1 Ценообразование и структура рынка 18
2.2 Факторы, влияющие на уровень цен 21
2.3 Порядок ценообразования 23
3 Анализ деятельности предприятия 29
3.1. Статистические данные 29
3.2. Расчет показателей деятельности предприятия 35
3.3 Анализ показателей деятельности предприятия 39
Заключение 42
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Tsenoobrazovanie_na_predpriatii__2.docx

— 93.69 Кб (Скачать файл)

Многие фирмы стремятся проводить оценку закона спроса для корректировки своих дальнейших действий. Необходимо знать, как охарактеризовать чувствительность спроса к изменению цены. Для этого пользуются коэффициентом эластичности спроса по цене. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, значит, он неэластичен. Если спрос претерпевает значительные изменения, то он эластичен. Если изменения цены и спроса одинаковы по модулю, то говорят об унитарном спросе.

Когда количество вариантов покупки ограничено или спрос превышает предложение, возникает ситуация неэластичного спроса и цены могут быть более высокими. Кроме того, чем настоятельнее потребность в товаре, тем меньше проявляется ценовая эластичность спроса (лекарства, продукты питания первой необходимости и т.п.).

Анализ издержек

Спрос на товар очерчивает верхний уровень цены, которую фирма может установить. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных) определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать, если фирма снижает цены. Тогда появляется реальная угроза понести убытки из-за снижения цен ниже издержек. Подобную политику фирма может проводить только в короткий период проникновения на рынок. Не говорят о хорошо продуманной политике цен и частые пересмотры цен, вызванные колебаниями издержек и спроса.

Анализ цен конкурентов

Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества.

Выбор метода ценообразования

Пройдя все описанные этапы установления цены, проанализировав кривую спроса, рассчитав валовые издержки, зная цены конкурентов, фирма может приступить к определению цены на товар. Очевидно, что оптимальная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Существуют несколько основных методик расчета цены.

 

 

1 Метод «издержки плюс прибыль».

Спрос определяет максимальную цену, которую можно запросить за товар. Минимальная цена товара определяется издержками фирмы. Обычно за товар взимают цену, покрывающую валовые издержки производства и реализации. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки.

Постоянные издержки, или накладные расходы, - это издержки, которые не связаны непосредственно с производством и реализацией конкретного товара: выплаты за аренду помещения; заработная плата административным работникам и т.п.

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они представляют собой сумму затрат на материалы, детали и комплектующие для производства, заработную плату производственному персоналу.

Расчет цены по методу «издержки плюс прибыль» - самый простой способ ценообразования. Он состоит в начислении определенной наценки на себестоимость товара.

Цена определяется в результате суммирования совокупных затрат на производство единицы продукции и желаемой суммы прибыли:

Ц = (Зпер + Зпост) + П,

ГдеЗпер – переменные затраты на единицу продукции;

Зпост – постоянные затраты на единицу продукции;

П – прибыль на единицу продукции (удельная прибыль)

 При этом величина (Зпер + Зпост)  равна себестоимости единицы продукции.

Следует отметить, что когда производится или продается несколько наименований или разновидностей товара, то себестоимость каждого определяется лишь условно, что следует из условности распределения постоянных издержек.

 

2. Метод географического ценообразования

При формировании цен во внешней торговле применяется так называемый метод географического ценообразования, который основан на распределении издержек между партнерами по бизнесу. Этот метод в большинстве своем учитывается при организации экспортной торговли с выделением затрат на страхование, фрахтование судну, выплат таможенных пошлин и в целом на доставку грузов от изготовителей к конечному потребителю.

3. Метод целевой прибыли

Другой метод ценообразования, основанный на издержках, ориентируется на получение целевой прибыли. В этом случае цена сразу устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не меньшее ее количество. Используя этот метод ценообразования, фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигать объемы продаж, позволяющие покрыть валовые издержки и получить целевую прибыль.

4. Метод «ощущаемой ценности»

Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, широко применяемых в настоящее время в разных странах. В данном методе затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателем товара.

Установление окончательной цены

Это заключительный этап ценообразования. Остановив свой выбор на одной из перечисленных выше методик, фирма может приступить к расчету окончательной цены. При этом следует помнить, что цена должна учитывать психологическое восприятие покупателем товара фирмы.

Важно иметь в виду и симпатии покупателей к неокругленным ценам (не 10000 руб., а 9989 руб., тогда многие воспринимают эту цену как девять с лишним тысяч). У покупателя создается иллюзия, что ему делается уступка ценой.

Назначенную цену надо также проверить на соответствие ценового образа фирмы проводимой ценовой политике.

И, наконец, необходимо прогнозировать реакцию конкурентов на предлагаемую цену.

 

 

 

3 Анализ деятельности предприятия

3.1. Статистические данные

   В сентябре 2007 года повышение потребительских  цен на автомобильный бензин  было отмечено в 28 субъектах Российской  Федерации. Самым значительным оно  было в Магаданской области - на 4,1%. По сравнению с предыдущим  месяцем цены на бензин остались  без изменения в 42 субъектах Российской  Федерации. Снижение цен на бензин  наблюдалось в 15 субъектах, в том  числе в Рязанской области - на 3,0%. В Москве потребительские  цены на бензин всех марок  за прошедший месяц не изменились, в Санкт-Петербурге - увеличились  на 0,2%.

   В сентябре цены производителей на бензин автомобильный снизились на 4,8%. Удешевление бензина наблюдалось у производителей в 14 субъектах Российской Федерации (от 10,4% в Республике Башкортостан до 1,5% в г.Москве). На уровне августа сохранились цены производителей на автомобильный бензин в 5 субъектах России.

   За период  с начала года цены производителей  на нефть выросли на 42,3%, а тарифы  на ее перекачку трубопроводным  транспортом - на 8,0%.

   В Таблице 2 представлены средние потребительские цены и цены производителей на автомобильный бензин и нефть по отдельным субъектам Российской Федерации в 2007 году:     (на конец периода, рублей за литр).

   В сентябре  потребительские цены на бензин  различных марок в среднем  по Российской Федерации превышали  цены производителей в 1,8-2,1 раза (в сентябре 2006г. - в 1,8-2,0 раза).

   Из Таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

   Минимальные  розничные цены на автомобильный  бензин зарегистрированы в Саранской  области.

Максимальные розничные цены на бензин, марки АИ-76 в Москве, а марки  АИ-92 и АИ- 95 в Омской области (20,76).

  В Уфе в декабре 2007 года цены  на автомобильный бензин маркиАИ-92-19,50, а АИ- 95 ≈21,07рублей.

Минимальные цены производителей на автомобильный бензин по маркам АИ-76 и АИ-92 - Саранская область, а марки АИ-95 в Москве(9,99)

Максимальные цены производителей на  автомобильный бензин,  в Ленинградской область (12,47 на АИ-95).

Что касается нефти, то Республика Коми и Тюменская область имеют наименьшую цена за тонну, а республика Татарстан и Башкортостан наивысшую.

Производство дорожает, увеличиваются затраты на природно-охранные мероприятия, усложняется добыча нефти, спрос на нефть растет. Все это и многое другое ведет к увеличению стоимости нефти, в свою очередь это ведет к увеличению себестоимости бензина, что приводит к постоянному увеличению потребительской цены.

Однако заметна закономерность, что увеличение производительной цены не ведет за собой такое же пропорциональное увеличение розничной. Это свидетельствует о том, что прибыль Предприятия, которые удовлетворяют потребительский спрос в отношении автомобильного бензина, настолько велика, что они не нуждаются в пропорциональном увеличении розничных цен в зависимости от производственных.

В январе - сентябре 2007г. производство автомобильного бензина составило 26,3 млн.тонн.

   Следовательно, если принять среднюю стоимость  производителей, то есть отпускная  цена за 9 рублей за литр (руб/литр) в итоге:

   О.Ц.=26,3млн * 0,009 = 236700 рублей.

Исходя из того что средняя потребительская цена на бензин 18 руб\литр:

   Потребительская  Цена = 26,3млн * 0,018 = 4734400 рублей.

   Из полученных  ответов видна значительная разница  между О.Ц. и П.Ц. а именно в 2 раза, но утверждать какова прибыль  производителей и продавцов нельзя, так как не знаем затраченных  издержек до того момен-та пока  товар попадает на рынок. Но  можно предположить, что прибыль  достаточна для развития производства, тем более что по последним  дан-ным средняя потребительская  цена возрастает (≈ на 60 копеек), но в меньшей степени чем  средняя О.Ц. (≈ на 1рубль 50 копеек). Это свидетельствует о значительной  прибыльности предприятия и правильном  подходе к ценообразованию.

    В  сентябре соотношение цен производителей  на бензин автомобильный и  нефть составило 2,0 раза, это представлено  в Таблице 3. Это связанно с  более дешевой добычей, так как  количество наценок на много  меньше, чем наценки и издержки  нефтеперерабатывающего заводов, себестоимость  нефти в несколько раз дешевле  себестоимости бензина, так как  бензин это вторичный продукт  и естественно на его изготовление  требуется больше времени и  средств.

Соотношение цены на нефть внутри страны с ее ценой на мировом рынкев сентябре составило 43,7% (а в сентябре 2006г. - 54,3%).

Разумеется, в любой стране, для того чтобы выйти на международный рынок количество проверок, акцизов и налогов в несколько раз увеличивается, по сравнению с издержками на внутреннем рынке. И по- этому соотношение цены на нефть в 20 раз увеличивается от цен внутри страны, по законам и правилам ценообразования.

В настоящее время в России внутренние цены на многие экспорти-руемые товары (бензин, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в российской экономике привел к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствие новых технологий. Большое и негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги и от которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО "Газпром", РАО "ЕЭС", о транспортниках, а именно транспортные тарифы выросли.

В настоящее время крупные фирмы и предприятия России, экспор-тирующие и импортирующие продукцию, как правило, имеют в своем составе специализированные компании, работающие в сфере внешней торговли. Ими избраны рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть в число поставщиков или покупателей в условиях мощной конкуренции практически невозможно.

Что касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку.

 

 

 

 

 

 

Март

Июнь

Сентябрь

Декабрь 2006г.

Потребительские цены на бензин автомобильный

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

15,61

15,81

16,07

15,75

г.Москва

16,79

16,80

16,80

16,79

г.Санкт-Петербург

15,27

15,27

15,36

15,27

Астраханская область

15,04

15,30

15,55

15,08

Саратовская область

14,42

15,04

15,08

14,71

Омская область

16,00

16,00

16,00

16,00

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

18,48

18,79

19,11

18,68

г.Москва

19,27

19,27

19,33

19,28

г.Санкт-Петербург

18,70

18,73

19,20

18,70

Астраханская область

18,12

18,38

18,60

18,16

Саратовская область

17,60

18,14

18,25

17,95

Омская область

19,50

19,50

19,50

19,50

марки АИ-95 и выше

20,03

20,26

20,62

20,15

г.Москва

20,27

20,27

20,33

20,28

г.Санкт-Петербург

20,12

20,27

20,77

20,12

Астраханская область

19,72

19,97

20,18

19,73

Саратовская область

19,14

19,63

19,74

19,51

Омская область

20,76

20,76

20,76

20,83

Цены производителей на автомобильный бензин

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

7,22

8,65

8,70

8,03

г.Москва

7,29

8,43

9,16

7,80

Ленинградская область

9,11

9,48

9,48

9,48

Продолжение Таблицы 2

Астраханская область

6,86

8,06

8,69

7,87

Саратовская область

6,59

7,80

8,81

7,73

Омская область

6,84

8,81

9,00

7,92

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

7,34

9,75

9,16

8,03

г.Москва

7,38

9,74

10,22

8,08

Ленинградская область

9,73

9,99

9,99

9,99

Астраханская область

6,73

9,35

8,72

7,74

Саратовская область

6,56

8,59

9,35

7,51

Омская область

6,81

9,80

8,97

8,05

марки АИ-95 и выше

9,08

10,53

10,61

9,86

г.Москва

8,47

10,44

11,16

9,25

Ленинградская область

11,08

12,10

12,47

11,27

Астраханская область

9,13

10,18

11,04

10,10

Саратовская область

8,72

9,35

9,99

9,35

Омская область

8,78

10,69

11,33

10,50

на нефть, за тонну

3926

5946

6011

4434

Республика Коми

3660

5297

5221

4335

Республика Татарстан

4341

6964

6696

6902

Республика Башкортостан

3992

5468

5884

5229

Тюменская область

3726

5805

6011

4060

Самарская область

4711

5987

5349

4487

Информация о работе Ценообразование на предприятии