Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:10, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение теоретической основы формирования ценовой политики и ее рассмотрение на примерах. Для достижения указанной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть понятие ценовой политики и рассмотреть ее основные виды
Исследовать этапы разработки ценовой политики, охарактеризовать элементы каждого из этапов
Проанализировать примеры успешной, а также неуместной ценовой политики на конкретных предприятиях
Оценить взаимосвязь ценовой политики и финансовых результатов предприятия
Введение 3
Глава 1. Ценовая политика предприятия. Теоретический аспект 4
1.1 Понятие и виды ценовой политики 4
1.2 Этапы разработки ценовой политики 9
Глава 2.Ценовая политика на конкретном предприятии 20
2.1 Московский автозавод имени Ленинского комсомола 20
2.2 «Эфко» 23
2.3 «Форд» 24
Заключение. 26
Список литературы 27
Естественно, прирост в цене оправдывается дополнительными благами для пассажиров. Но вряд ли их создание обходится очень дорого. Судя по всему, салон не перекраивался, и, стало быть, потерь в общем количестве мест в самолете нет. Капитальные затраты на создание класса «Коммерсант» ушли на занавеску, отделяющую от остальных пассажиров эконом-класса, шесть комплектов металлической посуды, льняные салфетки, пледы и беруши.
Остальные привилегии предоставляются
по урезанной программе бизнес-
Подобная, в общем-то незамысловатая сегментация может дать впечатляющий результат. При средней загрузке самолета, рассчитанного на 140 пассажиров, в 70% и при условии, что все билеты выкупались за полную стоимость (без скидок), от рейса Москва—Женева—Москва «Аэрофлот» получит выручку в размере $143,6 тыс.— на $10 тыс. больше, чем при традиционной сегментации пассажиров на бизнес- и эконом-класс. Несложный расчет показывает, что, предложив 10% своих пассажиров чуть больше комфорта, «Аэрофлот» может увеличить свою выручку почти на 8%.
Низкая чувствительность
к ценам и привычка к комфорту
состоятельных граждан
1.2 Этапы разработки ценовой политики
Пройдя все этапы формирования ценовой политики, предприятие принимает окончательное решение об установлении цен на выпускаемую продукцию с учетом многих факторов: типа рынка, на котором реализуется продукция; целей и задач функционирования предприятия; возможностей проведения маркетинговых мероприятий; уровня конкурентной борьбы на рынке и т.д. Правильно сформулированная ценовая политика представляет собой динамичный процесс, направленный на повышение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия на рынке.
Формирование ценовой политики предприятия основывается на последовательности этапов, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1. Этапы ценовой политики организации (предприятия)
№ п/п |
Наименование этапа |
Варианты реализации |
1 |
Выработка целей ценовой политики |
|
2 |
Анализ ценообразующих факторов |
|
3 |
Выбор метода ценообразования |
|
4 |
Выбор ценовой стратегии, установление окончательной цены |
|
Рассмотрим сущность этапов ценовой политики предприятия более подробно.
Этап 1. Выработка целей ценовой политики
Приступая к разработке ценовой политики, каждый предприниматель должен определить основные цели, которых он хочет добиться в результате установления той или иной цены.
Обычно основной целью фирмы считают максимизацию прибыли, то есть получение наибольшей ее величины на протяжении фиксированного периода времени. Надо понимать, что не всегда такая формулировка максимизации прибыли является уместной. Это лишь одна из возможных трактовок. Остальными вариантами могут являться:
Мнение о том, что максимизация прибыли является единственной целью деятельности фирмы, является упрощенным, так как не учитывает два важных обстоятельства:
Поэтому в практике можно встретить много разновидностей экономических целей, которые преследуются фирмами в своей деятельности (рис. 1)
Рис.1
Из большого числа различных целей, я выделила 6 основных.
Этап 2. Анализ ценообразующих факторов
Такой анализ дает возможность предприятию учесть в ценовой политике реакцию покупателей, поставщиков, факторов производства и конкурентов на изменение цен.
2.1. Оценка ценовых и неценовых составляющих спроса на выпускаемую продукцию позволяет выявить закономерности изменения объема потребления при изменении: цены, доходов потребителя, цен на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары, числа покупателей, вкусов и предпочтений, национальных особенностей, ожиданий потребителей.
2.2. Анализ эластичности спроса помогает предприятию устанавливать цены в зависимости от важности того или иного товара. Так, в ситуации совершенно неэластичного спроса (например, выставленного товара на аукционные торги) цена может устанавливаться на максимальном уровне из-за уникальности предлагаемого товара. В случае неэластичного спроса (товары первой необходимости) производителю-продавцу приходится снижать цену, но незначительно, так как спрос на хлеб, соль, энергию будет всегда. Эластичный спрос (на товары широкого потребления) заставляет предприятие вести более гибкую политику цен на рынке, так как повышение цены может вызвать падение спроса на товар. В этом случае предприятие чаще всего проводит политику диверсификации цен в зависимости от качества, новизны товара и т.п. При совершенно неэластичном спросе (например, колхозный рынок) организация (предприятие) вынуждена устанавливать цену на уровне предельных издержек. Это связано с производством стандартизированной и массовой продукции на рынке с многочисленными конкурентами. Завышение цены в этом случае может привести к снижению объемов продаж и потере части прибыли.
2.3. Анализ ценовых и неценовых составляющих предложения позволяет оценить степень влияния изменения цен на объемы реализации продукции, обнаружить зависимость объемов предложения предприятия от: динамики цен на ресурсы; влияния НТП и изменений в технологии производства; государственной политики в области налогообложения и субсидирования; цен на взаимозаменяемые товары; изменения числа поставщиков на рынке данного товара; ожиданий изменения цен со стороны производителей [8].
2.4. Оценка эластичности предложения помогает организации (предприятию) ориентироваться во времени по поводу рационального перераспределения ресурсов, объемов выпуска продукции и установления цен на нее. Так, в краткосрочном периоде предложение неэластично. Это связано с тем, что в рамках годовой производственной программы практически невозможно изменить объем выпуска, даже если рыночные цены на продукцию меняются. В среднесрочном периоде (предложение эластично) появляются возможности изменить объем выпуска за счет совершенствования производства и внутренних резервов ресурсов. То есть уже имеется небольшой запас времени для оценки динамики рыночных цен и корректировки производственной программы. В долгосрочном периоде предложение совершенно эластично, что предполагает наличие возможностей у предприятия по поводу изменения всех факторов производства, проведения маркетинговых исследований и построения на их основе программы выпуска и качественной ценовой политики.
2.5. Оценка издержек производства
2.6. Анализ цен и продукции конкурентов позволяет обнаружить следующее. Несмотря на то, что максимальная цена на продукцию определяется спросом (например, мировые шедевры, выставленные на продажу), а минимальная цена — издержками производства, на ценовую политику предприятия в значительной мере оказывает влияние ценовая и товарная стратегия конкурентов. Службы маркетинга регулярно проводят сравнительный анализ качества товаров-конкурентов через систему контрольных закупок, опросов покупателей. Сравниваются также цены на аналогичную продукцию, представленную на рынке. Если качество и цена приблизительно одинаковы, то предприятие старается использовать ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы (например, разрабатывает систему скидок, организовывая сезонные распродажи; активизирует рекламные акции в прямой форме и в форме розыгрышей, лотерей, презентов к покупке и т.п.). Повышение качества продукции, разработка ноу-хау позволяет создать отличительные особенности производимой продукции и обезопасить себя от деятельности конкурентов. Кроме того, методы неценовой конкуренции позволяют проводить диверсификацию цен на рынке и извлекать потребительский излишек у разных групп потребителей, не ущемляя их интересов.
Этап 3. Выбор метода ценообразования
На данном этапе организация (предприятие) решает вопросы формирования ценовой политики через выбор метода установления цен на товар.
1.Затратные методы
Это широко распространенный метод ценообразования , по которому к издержкам на определенный продукт прибавляют надбавку, соответствующую обычной для данной отрасли норме прибыли или желаемому доходу от оборота. Многие фирмы работают со своими клиентами по принципу: издержки плюс согласованная надбавка. Так оцениваются обычно архитектурные работы, а также НИОКР. Часто таким образом оценивается стоимость строительных работ и вообще любых работ, где потребителю предоставляется информация об издержках. Наиболее примеряемым затратным методом является метод ценообразования по доле прибыли в цене [3, с.175].
2. Нормативно – параметрические методы
Предприятия, учитывающие динамику спроса под воздействием научно-технического прогресса, часто испытывают необходимость в освоении и реализации такой продукции, которая заменяет ранее выпускаемую. Для ценообразования на новую продукцию применяются нормативно-параметрические (кратко – параметрические) методы ценообразования [3, с.189].
Эти методы позволяют увязать
цену нового товара с ценой старого,
заменяемого, или аналогичного базисного
товара, затраты на производство которого
окупаются в его цене реализации
на рынке, повысив эту цену в соответствующей
пропорции. Как правило, производство
товара более высокого качества стоит
дороже, поэтому цена должна быть выше.
Но это надо обосновать для потребителя,
которого интересуют не затраты изготовителя,
а полезность товара. Высокая цена
становится для потребителя подтверждением
лучшего качества. Следовательно, продавцу
необходимо увязать повышение цены
с ростом качества, сделать эту
зависимость очевидной для