Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 15:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы мною определяется тем, что денежно кредитная политика в современной экономике является одним из основных инструментов государственного регулирования. Необходимость государственного регулирования денежного обращения обусловлена, во-первых, несовершенством бумажного денежного обращения и необходимостью его регулирования в целях ограничения инфляционных процессов в экономике, во-вторых, на современном этапе актуальность государственного регулирования денежного обращения возрастает в связи с последствиями мирового финансового кризиса.
Введение 3
1 Цели, виды и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Виды денежно-кредитной политик 8
1.3 Инструменты денежно-кредитной политик 11
2 Денежно-кредитная политика России 14
2.1 Основные направления денежно-кредитной политики
на 2010-2012 гг. 14
2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России 18
3 Совершенствование денежно-кредитной политики
в современных условиях 23
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики 23
3.2 Совершенствование денежно-кредитной политики России 25
Заключение 30
Список литературы 32
- покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
- повышение нормы резервных требований
- повышение учетной ставки
- продажа центральным банком государственных ценных бумаг
Опираясь на рассмотренные инструменты, центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики — стабилизацию денежной массы или процентной ставки. Жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента; как крайний случай графически может быть продемонстрирована горизонтальной кривой предложения денег на уровне заданного значения процентной ставки.
Выбор варианта монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения денег, то реализуется гибкая монетарная политика, соответствующая горизонтальной или пологой кривой предложения денег (рисунок 2.а). Если же такой причиной является инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика, соответствующая относительно вертикальной или крутой предложения денег (рисунок 2.б).
Рисунок 2 – Виды монетарной политики.
Вид денежно-кредитной политики зависит от ситуации в стране. Если экономика переживает спад и в ней высокая безработица, то проводится денежно-кредитная политика, получившая название политики дешевых денег. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличению инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и увеличения занятости. Снижение ставки ссудного процента происходит из-за увеличения предложения денег. При этом центральный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных резервов; снижать учетную ставку.
В период усиления инфляции проводится политика дорогих денег, направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в сокращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бумаги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно кредитной политики.
В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику из рубежа.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана тс уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике. Особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторым.
Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частых задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение на практике центральных банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
- изменение норматива
- процентную политику
- операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной политики заключается в следующем:
- если центральный банк
- при уменьшении нормы
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
2.1 Основные направления денежно-кредитной политики
на 2010-2012 г
Основные направления включают характеристику состояния экономики России, прогноз основных показателей платежного баланса и ориентиры денежно-кредитной политики на 2010 г и период 2011 и 2012 гг. Кроме того, документ содержит сценарии макроэкономического развития на 2010 г и период 2011 и 2012 гг.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг, два из которых соответствуют прогнозам правительства РФ.
В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам правительства, предполагается снижение в 2010 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6 %, инвестиции в основной капитал - на 2,5 %. Объем ВВП увеличится на 0,2 %.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 г цена на российскую нефть может составить 58 долларов за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 % и 1 % соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6 %.
В рамках третьего варианта в 2010 г предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4 %. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 г на 4,5 %. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3 проц.
Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 г возрастет до 80 долларов за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4 %, инвестиций в основной капитал - 8 %. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4 %.
Прогноз платежного баланса до 2012 г охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта Urals: в пределах 45-87 долларов баррель в 2011 г и 45-95 долларов за баррель в 2012 г.
В 2011-2012 гг. во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 г в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 г ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0-83,2 млрд. долларов.
В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 гг. ожидается в диапазоне 2,4-5,5 %.
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 г и плановый период 2011 и 2012 гг. правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 г до 9-10 %, в 2011 г - до 7-8 %, в 2012 г - до 5-7 % из расчета декабрь к декабрю. Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5 % в 2010 г, 6,5-7,5 % в 2011 г, 4,5-6,5 % в 2012 г (Таблица-1 Ключевые прогнозы ЦБ РФ, 2010-2012).
- |
2010 |
2011 |
2012 | ||||
- |
- |
Пессим |
Нейтр |
Оптим |
Пессим |
Нейтр |
Оптим |
Инфляция, % дек./дек. |
7,0 - 8,0 |
6,0 - 7,0 |
5,0 - 6,0 |
||||
Urals, $/бар |
75 |
60 |
75 |
90 |
60 |
78 |
95 |
Экспорт, $ млрд. |
431,5 |
388,3 |
448,5 |
495,8 |
389,6 |
471,1 |
535,9 |
Импорт, $ млрд. |
310,6 |
329,3 |
352 |
364,1 |
359,2 |
390,3 |
421,9 |
Торговый баланс, $ млрд. |
144,3 |
59,1 |
96,6 |
131,7 |
-30,4 |
80,8 |
114 |
Счет текущих операций, $ млрд. |
73,5 |
14,4 |
46,2 |
78,4 |
-14,5 |
30,3 |
60,5 |
Капитальный счет, $ млрд. |
- |
-13 |
12 - 22 |
12 - 22 |
- |
- |
- |
Приток капитала, $ млрд. |
8,7 |
-15 |
10 - 20 |
10 - 20 |
- |
- |
- |