Денежно-кредитная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы мною определяется тем, что денежно кредитная политика в современной экономике является одним из основных инструментов государственного регулирования. Необходимость государственного регулирования денежного обращения обусловлена, во-первых, несовершенством бумажного денежного обращения и необходимостью его регулирования в целях ограничения инфляционных процессов в экономике, во-вторых, на современном этапе актуальность государственного регулирования денежного обращения возрастает в связи с последствиями мирового финансового кризиса.

Содержание работы

Введение 3

1 Цели, виды и инструменты денежно-кредитной политики 5

1.1 Цели денежно-кредитной политики 5

1.2 Виды денежно-кредитной политик 8

1.3 Инструменты денежно-кредитной политик 11

2 Денежно-кредитная политика России 14

2.1 Основные направления денежно-кредитной политики
на 2010-2012 гг. 14

2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России 18

3 Совершенствование денежно-кредитной политики
в современных условиях 23

3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики 23

3.2 Совершенствование денежно-кредитной политики России 25

Заключение 30

Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

- Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

- Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

- Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

 - Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300-400 млрд. руб. в год).

И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

- Дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы "горячих денег", рост инвестиций в экономику.

- Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

- Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

 

3.2 Совершенствование денежно-кредитной  политики России

 

В 2010-2012 годах деятельность банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системы рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполняемых принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений.

 Банк России продолжит работу по следующим направлениям.

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагает продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:

- создание механизма оценки  деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению финансовому положению кредитных организаций;

- закрепление за Банком России  права а обработку персональных  данных, полученных Банком России  в рамках выполнения возложенных  на него функций;

- совершенствование процессов  слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц ( в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;

- обязанность номинальных держателей  представлять кредитной организации  сведения о владельцах акций  кредитных организаций и о  владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияния на решения, применяемых органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как банк России, так и кредитным организациям-эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних;

- упрощение эмиссии ценных бумаг в частности итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

- привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.

Также будет проведена  работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров.

Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банка России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков».

Продолжиться работа по созданию правовых условий для  взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

Инспекционная деятельность в 2010-2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Продолжиться развитие системы внутреннего контроля качества инспекционной деятельности, включающая текущий мониторинг хода и результатов проверок структурообразующих кредитных организаций и кредитных организаций, имеющих признаки проблемности, а также оперативный анализ качества актов таких проверок.

В 2010 году и в периоде 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которого отозвана лицензия на осуществление банковской операций, в частности принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять не денежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно – передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Банк России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства,  устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем. С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международным стандартами Банка России продолжит работу по модернизации платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Также будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышение финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Центрального банка России в области регулирования денежно-кредитной политики, статистические данные и отчеты Центрального банка России.

Целью настоящей работы состояло изучение денежно-кредитной политик страны проводимой Центральным банком России на современном этапе и оценка ее влияния на экономику России.

Объектом исследования является денежно кредитная политика Центрального банка России, предметом исследования являются методы и инструменты денежно-кредитной политики. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- дать определение денежно-кредитной  политике, изучить его методы  и инструменты;

- изучить роль Центрального  банка в формирование и реализации  денежно-кредитной политики государства;

- провести анализ денежно-кредитной  политики в России на современном этапе;

- рассмотреть проблемы и пути  совершенствования денежно-кредитной  политики России в современных  условиях.

В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты денежно-кредитной политики: даны основные определения, цели, виды и инструменты денежно-кредитной политики.

Во второй главе проведен анализ денежно-кредитной политики России на современном этапе. В рамках данной главы рассмотрены основные направления и особенности денежно-кредитной политики России. Проведен анализ некоторых параметров денежно-кредитной политики за последние годы.

В третье главе рассмотрены меры и пути совершенствования денежно-кредитной политики в современных условиях, в частности в России.

Основой информационной базы исследования являются нормативно-правовые акты Центрального банка России в области регулирования денежно-кредитной политики, статистические данные и отчеты Центрального банка России, учебные пособия по дисциплине «Деньги, Кредит, Банки».

На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, денежно-кредитная политика является одним из способов государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение стабильности экономической системы и обеспечение экономического роста.

Во-вторых, к концу 2011 года Банк России планирует завершить переход к политике инфляционного таргетирования.

В-третьих, для перехода к режиму инфляционного таргетирования потребуется достижение относительной сбалансированности валютного рынка, создающая возможность отказа от проведения систематических интервенций денежно-кредитных властей на валютном рынке

 В-четвертых, в прогнозе Банк  России рассматривает четыре  варианта условий проведения  денежно-кредитной политики, зависящих  от внешнеэкономической конъюнктуры. Исходя из построенных оценок внешнеэкономических параметров, Банк России прогнозирует потребность в операциях по рефинансированию банков.

В-пятых, повышение открытости и прозрачности политики Банка России, способствующее повышению общественного доверия к денежно-кредитной политике и, как следствие, снижению инфляционных ожиданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральным законом от 10 июля 2002 года (ред. от 07.02.2011) № 86 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  3. Положение Банка России от 25.02.2004 г. № 225-П.
  4. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «Ось-89», 2008.
  5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г.  № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (по состоянию на февраль 2011 г).
  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  7. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. 2009.
  8. Жуков Е.Ф и др. Деньги. Кредит. Банки. 4-е изд. 2011.
  9. Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки. 2010.
  10. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. 2007.
  11. Свиридов О.Ю. - Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. 2011.
  12. Чернова Е.Г. Финансы. Деньги. Кредит. 2005.
  13. www.banki.ru
  14. www.cbr.ru
  15. www.imf.org
  16. www.minfin.ru

Информация о работе Денежно-кредитная политика в России