Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 15:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы мною определяется тем, что денежно кредитная политика в современной экономике является одним из основных инструментов государственного регулирования. Необходимость государственного регулирования денежного обращения обусловлена, во-первых, несовершенством бумажного денежного обращения и необходимостью его регулирования в целях ограничения инфляционных процессов в экономике, во-вторых, на современном этапе актуальность государственного регулирования денежного обращения возрастает в связи с последствиями мирового финансового кризиса.
Введение 3
1 Цели, виды и инструменты денежно-кредитной политики 5
1.1 Цели денежно-кредитной политики 5
1.2 Виды денежно-кредитной политик 8
1.3 Инструменты денежно-кредитной политик 11
2 Денежно-кредитная политика России 14
2.1 Основные направления денежно-кредитной политики
на 2010-2012 гг. 14
2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России 18
3 Совершенствование денежно-кредитной политики
в современных условиях 23
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики 23
3.2 Совершенствование денежно-кредитной политики России 25
Заключение 30
Список литературы 32
Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:
- Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.
- Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.
- Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.
- Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300-400 млрд. руб. в год).
И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:
- Дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы "горячих денег", рост инвестиций в экономику.
- Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.
- Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.
3.2 Совершенствование денежно-
В 2010-2012 годах деятельность банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системы рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполняемых принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений.
Банк России продолжит работу по следующим направлениям.
В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагает продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:
- создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению финансовому положению кредитных организаций;
- закрепление за Банком России
права а обработку
- совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц ( в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;
- обязанность номинальных
- упрощение эмиссии ценных бумаг в частности итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
- привлечение организаций федера
Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета (совета директоров) кредитных организаций, требований к составу совета директоров (наблюдательного совета) в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров.
Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банка России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009 года № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков».
Продолжиться работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.
Инспекционная деятельность в 2010-2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
Продолжиться развитие системы внутреннего контроля качества инспекционной деятельности, включающая текущий мониторинг хода и результатов проверок структурообразующих кредитных организаций и кредитных организаций, имеющих признаки проблемности, а также оперативный анализ качества актов таких проверок.
В 2010 году и в периоде 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которого отозвана лицензия на осуществление банковской операций, в частности принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять не денежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, а именно – передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Банк России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем. С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международным стандартами Банка России продолжит работу по модернизации платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики. Также будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышение финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Центрального банка России в области регулирования денежно-кредитной политики, статистические данные и отчеты Центрального банка России.
Целью настоящей работы состояло изучение денежно-кредитной политик страны проводимой Центральным банком России на современном этапе и оценка ее влияния на экономику России.
Объектом исследования является денежно кредитная политика Центрального банка России, предметом исследования являются методы и инструменты денежно-кредитной политики. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- дать определение денежно-
- изучить роль Центрального
банка в формирование и
- провести анализ денежно-
- рассмотреть проблемы и пути
совершенствования денежно-
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты денежно-кредитной политики: даны основные определения, цели, виды и инструменты денежно-кредитной политики.
Во второй главе проведен анализ денежно-кредитной политики России на современном этапе. В рамках данной главы рассмотрены основные направления и особенности денежно-кредитной политики России. Проведен анализ некоторых параметров денежно-кредитной политики за последние годы.
В третье главе рассмотрены меры и пути совершенствования денежно-кредитной политики в современных условиях, в частности в России.
Основой информационной базы исследования являются нормативно-правовые акты Центрального банка России в области регулирования денежно-кредитной политики, статистические данные и отчеты Центрального банка России, учебные пособия по дисциплине «Деньги, Кредит, Банки».
На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы.
Во-первых, денежно-кредитная политика является одним из способов государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение стабильности экономической системы и обеспечение экономического роста.
Во-вторых, к концу 2011 года Банк России планирует завершить переход к политике инфляционного таргетирования.
В-третьих, для перехода к режиму инфляционного таргетирования потребуется достижение относительной сбалансированности валютного рынка, создающая возможность отказа от проведения систематических интервенций денежно-кредитных властей на валютном рынке
В-четвертых, в прогнозе Банк
России рассматривает четыре
варианта условий проведения
денежно-кредитной политики, зависящих
от внешнеэкономической
В-пятых, повышение открытости и прозрачности политики Банка России, способствующее повышению общественного доверия к денежно-кредитной политике и, как следствие, снижению инфляционных ожиданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ