Динамика политических процессов в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3Глава 1. Структура и особенности политического процесса……………....5
1.1. Понятие политического процесса…………………………………………...5
1.2. Содержание и структура политического процесса…………………….......8
1.3. Подходы к изучению политического процесса…………………………...12
Глава 2. Динамика политических процессов в современной России...…17
2.1. Особенности политического процесса в России………………………….17
2.2. Политический режим в современной России……………………………..23
2.3. Тенденции развития политических процессов в современной России….29
Заключение………………………………………………………………….…....32
Список используемых источников и литературы………………..…………....34

Файлы: 1 файл

ИСЭП.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г.УФЕ

Кафедра экономики и социального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

на тему:

Динамика политических процессов в Современной россии

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы ГМУ 5 курса

Каримовой Г.Ф

________________________

(подпись)

Проверил:

канд.социол.н., доцент

Сизоненко З.Л.

________________________

(дата и подпись)

 

 

 

 

 

Уфа-2014

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………..….3Глава 1. Структура и особенности политического процесса……………....5

1.1. Понятие политического процесса…………………………………………...5

1.2. Содержание и структура политического процесса…………………….......8

1.3. Подходы к изучению политического процесса…………………………...12

Глава 2. Динамика политических процессов в современной России...…17

2.1. Особенности политического процесса в России………………………….17

2.2. Политический режим в современной России……………………………..23

2.3. Тенденции развития политических процессов в современной России….29

Заключение………………………………………………………………….…....32

Список используемых источников и литературы………………..…………....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

       Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью, так как все решения по общественно-политическим вопросам президент принимает лично. В настоящее время, Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, а политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме.

        Степень разработанности проблемы представлена в работах К.С.Гаджиева, Б.Ф.Поршнева, Ю.А.Левады, Г.К.Ашина и других, посвященных анализу специфических условий формирования российской модели политического процесса. Наличие богатого эмпирического материала прослеживается в работах отечественных политологов А.И.Соловьева, В.Я.Гельмана, Г.В.Голосова, Е.Ю.Мелешкиной, Ю.Д.Шевченко, О.П.Кудинова, К.Г.Холодковского, С.А.Абрамова, Б.А. Богомолова, В.В.Лапкина, В.И.Пантина, В.А.Римского, В.Лефевра и других, но, несмотря на наличие литературы, данному вопросу уделено недостаточно внимания.

       Цель курсовой работы – проанализировать черты и особенности российского политического процесса. Достижение цели предполагает решение следующих задач: дать теоретическое представление о политическом процессе в целом, выявить его структуру, рассмотреть подходы к изучению политического процесса, проанализировать основные особенности политических процессов в России и определить основные тенденции их дальнейшего развития.

         Объектом исследования является структура и особенности политического процесса.

        Предметом исследования являются особенности и специфические черты современного российского политического процесса.

          В работе  применялись следующие методы исследования: системный подход, сравнение, диалектико-материалистический подход, наблюдение, обобщение и прогнозирование.

        Практическое значение исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в деятельности управленческих структур, а также в преподавании по специальности «Государственное и муниципальное управление». Данное исследование актуально не только в научно - теоретическом аспекте, но и в сфере практических интересов граждан: замечая выделенные специфические черты, люди будут более ясно представлять себе ход политического процесса, всю политическую жизнь государства в целом.

        Структура работы состоит из плана, введения, 2-ух глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа, заключения и списка используемых источников и литературы, в который входят периодические издания (газеты, журналы), художественная литература документальной направленности, учебные пособия по политологии и научные статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура и особенности политического процесса.

1.1. Понятие « политический процесс» и его формы.

Слово «процесс» (от лат. prossesus- продолжение) означает:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта;

2) совокупность последовательных  действий для достижения определенного результата.

Таким образом, это понятие имеет универсальный характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние природы и общества. В самом широком смысле процессы есть формы политической активности общества. Исключительное многообразие этой активности и тот факт, что каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

В рамках этих различных подходов политический процесс обнажает свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время при всех различиях теоретической интерпретации политического процесса, считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии и намерениями лидеров или программ партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

          Анализируя содержание политического процесса, можно сказать, что он раскрывает в основном две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Прежде всего, это - различные способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов в различных видах артикуляции и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах, членстве в политических партиях), а так же формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами. [Белов А. А., Елисеев С. М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно—методическое пособие. СПб., 2006.C. 70].

         В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно находятся на периферии политической жизни.

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемыми субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

          Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и, в конечном счете, ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

           Политический процесс - это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». [Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005. С. 20].

 

 

 

 

 1.2. Содержание и структура политического процесса.

 

          Содержание политического процесса может быть различным. Оно может быть связано с реформой политической системы, разработкой какой-либо концепции развития, формированием общественного мнения по проблеме, затрагивающей интересы власти и общества, проведением выборов и т. д.

        Содержание политического процесса в современной России составляет реализацию принятой в 1993 г. Конституции, которая предполагает построение в стране демократического правового социального светского государства, соблюдающего права и свободы человека, и гражданского общества, взаимодействующего с этим государством. Более конкретно смысл последних реформ означает укрепление и повышение эффективности исполнительной власти, реформирование государственного аппарата, развитие рыночных отношений, утверждение прозрачности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти. На содержание политического процесса оказывает влияние состояние политической системы, всех политических институтов и политических отношений, а именно: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных, региональных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности, степень бюрократизации чиновничества). На состояние политического процесса в данной стране оказывают влияние также мировые тенденции. Одной из наиболее распространенных современных мировых тенденций является демократизация.

         Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, средства, методы, ресурсы.

         К внутренним факторам относятся характеристики субъектов, взаимоотношения между ними, распределение властных ресурсов, логика политического процесса.

           Внешние факторы - это социально - экономические, социокультурные условия, существующие в данном обществе, мировые тенденции, которые образуют взаимодействующую с политическим процессом среду. Внешняя среда оказывает определенное корректирующее воздействие на политический процесс, поддерживает его протекание в рамках определенных норм и правил. Отсутствие двух видов воздействий (ситуации, сложившейся в данной стране, и международных отношений) на политический процесс приводит к его консервации, автаркии и застою всех социальных отношений.              Ведущими субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых - государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который, в свою очередь, состоит из микропроцессов или субпроцессов. Следует учитывать, что деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации личных планов различных граждан в рамках данного института. Поэтому при анализе учитываются как макрорезультаты, так и формирующие их микропроцессы. Деятельность политических акторов характеризуется такими показателями, как: потенциал, вид действий, способы взаимодействий.

         Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема ресурсов. Вид действий является функцией средств, форм и методов политической борьбы. Его могут формировать парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или уличный митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные или неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

        Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. [Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000. С.97]. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов. Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус - кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов. К ресурсам акторов политического процесса могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, система информации, организация, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными, действия, так и средства государственного давления. Способом осуществления власти, методом функционирования политической системы выступает политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную) и воздействует на его содержание.

Информация о работе Динамика политических процессов в Современной России