Динамика политических процессов в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3Глава 1. Структура и особенности политического процесса……………....5
1.1. Понятие политического процесса…………………………………………...5
1.2. Содержание и структура политического процесса…………………….......8
1.3. Подходы к изучению политического процесса…………………………...12
Глава 2. Динамика политических процессов в современной России...…17
2.1. Особенности политического процесса в России………………………….17
2.2. Политический режим в современной России……………………………..23
2.3. Тенденции развития политических процессов в современной России….29
Заключение………………………………………………………………….…....32
Список используемых источников и литературы………………..…………....34

Файлы: 1 файл

ИСЭП.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Является ли Россия демократическим государством? С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах. Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все изменения в настоящее время противоречат интересам широких слоев населения, поскольку в обмен на возможные перспективы в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. В Конституции записано, что Россия - социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным фантомом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии - гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще. Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое - трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.

2.3. Тенденции развития политических процессов в современной России.

        Исследуя данную проблему, можно прийти к выводу, что специфика политического действия в современной России в своей основе имеет состояние переходного этапа от коммунистического тоталитаризма к открытому, правовому, демократическому обществу. Этот этап продолжается уже 20 лет. Много это или мало? На мой взгляд, мало. Россия, с ее многовековым рабством, выраженном в крепостном праве, с абсолютной властью монарха, партии, с психологией подчинения народа власти не может за короткий период перенять общечеловеческие ценности, которые вырабатывались веками. Что будет в дальнейшем с Россией? Одно можно сказать определенно: Россия не станет ни западом, ни востоком, так как она слишком самобытна. Путь к «открытому обществу» труден для народа с психологией подданных и рабов. Но это будет путь к новой цивилизации, с ее технологией и коммуникациями, с ее культурой. Этот трудный переход потребует терпения, разума, согласия от элиты и граждан России. С помощью политического согласия возможен путь в будущее России.

        Основной направленностью российских политических процессов на настоящем этапе должно стать следующее. Во-первых, необходимо обеспечение демократизации страны на федеральном и региональном уровнях, так как в сознании россиян уже укрепилось представление о важности демократических преобразований, воспринимаемых ими как политическая ценность. Представительная власть в стране должна стать реальностью, в том числе и на региональном уровне, где в настоящее время в органах представительной власти состоят региональные руководители, а местное самоуправление объединяет и законодательную, и исполнительную власть. Во-вторых, должно произойти закрепление стабилизационных процессов и создание условий для перехода от периода стабилизации к периоду устойчивого развития, так как в противном случае в обществе будет невозможно закрепить успехи, достигнутые в условиях стабилизации. Важную роль здесь должна сыграть реализация управленческих функций государства на федеральном и региональном уровнях. В-третьих, в российской реальности должны появиться структуры, амортизирующие авторитаризм власти, компенсирующие социальные и духовные потери периода реформ, иначе возможен новый рост социального напряжения и обострения социальных противоречий. Предотвращению такого развития событий может способствовать, в частности, проведение государством дифференцированной и эффективной социальной политики. В-четвертых, необходимо найти равновесие между традиционными и модернизационными формами политического развития не путем преодоления первых и усиления вторых, а способом равновесного взаимодействия и постепенного перехода к инновационным формам, так как процесс быстрого разрушения ценностей, норм, мировоззренческих установок чреват углублением духовного раскола, а вместе с ним и социального раскола общества. В-пятых, необходимо формирование политических сил с национальной и социальной ориентацией, способных преодолевать крайности периода первоначального накопления капитала с целью предотвратить смешение государственных и частных интересов, ориентировать принятие политических решений на национальные и общественные интересы. Необходимо постепенное разделение социальных и политических процессов. Этому должна способствовать дебюрократизация деятельности политических партий и общественно-политических движений и организаций. В-шестых, политические процессы на данном этапе должны иметь правовое обеспечение, соответствующее Конституции, впоследствии, очевидно, необходимо поставить вопрос о пересмотре Конституции, приблизив ее не к возможностям нынешней власти, а к потребностям политического, экономического, социального и культурного развития общества. В-седьмых, необходимо совершенствование административно-территориального устройства Российского государства, федеральных отношений, взаимодействий Центра и регионов, местного самоуправления как продолжение процессов демократизации на уровне территорий. В-восьмых, должна быть осуществлена на практике реализация принципа разделения властей, развитие институтов представительной демократии и активизация политического участия различных социальных групп населения России как способов обеспечения контроля общества над властью. В-девятых, необходимо учитывать опыт прошедших десятилетий, который продемонстрировал, что угрозу обществу создает не только централизация власти и консолидация элит, но и активное действие неинституциональных факторов, иррациональные и неуправляемые процессы.

       Важно проведение государственной реформы, охватывающей более широкий круг задач, нежели совершенствование системы управления. Так же должно произойти усиление в процессах управления механизма контроля над деятельностью государственных чиновников. В целях дальнейшей демократизации необходимо развитие местного самоуправления. В частности, следует предусмотреть изменения городских уставов регионов, создание представительной власти в городских районах. В ходе политических процессов, на мой взгляд, необходимо решать двуединую задачу – формирование сложной структуры власти, способной выполнять различные функции, и самоорганизацию народа, результатом которой является формирование сильного государства и гражданского общества. Государственный ресурс, который заключается в способности и возможности государства осуществлять социальную политику, в российских условиях должен быть дополнен общественным ресурсом - формированием социально активного населения, обладающего способностью и возможностью участвовать в политическом процессе.

Заключение.

       Подведя итог вышеизложенному можно сделать следующие выводы. В самом широком смысле процесс -  это формы политической активности общества, а политический процесс - это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». Основные особенности политического процесса в России:

- нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;

- отсутствие консенсуса между участниками политического жизни;

- неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;

- отсутствие интеграции среди участников процесса;

- в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства;

- высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты;

- тотальная маргинализация посткоммунистического общества.

         В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии, но это очень длительный процесс, так как тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. На данном этапе складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Таким образом, тенденцией последних лет является усиление государственного контроля и влияния во всех сферах российской экономической, социальной и политической жизни. Для того, чтобы усилить становление демократизации в стране необходимо укрепить представление о важности демократических преобразований у граждан Российской Федерации, сформировать политические силы с национальной и социальной ориентацией, необходимо поставить вопрос о пересмотре Конституции, приблизив ее не к возможностям нынешней власти, а к потребностям политического, экономического, социального и культурного развития общества, также нужно усовершенствовать административно-территориальное устройство Российского государства, усилить взаимодействие Центра и регионов, осуществить принцип разделения властей. Если учесть все эти особенности, то возможно создание в России гражданского правового общества, что приведет к развитию демократии в стране.

Список используемых источников и литературы.

  1. Конституция РФ, 1993 г.

2) Белов А. А., Елисеев С. М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно—методическое пособие. СПб., 2006.

3) Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2010. С.40.

4) Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.

5) Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2009. С.60.

5) Захаров В. Ю. Абсолютизм и самодержавие: соотношение понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 6

6) Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 395 с.

7) Казанцев А. Суверенная демократия: противоречия и концепции // Политический журнал. 2010. № 7-8 (150—151).

8) Лапкин В.В., Пантин В.И. Восприятие западных институтов и ценностей в постсоветском пространстве: опыт Украины и России // Полис. 2011 №2. С.87.

9) Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005.

10) Наша Власть: дела и лица. №1 – URL:[http://www.nashavlast.ru]  (дата обращения: 10.01.2013)

 
11) Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под.

ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001. 367с.

12) Политические традиции российского государства. Журнал «Мир и политика» № 12 – URL: http://www.mir-politika.ru  (дата обращения:10.12.2012)

13) Политология: учеб. / А.Ю.Мельвиль. М., 2008.

14) Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

15) Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб, 2009. С.156. С.60-61.

16) Рогожников М. Что такое «суверенная демократия» // Эксперт. 2008-11-14. № 43 (489).

17) "Россия в глобальной политике" №12.- URL: [http://www.globalaffairs.ru] (дата обращения: 10.12.2012).

18) Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2009.

19) Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2009.

20) Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.3. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

21) Урнов М. Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании // Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2008. С.45-65.

22) Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2008. С.50.

23) Фурман Д. Проблема 2008: общее и особенное в процессах перехода постсоветских государств / Лекция. 2007-09-27.

24) Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2010. С.338.

25) Что такое демократия и нужна ли она России? Пресс-выпуск Левада-Центра от 21.01.2010

26) Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2008. С.71.

27)  Шиховцев Е. Сумма Перемен. 2012

28) Юлин Б. О демократии просто.- URL: [http://www. nkvd-strike.ucoz.ru›publ/o_demokratii_prosto/1] (дата обращения 10.01.2013)

 29) Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2006. №2. С.14.

30) Ярёменко Ю. В. Экономические беседы. Беседа пятая.

 

 

 


 



Информация о работе Динамика политических процессов в Современной России