Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 20:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства
Введение………………………………………………………………………..….3Глава 1. Структура и особенности политического процесса……………....5
1.1. Понятие политического процесса…………………………………………...5
1.2. Содержание и структура политического процесса…………………….......8
1.3. Подходы к изучению политического процесса…………………………...12
Глава 2. Динамика политических процессов в современной России...…17
2.1. Особенности политического процесса в России………………………….17
2.2. Политический режим в современной России……………………………..23
2.3. Тенденции развития политических процессов в современной России….29
Заключение………………………………………………………………….…....32
Список используемых источников и литературы………………..…………....34
Является ли Россия демократическим государством? С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах. Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все изменения в настоящее время противоречат интересам широких слоев населения, поскольку в обмен на возможные перспективы в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. В Конституции записано, что Россия - социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным фантомом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии - гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще. Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое - трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.
2.3. Тенденции развития политических процессов в современной России.
Исследуя данную проблему, можно прийти к выводу, что специфика политического действия в современной России в своей основе имеет состояние переходного этапа от коммунистического тоталитаризма к открытому, правовому, демократическому обществу. Этот этап продолжается уже 20 лет. Много это или мало? На мой взгляд, мало. Россия, с ее многовековым рабством, выраженном в крепостном праве, с абсолютной властью монарха, партии, с психологией подчинения народа власти не может за короткий период перенять общечеловеческие ценности, которые вырабатывались веками. Что будет в дальнейшем с Россией? Одно можно сказать определенно: Россия не станет ни западом, ни востоком, так как она слишком самобытна. Путь к «открытому обществу» труден для народа с психологией подданных и рабов. Но это будет путь к новой цивилизации, с ее технологией и коммуникациями, с ее культурой. Этот трудный переход потребует терпения, разума, согласия от элиты и граждан России. С помощью политического согласия возможен путь в будущее России.
Основной направленностью российских
политических процессов на настоящем
этапе должно стать следующее. Во-первых,
необходимо обеспечение демократизации
страны на федеральном и региональном
уровнях, так как в сознании россиян уже
укрепилось представление о важности
демократических преобразований, воспринимаемых
ими как политическая ценность. Представительная
власть в стране должна стать реальностью,
в том числе и на региональном уровне,
где в настоящее время в органах представительной
власти состоят региональные руководители,
а местное самоуправление объединяет
и законодательную, и исполнительную власть.
Во-вторых, должно произойти закрепление
стабилизационных процессов и создание
условий для перехода от периода стабилизации
к периоду устойчивого развития, так как
в противном случае в обществе будет невозможно
закрепить успехи, достигнутые в условиях
стабилизации. Важную роль здесь должна
сыграть реализация управленческих функций
государства на федеральном и региональном
уровнях. В-третьих, в российской реальности
должны появиться структуры, амортизирующие
авторитаризм власти, компенсирующие
социальные и духовные потери периода
реформ, иначе возможен новый рост социального
напряжения и обострения социальных противоречий.
Предотвращению такого развития событий
может способствовать, в частности, проведение
государством дифференцированной и эффективной
социальной политики. В-четвертых, необходимо
найти равновесие между традиционными
и модернизационными формами политического
развития не путем преодоления первых
и усиления вторых, а способом равновесного
взаимодействия и постепенного перехода
к инновационным формам, так как процесс
быстрого разрушения ценностей, норм,
мировоззренческих установок чреват углублением
духовного раскола, а вместе с ним и социального
раскола общества. В-пятых, необходимо
формирование политических сил с национальной
и социальной ориентацией, способных преодолевать
крайности периода первоначального накопления
капитала с целью предотвратить смешение
государственных и частных интересов,
ориентировать принятие политических
решений на национальные и общественные
интересы. Необходимо постепенное разделение
социальных и политических процессов.
Этому должна способствовать дебюрократизация
деятельности политических партий и общественно-политических
движений и организаций. В-шестых, политические
процессы на данном этапе должны иметь
правовое обеспечение, соответствующее
Конституции, впоследствии, очевидно,
необходимо поставить вопрос о пересмотре
Конституции, приблизив ее не к возможностям
нынешней власти, а к потребностям политического,
экономического, социального и культурного
развития общества. В-седьмых, необходимо
совершенствование административно-
Важно проведение государственной реформы, охватывающей более широкий круг задач, нежели совершенствование системы управления. Так же должно произойти усиление в процессах управления механизма контроля над деятельностью государственных чиновников. В целях дальнейшей демократизации необходимо развитие местного самоуправления. В частности, следует предусмотреть изменения городских уставов регионов, создание представительной власти в городских районах. В ходе политических процессов, на мой взгляд, необходимо решать двуединую задачу – формирование сложной структуры власти, способной выполнять различные функции, и самоорганизацию народа, результатом которой является формирование сильного государства и гражданского общества. Государственный ресурс, который заключается в способности и возможности государства осуществлять социальную политику, в российских условиях должен быть дополнен общественным ресурсом - формированием социально активного населения, обладающего способностью и возможностью участвовать в политическом процессе.
Заключение.
Подведя итог вышеизложенному можно сделать следующие выводы. В самом широком смысле процесс - это формы политической активности общества, а политический процесс - это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». Основные особенности политического процесса в России:
- нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;
- отсутствие консенсуса между участниками политического жизни;
- неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
- отсутствие интеграции среди участников процесса;
- в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства;
- высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты;
- тотальная маргинализация посткоммунистического общества.
В политическом процессе России можно
обнаружить противоположные черты, особенности,
например, типов политических режимов:
тоталитарного, авторитарного и в меньшей
степени демократического. Выйдя из недр
тоталитаризма, политическая система
России пытается обрести черты развитой
демократии, но это очень длительный процесс,
так как тоталитарная власть в XX в. представлялась
в массовом сознании естественным явлением.
На данном этапе складывающийся демократический
политический режим несет на себе четкие
отпечатки экономической и политической
олигархизации, что свидетельствует об
усилении авторитарных тенденций в государстве.
Таким образом, тенденцией последних лет
является усиление государственного контроля
и влияния во всех сферах российской экономической,
социальной и политической жизни. Для
того, чтобы усилить становление демократизации
в стране необходимо укрепить представление
о важности демократических преобразований
у граждан Российской Федерации, сформировать
политические силы с национальной и социальной
ориентацией, необходимо поставить вопрос
о пересмотре Конституции, приблизив ее
не к возможностям нынешней власти, а к
потребностям политического, экономического,
социального и культурного развития общества,
также нужно усовершенствовать административно-
2) Белов А. А., Елисеев С. М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно—методическое пособие. СПб., 2006.
3) Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2010. С.40.
4) Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России: Конспект лекций. СПб., 2000.
5) Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2009. С.60.
5) Захаров В. Ю. Абсолютизм и самодержавие: соотношение понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 6
6) Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 395 с.
7) Казанцев А. Суверенная демократия: противоречия и концепции // Политический журнал. 2010. № 7-8 (150—151).
8) Лапкин В.В., Пантин В.И. Восприятие западных институтов и ценностей в постсоветском пространстве: опыт Украины и России // Полис. 2011 №2. С.87.
9) Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005.
10) Наша Власть: дела
и лица. №1 – URL:[http://www.nashavlast.ru]
11) Политический процесс: основные аспекты
и способы анализа / Под.
ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001. 367с.
12) Политические традиции российского государства. Журнал «Мир и политика» № 12 – URL: http://www.mir-politika.ru (дата обращения:10.12.2012)
13) Политология: учеб. / А.Ю.Мельвиль. М., 2008.
14) Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
15) Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб, 2009. С.156. С.60-61.
16) Рогожников М. Что такое «суверенная демократия» // Эксперт. 2008-11-14. № 43 (489).
17) "Россия в глобальной политике" №12.- URL: [http://www.globalaffairs.ru] (дата обращения: 10.12.2012).
18) Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2009.
19) Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2009.
20) Теория политики: Курс лекций: В 3-х ч. Ч.3. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.
21) Урнов М. Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании // Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2008. С.45-65.
22) Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2008. С.50.
23) Фурман Д. Проблема 2008: общее и особенное в процессах перехода постсоветских государств / Лекция. 2007-09-27.
24) Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М., 2010. С.338.
25) Что такое демократия и нужна ли она России? Пресс-выпуск Левада-Центра от 21.01.2010
26) Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2008. С.71.
27) Шиховцев Е. Сумма Перемен. 2012
28) Юлин Б. О демократии просто.- URL: [http://www. nkvd-strike.ucoz.ru›publ/o_dem
29) Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2006. №2. С.14.
30) Ярёменко Ю. В. Экономические беседы. Беседа пятая.
Информация о работе Динамика политических процессов в Современной России