Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Реализация продукции – завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Роль выручки от реализации продукции
в формировании финансовых результатов предприятия …………..
1. 1. Сущность выручки и ее роль в предприятии……………………….
1.2. Внешние и внутренние входящие денежные потоки предприятия...
Глава 2. Выручка от реализации продукции: планирование, распределение, рост………………………………………………………
2.1. Планирование и распределение выручки от реализации продукции на примере ООО «Пензамясопродукт»…………………………………..
2.2. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции………………………………..
Расчетная часть……………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..
Если поступление выручки на денежные счета предприятия - завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.
Рис.1. Направления использования выручки
Глава 2. Выручка от реализации продукции: планирование, распределение, рост
2.1. Планирование и распределение выручки от реализации продукции на примере ООО «Пензамясопродукт»
Планирование выручки -- составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении выручки от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину выручки, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
Выручка от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета выручки от реализации продукции по укрупненному методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде:
Рпр = Он + Тпр - Ок,
где Рпр - объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости;
Он и Ок -- соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по ценам продаж и по производственной себестоимости;
Тпр -- объем выпуска товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.
После того, как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках -- по ценам продаж и полной себестоимости, определяется выручка от реализации как разница между ценой и себестоимостью:
где Пp -- выручка от реализации продукции;
Врп -- выручка от реализации продукции;
Срп -- себестоимость реализованной продукции.
Плановую сумму выручки также можно рассчитать исходя из известных показателей цены и себестоимости выпуска товарной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Тогда формула примет вид:
где Пр -- выручка от реализации продукции в планируемом периоде;
Пон - выручка в остатках готовой продукции на начало планируемого периода;
Птп -- выручка от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;
Пок -- выручка в остатках готовой продукции на конец планируемого периода.
При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции используется аналитический метод планирования выручки. Этот метод применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:
где По -- ожидаемая выручка (расчет выручки ведется в конце базисного года, когда точный размер выручки еще не известен);
Cm -- полная себестоимость товарной продукции базисного года. Расчет ведется в определенной последовательности.
1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается выручка планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости.
2. Рассчитывается изменение (+, --) себестоимости продукции в планируемом году.
3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.
4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.
5. Влияние на выручку всех перечисленных факторов суммируется. Выручка от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом выручки, исчисленной на первом и последующих этапах.
6. Далее учитывается изменение выручки в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину выручки, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.5
Подобное разграничение обязанностей, как показывает практика других предприятий, позволит достичь большей экономической эффективности, как в сфере реализации продукции, так и в маркетинговой деятельности.
Таблица 1
Динамика показателей эффективности реализации продукции
Показатели |
Годы |
Отклонение (+/-) в структуре к 2012 г. | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Выручка от реализации продукции, товаров, работ |
347242 |
433894 |
459676 |
112434 |
25782 |
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, услуг, включая коммерческие и управленческие расходы |
325928 |
389777 |
430292 |
104364 |
40515 |
3. Прибыль от реализации |
21314 |
44117 |
29384 |
8070 |
-14733 |
4. Рентабельность реализации, % |
6,13 |
10,17 |
6,39 |
0,26 |
-3,78 |
5. Затраты на 1р. реализации, руб |
0,94 |
0,90 |
0,94 |
- |
0,04 |
Эффективность продаж, % |
5,7 |
9,1 |
6,0 |
1,7 |
-3,1 |
В этой связи немаловажным представляется составление бюджета отделов сбыта и маркетинга. Расчет расходов по реализации определяется исходя из прогнозируемых общих объемов сбыта продукции. Именно на базе полученных оценок руководство предприятия может решить, сколько оно может истратить для достижения поставленных целей, как в области сбыта и завоевания рынка, так и по части получения выручки.
В основе метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину выручки при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты). Принцип деления издержек на постоянные и переменные применяется для определения оптимального объема производства и продаж предприятия. Под оптимальным понимается такой объем производства и продаж, при котором предприятие либо получает максимальную выручка, либо терпит минимальные убытки..
Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину выручки, определяется по формуле:
Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по такой формуле:
Если изменяется цена то расчет производится по такой формуле:
где Мвн - новая валовая маржа, руб.
Мо - желаемая выручка, руб.
ап - исходный процент валовой маржи к выручке от реализации
Мвн - исходная валовая маржа, руб.
Ан - новый процент валовой маржи к выручке от реализации.
Рассмотрим характер этих изменений на примере ООО Пензамясопродукт, который существует на рынке с 2004 года и зарекомендовал себя, как ответственный и честный производитель. Продукция сертифицирована. Компания производит и реализует замороженные мясные полуфабрикаты торговой марки «От бабушки» Широкий ассортимент, приемлемые цены, высокое качество. Пельмени ручной лепки. ООО «Пензамясопродукт» имеет следующие показатели:
При таком объеме реализации, цене и переменных затратах ООО «Пензамясопродукт» имеет следующие показатели:
Допустим, что цена увеличилась на 10%. В этом случае, руководству предприятия важно знать: как изменяется величина выручки и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень выручки. Итак:
новая цена (40+4) равна 44 руб./кг.
Новая выручка 44 руб./кг.* 100%
Новая выручка 44 руб./кг. * 1374000= 60456000 руб.
Переменные расходы (25+1374000)=34350000 руб. (57%)
Валовая маржа - 26106000 руб. (43%)
Постоянные расходы 10305000 (17%)
Выручка равна 15801000 руб. (26%)
Новая выручка при увеличении объема на 10% составит: (54960000+5496000) 60456000 рублей.
Переменные расходы (34350000+3435000) 37785000 рублей.
Валовая маржа = 22671000 рублей
Постоянные расходы = 10305000 рублей.
Выручка равна 12366000 рублей.
Как видим, выручка возросла на 2061000 рублей (12366000-10305000), т.е. на 20% (2061000:10305000*100)
На основе анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на выручка, получаемую ООО «Пензамясопродукт».
Повышение цены на 10% увеличивает выручка на 53%, увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост выручки на 20%; уменьшение переменных расходом на 10% приводит к росту выручки на 8,8%; 10-процентное изменение постоянных расходов увеличивает увеличение выручки на 10%. В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.
Как видим, выручка увеличилась с 10305000 руб. до 15801000 руб. (53%).
Объем реализации, необходимый для достижения границ величины выручки при повышении цены согласно формулы (3) составит:
Таблица 2
Анализ чувствительности показателей ООО «Полуфабрикат»
при увеличении цены на 10%
|
Первоначальный объем 1374000 кг. |
Объем, обеспечивающий неизменную выручка 1066363 руб./кг. | ||
Руб. |
% |
Руб. |
% | |
Выручка от реализации |
60456000 |
100 |
46920000 |
100 |
Переменные расходы |
34350000 |
57 |
26744400 |
57 |
Валовая маржа |
26106000 |
43 |
20610000 |
44 |
Постоянные расходы |
10305000 |
17 |
10305000 |
22 |
Выручка |
15801000 |
26 |
10305000 |
22 |