Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:29, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
• дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
• рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
Введение……………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть…………………………………………………………………………...4
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия……………………………...4
1.1.Определение рентабельности…………………………………………………………….4
1.2. Показатели рентабельности……………………………………………………………...5
1.3. Группы показателей рентабельности……………………………………………………6
2. Использование в процессе анализа финансовой отчетности факторного анализа…….11
2.1. Основные задачи факторного анализа………………………………………………….11
2.2.Типы факторного анализа………………………………………………………………..13
3.Методика факторного анализа показателей рентабельности организации…………….15
3.1.Методика факторного анализа в системе директ-костинг…………………………….19
4.Практическая часть…………………………………………………………………………20
4.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мастер лес»………20
4.2. Анализ рентабельности деятельности ООО «Мастер лес» …………………………...22
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список используемой литературы…………………………………………………………..29
Показатели рентабельности
(доходности) являются общеэкономическими.
Они отражают конечный финансовый результат
и отражаются в бухгалтерском
балансе и отчетности о прибылях
и убытках, о реализации, о доходе
и рентабельности. Рентабельность можно
рассматривать как результат
воздействия технико-
Рентабельность является
результатом производственного
процесса, она формируется под
влиянием факторов, связанных с повышением
эффективности оборотных
2. Использование в процессе анализа финансовой отчетности факторного анализа
1. Отбор факторов определяющих
исследуемые результативные
2. Классификация и
3. Определение формы зависимости
между факторами и
4. Моделирование взаимосвязей
между факторами и
5. Расчет влияния факторов
и оценка роли каждого из
них в изменении
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
Отбор факторов для анализа
того или иного показателя осуществляется
на основе теоретических и практических
знаний в конкретной отрасли. При
этом обычно исходят из принципа: чем
больший комплекс факторов исследуется,
тем точнее будут результаты анализа.
Вместе с тем необходимо иметь
в виду, что если этот комплекс факторов
рассматривается как
Важным методологическим
вопросом в факторном анализе
является определение формы зависимости
между факторами и
Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.
Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
Стохастическое моделирование
является в определенной степени
дополнением и углублением
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо также различать ста
И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:
Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1
Факторный анализ рентабельности
отдельных видов продукции
Табл. 3.1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции |
Средняя цена реализации |
Себестомость |
Рентабельность, % |
Отклонение от плана, % | ||||||
плановая |
условная |
фактичская |
общее |
за счет | ||||||
цены |
себестоимости | |||||||||
план |
факт |
план |
факт | |||||||
A |
||||||||||
B |
||||||||||
И т.д. |
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):
Табл. 3.2 Расчет влияния факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности
Фактор |
Изменение цены, руб. |
Изменение рентабельности, % |
Качество продукции |
||
Рынки сбыта продукции |
||
Изменение цен в связи с инфляцией |
||
Итого |
Далее необходимо установить,
за счет каких факторов изменялась
себестоимость единицы
Примерно также производится
факторный анализ рентабельности продаж.
Детерминированная факторная
Rп = Пп / В, где
Rп – рентабельность продаж;
Пп – прибыль с продаж.
Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки.
Уровень рентабельности продаж
отдельных видов продукции
Rп = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности используют следующие исходные данные (таблица 3.3):
Табл. 3.3 Исходные данные.
Факторы |
План |
Факт |
Прибыль от реализации, руб. |
||
Внереализационные финансовые результаты, руб. |
||
Сумма балансовой прибыли, руб. |
||
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб. |
||
Выручка от реализации продукции, руб. |
||
Коэффициент оборачиваемости капитала |
При углубленном анализе
необходимо изучить влияние факторов
второго уровня, от которых зависит
изменение среднереализационных цен,
себестоимости продукции и
Для анализа рентабельности
производственного капитала, определяемой
как отношение балансовой прибыли
к среднегодовой стоимости
P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N), где
P – прибыль балансовая;
F – средняя стоимость основных фондов;
E – средние остатки
материальных оборотных
N – выручка от реализации продукции;
P/N – рентабельность продаж;
F/N + E/N – капиталоемкость
продукции (обратный
S/N – затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N – соответственно
зарплатоемкость,
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.
В нашей стране при анализе прибыли обычно используют следующую модель:
П = К (Ц – С),
Где П – сумма прибыли;
К – количество (масса) реализованной продукции;
Ц – цена реализации;
С – себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и рентабельности и прогнозирования их величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) –
это прибыль в сумме с
МД = П + Н
Отсюда
П = МД – Н
Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):
П = К х Дс – Н, где Дс = Ц – V,
П = К (Ц – V) – Н, где
V – переменные затраты на единицу продукции.
Аналогично производится и анализ рентабельности, который дает более точные результаты, т.к. учитывается взаимосвязь элементов объема продаж, издержек и прибыли.
Информация о работе Факторный анализ рентабельности организации ООО «Мастер лес»