Факторный анализ рентабельности организации ООО «Мастер лес»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
• дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
• рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть…………………………………………………………………………...4
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия……………………………...4
1.1.Определение рентабельности…………………………………………………………….4
1.2. Показатели рентабельности……………………………………………………………...5
1.3. Группы показателей рентабельности……………………………………………………6
2. Использование в процессе анализа финансовой отчетности факторного анализа…….11
2.1. Основные задачи факторного анализа………………………………………………….11
2.2.Типы факторного анализа………………………………………………………………..13
3.Методика факторного анализа показателей рентабельности организации…………….15
3.1.Методика факторного анализа в системе директ-костинг…………………………….19
4.Практическая часть…………………………………………………………………………20
4.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мастер лес»………20
4.2. Анализ рентабельности деятельности ООО «Мастер лес» …………………………...22
Заключение……………………………………………………………………………………28
Список используемой литературы…………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

КОНТР,РАБОТА СВИРИНА.docx

— 134.53 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно  рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит, как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических  факторов.

Рентабельность является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий.

 

2. Использование в процессе анализа финансовой отчетности факторного анализа

2.1. Основные задачи факторного  анализа

1. Отбор факторов определяющих  исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  комплексного и системного подхода  к исследованию их влияния  на результаты хозяйственной  деятельности.

3. Определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями.

4. Моделирование взаимосвязей  между факторами и результативными  показателями.

5. Расчет влияния факторов  и оценка роли каждого из  них в изменении результативного  показателя.

6. Работа с факторной  моделью. Методика факторного  анализа.

Отбор факторов для анализа  того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При  этом обычно исходят из принципа: чем  больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В  анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью  их систематизации, что является одним  из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе  является определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями: функциональная она или  стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический  и практический опыт, а также способы  сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок  исходной информации, графический и  др.

Моделирование экономических  показателей также представляет собой сложную проблему в факторном  анализе, решение которой требует  специальных знаний и навыков.

Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния  факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут  подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа - практическое использование  факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования  его величины при изменении ситуации.

2.2.Типы факторного анализа

В зависимости от типа факторной  модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный  и стохастический.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой  пропорции возможно и целесообразно  изменить для повышения эффективности  производства. Подробно детерминированный  факторный анализ мы рассмотрим в  отдельной главе.

Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.

Стохастическое моделирование  является в определенной степени  дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном  анализе эти модели используются по трем основным причинам:

  • необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
  • необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).

Кроме деления на детерминированный  и стохастический, различают следующие  типы факторного анализа:

    • прямой и обратный;
    • одноступенчатый и многоступенчатый;
    • статический и динамичный;
    • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, . При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

 

3.Методика факторного анализа показателей рентабельности организации

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:

Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci –  1

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется  на основе представленных данных. Форма  таких данных приведена в таблице 3.1.

Табл. 3.1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции

Вид продукции

Средняя цена реализации

Себестомость

Рентабельность, %

Отклонение от плана, %

плановая

условная

фактичская

общее

за счет

цены

себестоимости

план

факт

план

факт

A

                   

B

                   

И т.д.

                   

 

Необходимо также более  детально изучить причины изменения  среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):

 

Табл. 3.2 Расчет влияния факторов второго порядка на изменение  уровня рентабельности

Фактор

Изменение цены, руб.

Изменение рентабельности, %

Качество  продукции

   

Рынки сбыта  продукции

   

Изменение цен в связи с инфляцией

   

Итого

   

 

Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции  и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому  виду продукции, что позволяет более  точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные  резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в  целом по предприятию, имеет следующий  вид:

Rп = Пп / В, где

Rп – рентабельность  продаж;

Пп – прибыль с продаж.

Расчет влияния отдельных  факторов также производится методом  цепной подстановки.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит  от среднего уровня цены и себестоимости  изделия:

Rп = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного  капитала. Балансовая сумма прибыли  зависит от объема реализованной  продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов  от прочих видов деятельности, не связанных  с реализацией продукции и  услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала (KL) зависит  от объема продаж и коэффициента оборачиваемости  капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой  сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень  рентабельности, так как с его  изменением пропорционально увеличиваются  или уменьшаются сумма прибыли  и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности используют следующие исходные данные (таблица 3.3):

 

Табл. 3.3 Исходные данные.

Факторы

План

Факт

Прибыль от реализации, руб.

   

Внереализационные финансовые результаты, руб.

   

Сумма балансовой прибыли, руб.

   

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб.

   

Выручка от реализации продукции, руб.

   

Коэффициент оборачиваемости капитала

   

 

При углубленном анализе  необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит  изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных  результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли  к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных  фондов, можно использовать факторную  модель, предложенную М. И Бакановым  и А. Д. Шереметом:

 

P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N), где

P – прибыль балансовая;

F – средняя стоимость  основных фондов;

E – средние остатки  материальных оборотных средств;

N – выручка от реализации  продукции;

P/N – рентабельность продаж;

F/N + E/N – капиталоемкость  продукции (обратный показатель  коэффициенту оборачиваемости);

S/N – затраты на рубль  продукции;

U/N, M/N, A/N – соответственно  зарплатоемкость, материалоемкость  и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый  уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился  уровень рентабельности производственного  капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

3.1.Методика факторного анализа в системе директ-костинг

В нашей стране при анализе  прибыли обычно используют следующую  модель:

П = К (Ц – С),

Где П – сумма прибыли;

К – количество (масса) реализованной  продукции;

Ц – цена реализации;

С – себестоимость единицы  продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается  взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости.

В зарубежных странах для  обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и рентабельности и прогнозирования  их величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит  маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) –  это прибыль в сумме с постоянными  затратами предприятия (Н):

МД = П + Н

Отсюда

П = МД – Н

Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить  в виде количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):

П = К х Дс – Н, где Дс = Ц – V,

П = К (Ц – V) – Н, где

V – переменные затраты на единицу продукции.

Аналогично производится и анализ рентабельности, который  дает более точные результаты, т.к. учитывается  взаимосвязь элементов объема продаж, издержек и прибыли.

Информация о работе Факторный анализ рентабельности организации ООО «Мастер лес»