Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - исследование фандрайзинга организаций сферы культуры.
Цель обозначила задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
- рассмотреть теоретические аспекты фандрайзинга;
- определить роль фандрайзинга при формировании и функционировании организаций сферы культуры;
- обозначить перспективы развития фандрайзинга в России, в том числе в обозначенной сфере.

Содержание работы

Введение …...............................................................................................3
1. Функции и задачи фандрайзинга в сфере культуры ….................5
1.1 Сфера культуры …......................................................................5
1.2 Инструменты фандрайзинга в социально-культурной
сфере ….......................................................................................8
2. Роль фандрайзинга в финансовом обеспечении организаций
сферы культуры …..........................................................................15
2.1 Планирование фандрайзинговой деятельности …...............15
2.2 Финансирование культуры России …....................................18
Заключение ….........................................................................................22
Список литературы …............................................................................23

Файлы: 1 файл

с эк культ.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

    Отсюда можно сделать  вывод, для привлечения дополнительных  доходов организация должна быть  или стать полезной или престижной. Чтобы обеспечить это, необходимо  определить модель поведения  при выборе концепции позиционирования, то есть как вести себя, как поставить себя, чтобы притягивать деньги. И перед кем, в чьих глазах организация должна быть привлекательной.

    Решение о выделении  средств всегда принимают конкретные  люди. Сложность заключается в  том, что эти люди, принимающие  решения, совершенно объективно не имеют обязательств по выделению тех или денежных сумм. Нужно понимать, что доноры принимают решения только в случае понимания возможности реализации их интересов, которые имеют достаточно четкие границы.

     Работники культуры - не просители, они должны предлагать интересные другим проекты. В конечном счете, речь идет о социальном партнерстве.

    Поэтому фандрайзинг  программы, проекта или учреждения  культуры неотделимы от их  полномасштабных Public Relations, формирования  и продвижения их привлекательного имиджа. Это включает в себя не только разработку фирменного стиля, информационного, оформительского дизайна, интерьера, но, самое главное - формирование корпоративной культуры, стиля поведения персонала, включая технический персонал (билетеры, охранники, уборщицы и т.д.). Иногда "мелочь" в их поведении, в состоянии помещений способны свести на нет все усилия. Организация должна предстать в глазах общественности гостеприимной, надежной, ответственной, престижной, сопричастной властям и сильным мира организацией. В этом плане сфера культуры, пожалуй, обладает чрезвычайно выгодными возможностями: от занимаемых зданий до видов и жанров своей работы.

     В фандрайзинге эффективно  действует старое маркетинговое  правило: "не рассказывайте клиенту о своих семенах - расскажите ему лучше о его газоне, который он, может быть, и засеет вашими семенами". Поэтому необходимо исходить не столько из собственных интересов и проблем, сколько разъяснять донорам, чем и как данная организация сферы культуры сможет помочь в решении их проблем. Общность интересов - важнее разговоров о дружбе.

    Примером внедрения приобретенного  опыта в данной сфере может  служить создание Государственным  Эрмитажем нескольких так называемых  Клубов Друзей Эрмитажа: в Санкт-Петербурге, в Амстердаме, Нью-Йорке и Лас Вегасе. Принято, что именно создание подобных братских некоммерческих организаций (клубов друзей или фондов поддержки и развития) наилучшим образом решает проблему счетов. По уставу их средства могут расходоваться только на деятельность соответствующей организации или учреждения культуры, а последнее получает свободу финансового маневра.4

   Прежде всего, необходим  счет, на котором будут аккумулироваться  средства. В случае разовой фандрайзинговой  кампании это может быть счет уже существующей организации - кампания сбора средств под практически любой проект может быть реализована фактически различными структурами. В случае систематически осуществляемого фандрайзинга, или масштабного длительного проекта, создаются специальные некоммерческие организации - классическим примером таких фирм являются упоминавшиеся фонды.

   Счет, однако, является чисто  техническим условием осуществления  фандрайзинга. В начале и в  течение всей фандрайзинговой  кампании у потенциальных доноров часто возникает вполне естественное желание ознакомится с уставом организации, осуществляющей фандрайзинг, на счет которой будут перечислены средства. Поэтому организаторы фандрайзинговой кампании должны быть готовы к такой ситуации и запастись необходимым количеством экземпляров собственного устава, оформленных адекватным образом для того, чтобы их можно было демонстрировать партнерам и донорам.

    Многое в конечном  успехе дела зависит не только  и не столько от учредительных  документов, сколько от известности и репутации организаторов фандрайзинга. Поскольку зачастую речь идет о сборе средств в поддержку проектов и программ социально-культурно значимых, постольку для потенциальных доноров важно иметь гарантии того, что проект, предлагаемый их вниманию действительно социально значим, в его реализации принимают известные авторитетные люди и организации. Очень часто знакомство с потенциальным донором начинается с ознакомления его с составом учредителей, правления, комитета поддержки и т.п., включая рекомендательные материалы (письма, curriculum vitae организаторов и т.п., поэтому еще на стадии учреждения некоммерческой организации, организационного комитета очень важно привлечь в их состав известных лиц с приличной общественной репутацией, что важно не только в пассивной форме (простого декларирования их участия), но и в активной стадии фандрайзинга.

   Фандрайзинг - действительно  очень трудоемкая рутинная работа, требующая многих контактов, бесед, не все из которых оказываются  результативными. Поэтому, наконец, организационное обеспечение фандрайзинга предполагает квалифицированное и компетентное кадровое обеспечение: руководство планирования и проведения кампании, подготовку исполнителей - как штатных, так и добровольцев (волонтеров, общественников).

     В последнее время  для проведения фандрайзинговой  кампании все чаще привлекаются  специальные профессионалы или  даже организации (некоммерческие  общественные организации, фонды) на  договорной основе.

     Техническое обеспечение  включает в себя оборудование приемного офиса, в котором можно было бы осуществлять необходимые контакты, а также необходимую оргтехнику - слишком многое в успехе дела зависит от оформления и внешнего вида документов и информационных материалов, оперативной связи. Поэтому в фандрайзинговой кампании (а значит, собственно и всей деятельности некоммерческой организации) наличие компьютера, приличного принтера, минимум двух телефонных номеров ("на вход" и "на выход"), факса, и прочей оргтехники должно приниматься за необходимую техническую основу.

     Особенно следует  подчеркнуть роль компьютера  и сети итернет, наличие которых - без преувеличения - можно назвать  главным техническим условием  осуществления фандрайзинга. Только  на базе современного персонального  компьютера можно обеспечить единое обеспечение следующих важнейших разнородных технологических условий и задач фандрайзинга.

 

 

  1. Роль фандрайзинга в финансовом обеспечении организаций сферы культуры
    1. Планирование фандрайзинговой деятельности

   Планирование фандрайзинга организации должно опираться на общую стратегию развития данной фирмы. Это может быть общая маркетинговая стратегия, но может быть и специальная стратегия фандрейзинга.

  В качестве эффективно применяемого  способа планирования можно привести "Модель стратегии работы со спонсорами", разработанная в Пермском театре оперы и балета. Она включает в себя следующие позиции:

1. Разработка стратегии работы  со спонсорами;

  1.1 Разработка Титульного списка  мероприятий, требующих внебюджетного  финансирования;

  1.2 Разработка и реализация функционирования Книги меценатов;

1.3 Создание и утверждение графика  переговоров с потенциальными  спонсорами;

  1.4 Принятие решения о работе  с Фондами;

  1.5 Подготовка предложений в  ЗС области о налоговых льготах  меценатам;

1.6 Разработка программы контактов со спонсорами. (Юбилеи, Дни рождения руководителей, и т.п.);

1.7 Создание системы "меценатских  спектаклей" с дорогими билетами, встречами с артистами и т. д.;

  Для этого необходимо осуществлять  планомерную работу в области фандрайзинга:

2. Контакты с меценатами;

   2.1 Переговоры со спонсорами;

   2.2 Работа с депутатами  по плану;

   2.3 Постановка и проведение  выездных поздравлений;

   2.4 Постановка и проведение  эксклюзив - спектаклей.5

  Общие этапы проведения фандрейзинга могут быть представлены в следующей таблице:

Таблица Содержание этапов планирования фандрайзинговой деятельности

Этапы фандрейзинга

Составляющие этапа

 

1.Планирование

а) разработка содержательной программы привлечения средств;

б) определение расходов организации культуры на предстоящий период;

- Выбор видов фандрайзинга.

 

2. Реализация

а) выбор методов проведения фандрайзинга;

б) установление ответственности за проведение фандрайзинга;

- Выделение средств на реализацию  фандрайзинга.

 

3. Контроль

а) осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга;

б) корректировка планов с учетом произошедших изменений.

 

4. Анализ

а) определение эффективности этапа планирования;

б) анализ эффективности этапа реализации;

- Оценка эффективности конечных  результатов.

 

     Планированию проведения  конкретной кампании фандрайзинга  должна предшествовать разработка  собственно содержательной программы  или проекта, под которые будут  привлекаться средства.

     Такую программу организаторы  фандрайзинга должны иметь на  руках за 4-6 месяцев до начала фандрайзинговой кампании. Это необходимо для тщательной подготовки кампании. Речь идет о подготовке всех необходимых информационных материалов (обращений, предложений, описаний проекта и т.д.), а также для оценки перспективности фандрайзинга, определения круга возможных доноров, баланса расходов и возможных поступлений.

     Оптимальный срок  для начала фандрайзинговой кампании - 6-9 месяцев до главного итогового  мероприятия проекта, под который  ищутся средства. Начинать их  искать за месяц до срока не принесет желаемого результата. Средства под большие масштабные проекты надо начинать искать за год или большие промежутки времени. Определение круга доноров, который совпадает с рассмотренными ранее источниками финансирования учреждений культуры. Отличие заключается лишь в том, что при планировании фандрайзинга эти источники должны быть представлены в виде перечня юридических и физических лиц - адресатов запросов на поддержку.

   Таким образом, стоит отметить, что организация франдрайзинговой деятельности в сфере культуры играет основополагающие значение, но при этом руководству организации необходимо осознавать предпочтительность частичной или полной передачи полномочий по осуществлению данной деятельности в целях экономии собственных сил, времени, необходимых для выполнения творческих задач и функций организации.6

 

    1. Финансирование культуры России

   Рассмотрим особенности  привлечения альтернативных средств  в культурную сферу в Европе  на примере различных стран. Каждая  из них пошла «своим путем», но помимо существенных различий есть и сходства. Главнейшим из них является существенное увеличение количества благотворительных организаций в большинстве Европейских стран. Это можно проиллюстрировать, используя данные Центра мировой благотворительности.

· В Италии, начиная с 1990 года, количество благотворительных фондов увеличилось на 133%;

· В Германии всего лишь за 10 лет, с 1994 по 2004 год, появилось 6500 новых фондов;

       От основных  игроков ЕС не отстают и  менее крупные страны.

· Только с 2000 по 2005 год в Ирландии количество независимых фондов более, чем утроилось (!) с 30 до 107;

· За последние 10 лет в Польше было основано 20 новых фондов.

     Итак, как мы видим, количество благотворительных организаций  в Европе активно увеличивается, что свидетельствует о возрастающем внимании правительств Еврозоны к культурной и социальной сфере.

   Несмотря на то, что в  последние годы в Европе мы  наблюдаем активизацию привлечения  альтернативных источников финансирования  в культурную сферу, что выражается в увеличении количества благотворительных фондов, повышенному вниманию правительства к данной проблеме, соответствующему изменению законодательства – родиной фандрайзинга являются все же Соединенные Штаты Америки.

  Одновременно с его становлением в США шла разработка и соответствующего законодательного обеспечения. Поскольку Конгресс было заинтересовано в привлечении финансовых средств в культурную сферу, то с этой целью жертвователям были предоставлены существенные налоговые послабления. С другой стороны, законодатели позаботились и о многоуровневой системе контроля, чтобы не позволить организациям под прикрытием благотворительности заниматься прибыльным бизнесом (что многократно происходило в сфере российской благотворительности девяностых годов прошлого века).

Информация о работе Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений культуры