Финансовые риски на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работу является рассмотрение особенностей финансовых рисков и управление ими на предприятии.
Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- Изучение литературы по данной теме.
- Рассмотрение финансовых рисков понять их сущность и значение.
- Охарактеризовать основные методы управления финансовых рисков на предприятии.

Файлы: 1 файл

Глава 1 Сущность и значение финансовых рисков в деятельности коммерческих организаций (Автосохраненный).docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

Когда страхование  используют как услугу кредитного рынка, то это обязывает финансового  менеджера определить приемлемое для  него соотношение между страховой  премией и страховой суммой. Хозяйствующие  субъекты и граждане для страховой  защиты своих имущественных интересов  могут создавать общества взаимного  страхования.

Распределение риска осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных  документов. Как правило, ответственность  за конкретный риск возлагают на ту сторону, по чьей вине или в зоне, чьей ответственности может произойти событие, могущее вызвать потери. Естественно, каждая из сторон при этом свои потери минимизирует.

Крупные фирмы  обычно прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипному  риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает  убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой  фирмой.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается  в оперативном преодолении временных  затруднений финансово-коммерческой деятельности. [17]

5. Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется  в банковской, биржевой и коммерческой  практике.

В отечественной  литературе термин «хеджирование» применяется  в широком смысле как страхование  рисков от неблагоприятных изменений  цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов. Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной или компенсирующей позиции. Подобная <двойная гарантия>, как от прибылей, так и от убытков, отличает совершенное хеджирование от классического страхования.[10.c.29]

 

2.2. Разработка антирисковой стратегии.

Риски воздействуют на различные стороны работы предприятия  и, как правило, воздействие это  носит негативный характер. Особенно вредно присутствие и влияние фактора риска на предприятие, уже находящегося в кризисе. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управления рисками, то есть разрабатывать и внедрять экономически целесообразные для предприятия рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском.[8.c.54]

 

 Любое  предприятие, заинтересованное в  снижении возможных потерь, связанных  с экономическим риском, должно  решить для себя несколько  проблем:

- оценить  возможные убытки, связанные с  экономическими рисками;

- принять  решение о том, оставляет ли  она у себя определенные риски,  т. е. несет ли всю ответственность  по ним сама, отказывается от  них или передает часть или  всю ответственность по ним  другим субъектам;

- по тем  рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу  управления ими, основной целью  которой является снижение возможных  потерь.

 Решение  этих задач возможно на основе  разработки специальной программы  целевых мероприятий по управлению  риском (далее в тексте - ПЦМ) на  уровне предприятия. Разработка  подобной программы на уровне  предприятия должна обеспечивать  такое управление рисками, при  котором основным элементам структуры  и деятельности фирмы гарантируются  высокая устойчивость и защищенность  от внутренних и внешних экономических  рисков.

Разработка  ПЦМ должна включать две стадии –  предварительную и основную. На предварительной  стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять  решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы. Иными словами, цель этой стадии - изучение всей необходимой  для составления ПЦМ информации.

Основная  стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой  будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.

Антирисковый  менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для  этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена  в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с  предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.

Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных  процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.

Приступим к  изучению первого, предварительного, этапа  разработки ПЦМ и рассмотрим здесь  следующие теоретические проблемы, связанные с этим этапом: цели, задачи и принципы управления рисками, риски, учитываемые в программе и  процедуры управления рисками.

 Целью  разработки любой ПЦМ является  обеспечение успешного функционирования  предприятия в условиях риска.  Эта цель может быть достигнута  за счет решения следующих  основных задач:

- выявления  возможных экономических рисков;

- снижения  финансовых потерь, связанных с  экономическими рисками.

Эта главная  цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим  риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением  существующего риска, предотвращением  возможного риска, непосредственным предотвращением  возможного ущерба, опосредованным предотвращением  возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже  возникшего ущерба.

 При анализе  такой программы должны быть  уточнены перечень, а также содержание  целей и задач пересмотра ПЦМ. Реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ.[13. c.33]

 

2.3. Практика оценки и управления рисками.

Развитие  науки управления рисками в значительной степени рассматривается с позиции  рисков финансовых институтов в условиях относительно стабильной экономической  конъюнктуры. Необходимость рассмотрения рисков производственных предприятий  в нестабильных политических, экономических  и социальных условиях требует корректировки  существующих принципов управления рисками и дополнительного обоснования  эффективности используемых методов анализа рисков [14].

Одной из основных причин неэффективного управления рисками  является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов  управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в  области методологии управления рисками с учетом требований современной  экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

- решение,  связанное с риском, должно быть  экономически грамотным и не  должно оказывать негативного  воздействия на результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия; 

- управление  рисками должно осуществляться  в рамках корпоративной стратегии  организации; 

- управлении  рисками принимаемые решения  должны базироваться на необходимом  объеме достоверной информации;

- при управлении  рисками принимаемые решения  должны учитывать объективные  характеристики среды, в которой  предприятие осуществляет свою  деятельность;

- управление  рисками должно носить системный  характер;

- управление  рисками должно предполагать  текущий анализ эффективности  принятых решений и оперативную  корректуру набора используемых  принципов и методов управления  рисками. 

 Сущность  каждого этапа управления рисками  предполагает применение различных  методов.

 Весь  процесс управления рисками можно  отобразить следующим образом:

1. Постановка целей управления рисками;

2. Анализ риска;

3. Качественный анализ;

4. Количественный анализ;

5. Выбор методов воздействия на риск;

6. Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.

Этап постановки целей управления рисками характеризуется  использованием методов анализа  и прогнозирования экономической  конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в  рамках стратегии и текущих планов его развития. [15]

 На этапе  анализа риска используются методы  качественного и количественного  анализа: методы сбора имеющейся  и новой информации, моделирования  деятельности предприятия, статистические  и вероятностные методы и т.  п.

 На третьем  этапе производится сопоставление  эффективности различных методов  воздействия на риск: избежание риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

 На завершающем  этапе управления рисками выбранных  методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно  стать новое знание о риске,  позволяющее, при необходимости,  откорректировать ранее поставленные  цели управления риском.

 Таким  образом, на каждом из этапов  используются свои методы управления  рисками. Результаты каждого этапа  становятся исходными данными  для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.

 Задачей  качественного анализа риска  является выявление источников  и причин риска, этапов и  работ, при выполнении которых  возникает риск, то есть:

- определение  потенциальных зон риска; 

- выявление  рисков, сопутствующих деятельности  предприятия; 

- прогнозирование  практических выгод и возможных  негативных последствий проявления  выявленных рисков.

Итоговые  результаты качественного анализа  риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного  анализа.

На этапе  количественного анализа риска  вычисляются числовые значения вероятности  наступления рисковых событий и  объема вызванного ими ущерба или  выгоды.

 Рассматривая  всю совокупность методов количественного  анализа рисков, можно сказать,  что применение конкретного метода  зависит от множества факторов:

- для каждого  типа анализируемого риска существуют  свои методы анализа и конкретные  особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных  рисков, связанных с отказом оборудования  наибольшее распространение получили  методы построения деревьев;

- для анализа  рисков существенную роль играет  объем и качество исходных  данных. Так, если имеется значительная  база данных по динамике РОФ,  возможно применение методов  имитационного моделирования и  нейронных сетей. В противном  случае вероятнее всего применение  экспертных методов или методов  нечеткой логики;

- при анализе  рисков принципиально важно учитывать  динамику показателей, влияющих  на уровень риска. В случае  анализа рисков на рынках в  состоянии шока ряд методов  попросту неприменим;

- при выборе  методов анализа следует принимать  во внимание не только глубину  расчетных данных, но и горизонт  прогнозирования показателей, влияющих  на уровень риска; 

Информация о работе Финансовые риски на предприятии