Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работу является рассмотрение особенностей финансовых рисков и управление ими на предприятии.
Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- Изучение литературы по данной теме.
- Рассмотрение финансовых рисков понять их сущность и значение.
- Охарактеризовать основные методы управления финансовых рисков на предприятии.
Когда страхование используют как услугу кредитного рынка, то это обязывает финансового менеджера определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования.
Распределение риска осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Как правило, ответственность за конкретный риск возлагают на ту сторону, по чьей вине или в зоне, чьей ответственности может произойти событие, могущее вызвать потери. Естественно, каждая из сторон при этом свои потери минимизирует.
Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой.
Самострахование
означает, что предприниматель
5. Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике.
В отечественной литературе термин «хеджирование» применяется в широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов. Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной или компенсирующей позиции. Подобная <двойная гарантия>, как от прибылей, так и от убытков, отличает совершенное хеджирование от классического страхования.[10.c.29]
2.2. Разработка антирисковой стратегии.
Риски воздействуют на различные стороны работы предприятия и, как правило, воздействие это носит негативный характер. Особенно вредно присутствие и влияние фактора риска на предприятие, уже находящегося в кризисе. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управления рисками, то есть разрабатывать и внедрять экономически целесообразные для предприятия рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском.[8.c.54]
Любое
предприятие, заинтересованное
- оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;
- принять
решение о том, оставляет ли
она у себя определенные риски,
- по тем
рискам или той части рисков,
которые она оставляет у себя,
фирма должна разработать
Решение
этих задач возможно на основе
разработки специальной
Разработка
ПЦМ должна включать две стадии –
предварительную и основную. На предварительной
стадии антирисковый менеджер должен
знакомиться с той справочной
и текущей конкретной информацией,
которая позволит ему принять
решения, предшествующие основной стадии
разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной
разработке программы. Иными словами,
цель этой стадии - изучение всей необходимой
для составления ПЦМ
Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.
Антирисковый менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.
Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.
Приступим к
изучению первого, предварительного, этапа
разработки ПЦМ и рассмотрим здесь
следующие теоретические
Целью
разработки любой ПЦМ является
обеспечение успешного
- выявления
возможных экономических
- снижения финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.
Эта главная цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.
При анализе такой программы должны быть уточнены перечень, а также содержание целей и задач пересмотра ПЦМ. Реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ.[13. c.33]
2.3. Практика оценки и управления рисками.
Развитие
науки управления рисками в значительной
степени рассматривается с
Одной из основных
причин неэффективного управления рисками
является отсутствие ясных и четких
методологических основ этого процесса.
Анализ приводимых в литературе принципов
управления рисками показывает их разрозненность,
а отдельным попыткам их систематизации
присуще множество спорных
- решение,
связанное с риском, должно быть
экономически грамотным и не
должно оказывать негативного
воздействия на результаты
- управление
рисками должно осуществляться
в рамках корпоративной
- управлении
рисками принимаемые решения
должны базироваться на
- при управлении
рисками принимаемые решения
должны учитывать объективные
характеристики среды, в
- управление
рисками должно носить
- управление
рисками должно предполагать
текущий анализ эффективности
принятых решений и
Сущность
каждого этапа управления
Весь
процесс управления рисками
1. Постановка целей управления рисками;
2. Анализ риска;
3. Качественный анализ;
4. Количественный анализ;
5. Выбор методов воздействия на риск;
6. Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.
Этап постановки
целей управления рисками характеризуется
использованием методов анализа
и прогнозирования
На этапе
анализа риска используются
На третьем
этапе производится
На завершающем
этапе управления рисками
Таким
образом, на каждом из этапов
используются свои методы
Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.
Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
- определение потенциальных зон риска;
- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
- прогнозирование
практических выгод и
Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.
На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.
Рассматривая
всю совокупность методов
- для каждого
типа анализируемого риска
- для анализа
рисков существенную роль
- при анализе
рисков принципиально важно
- при выборе
методов анализа следует