Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма финансового лизинга и его использование в зарубежной и отечественной практике.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность финансового лизинга, его особенности;
рассмотреть развитие и использование лизинга в зарубежных странах;
особенности развития лизинга в России.
Введение 3
Финансовый лизинг как вид финансово-инвестиционной деятельности, его особенности 5
Мировая практика применения финансового лизинга 13
Особенности использования лизинга в России 18
Заключение 23
Список использованных источников 25
Важным преимуществом лизинга по сравнению с кредитом является:
Финансирование инвестиционных проектов, которые предусматривают приобретение оборудования, зданий, сооружений, осуществляется разными способами. Приобретая имущество за счет собственных источников, предприятие отвлекает значительную часть своих средств и ограничивает тем самым свои производственный потенциал. При использовании кредитных ресурсов, рассроченной покупки и лизинга платежи растягиваются во времени, а будущие деньги сегодня стоят намного меньше. К основным достоинствам лизинга можно отнести:
Важным преимуществом лизинга является сохранение права собственности лизингодателя на передаваемое имущество до срока действия договора.
Наряду с явными преимуществами лизинговым схемам присущи следующие недостатки:
Мировой опыт показывает, что в лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. В мире имеет место ярко выраженная тенденция к увеличению количества стран, использующих лизинговую форму привлечения капитала. Наряду с этим протекают процессы активного расширения национальных рынков лизинга. Он занимает заметное место среди финансовых инструментов, а как источник финансовых средств для мелких и средних компаний он уступает лишь публичному предложению ценных бумаг.
Лизинг представляет собой достаточно гибкий процесс, модифицирующихся под воздействием объективных экзогенных факторов. В 70-е годы на мировом рынке машин и оборудования лизинг получил стремительное развитие. Одними из основных факторов, способствовавших этому: научно-технический прогресс и государственно-правовое регулирование.
Основные формы проявления НТП, которые имели решающее значение для развития рынка лизинговых операций 70-80-х:
С полным основанием можно считать основоположником современного лизинга США, которые первыми среди экономически развитых стран стали использовать лизинг в качестве средства сбыта оборудования и финансирования инвестиционных проектов. В США лизинг появился еще в 50-е годы. К середине 70-х годов структура основного капитала США перестала соответствовать новым условиям развития и назрела объективная необходимость провести ускоренное обновление оборудования. Для решения данной задачи был использован относительно новый финансовый инструмент—лизинг. В период с 1972 по 1980гг. среднегодовые темпы прироста лизингового рынка США составили 15%. В абсолютном измерении стоимость основных фондов финансируемых за счет лизинга возросла в 3 раза, достигнув 150 млрд. долларов в 1980 году по сравнению с 49 млрд. долларов в 1972 году [16, с.74]. Причины стремительного развития лизинга также связаны с установлением финансовых, фискальных и прочих льгот, изменением амортизационного законодательства. Так в американской экономике одним из существенных государственных стимулов для развития промышленности в целом, так и рынка лизинговых операций была инвестиционная скидка, предоставляющая собой снижение налоговых платежей в случае реинвестирования прибыли компаний в оборудование и некоторые другие активы. Другим механизмом влияния на инвестиционную политику заключался в установлении льготных норм амортизации, а именно в законодательстве устанавливаются высокие нормы амортизации. Инвестиционный налоговый кредит был отменен в 1986 году. Что касается ускоренной амортизации, то она до сих пор остается популярной для экономики США. В 2000-х годах ввели сначала тридцати процентную амортизационную премию, а затем и пятидесяти процентную, но с ограничением по сумме, в пределах которой можно такую премию использовать. В сентябре 2009 года президент Обама предложил изменить существующую налоговую программу по пятидесяти процентному немедленному списанию (амортизации) приобретенных основных средств и предложил сто процентное списание в первый же год. Тут же последовали соответствующие изменения в налоговый кодекc (ст. 179 IRS), позволяющие в 2010 году произвести сто процентное списание стоимости купленного или полученного в лизинг оборудования. Однако сумма такого списания не может превышать 500тыс. долларов США при общей сумме приобретенного оборудования до 2 млн. долларов США. Если такое превышение имеет место, то можно одновременно списать 50% стоимости оборудования, а затем использовать обычную амортизацию. По подсчетам правительства это приведет к 200млрд долларам экономии на налогах для бизнеса в 2011 [14, с.34].
Широко используется лизинг и в странах Европы. В Великобритании лизинг получил развитие также в 70-х годах после введения налоговых льгот, которые позволяли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Налоговая льгота возмещалась через налоги и лизинговые платежи, но тем не менее, представляла собой беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества. В 1986 году налог будет снижен с 52% до 35%, а 100-процентная льгота первого года будет заменена 25-процентной регрессивной льготой. Так как корпорационный налог сокращался постепенно, изменения не сразу сказывались на развитии лизинга [16, с.75]. В 1980-х гг. общей тенденцией лизинга в европейских странах было значительное увеличение объема лизинговых операций, а в начале 90-х отмечался период некоторого падение объемов лизинга, что во многом было связано с общим экономическим кризисом в Европе. И только в 1995г. удалось достичь уровня 1990 г. с последующим увеличением объема лизинга вплоть до настоящего времени. Европейский подход к ускоренной амортизации отличается некоторым своеобразием применительно к каждой стране и варьируется от отмены ускоренной амортизации вообще до абсолютно либерального подхода, когда коэффициент ускоренной амортизации определяется самими сторонами договора лизинга в зависимости от срока финансирования.
Финансовый кризис 2008-2009гг. явно привел к обращению к ускоренной амортизации как к методу стимулирования экономического роста. В ряде стран появились специальные краткосрочные программы на 2009-2011 годы, предусматривающие повышение норм списания по отдельным видам оборудования. Например, в Германии введено двадцати процентное списание по движимому имуществу на период 2009-2010 годы, а Нидерланды установили в 2010 году для вновь приобретенного или вновь изготовленного оборудования и машин амортизацию сроком в 2 года при условии, что такое оборудование и машины будут введены в эксплуатацию до 01 января 2012 года. При этом всякий раз вводя такие льготы, правительства соответствующих стран подсчитывают, сколько бюджет не получит налогов, и сознательно идут на это, рассчитывая в конечном итоге получить более мощный долгосрочный экономический эффект [14].
В Японии лизинг стал играть значительную роль в промышленности также в начале 70-х годов на этапе проведения интенсивной структурной перестройки. Первостепенное значение, придаваемое НТП в Японии, привело к созданию принципиально новой системы государственных приоритетов. В период с1970-1987 год, в период проведения политики государственных приоритетов, число лизинговых компаний в Японии возросло с 33 до 280 единиц. Приоритетность означала льготное налогообложение юридических и физических лиц, занимающихся научными исследованиями [16, с.74].
Тенденцией в развитии современного рынка лизинга—увеличение в структуре рынка лизинговых услуг доли развивающихся стран, в том числе Латинской Америки и Африки. Сегодня в этих странах имеет место ускоренное увеличение общего объема операций лизинга, особенно связанных с приобретением промышленного оборудования, транспортных средств и другие, в том числе с применением лизинговых схем. [9, с 50]
Это сказывается на общих объемах лизинговых операций в мире: общее количество лизинговых сделок растет и в настоящее время составляет около 500 млрд долл. Развитие лизингового рынка в мире связано не только с увеличением количества стран-участниц, интенсивным развитием производств и интеграцией, но и с расширением и объединением международного лизинга, с ростом возможностей обеспечивать необходимые для лизингового процесса ресурсы из иностранных источников.
В качестве одной из особенностей мирового лизингового рынка необходимо отметить, что использование лизинга в США традиционно находится на более высоком уровне, чем в Западной Европе, которая, в свою очередь, опережает страны СНГ как по масштабам так и по уровню развития [9, с.51].
Особенностью последних лет в развитии мирового лизингового бизнеса является его концентрация и консолидация на финансово–лизинговом рынке развитых стран. К примеру, только в Европе на 50 крупнейших лизинговых компаний в 2008 г. приходилось более 40% объемов рынка. В Германии 50% национального лизингового рынка контролировали 10 компаний, в Великобритании – 6, в Италии – 9, в других индустриальных европейских странах от 5 до 17 компаний превалировали на рынке подавляющим образом [14, с.36].
Уровень и глубина развития лизинга в конкретной стране во многом определяют макроэкономическая среда, и прежде всего состояние инвестиционного рынка (уровень банковского процента, системы налогообложения, темпы инфляции и другое), правовая среда, а также методы государственного регулирования, адекватность системы бухгалтерского учета [9, с.53].
Обобщая практику использования лизинга стран Западной Европы, США и Японии можно сделать следующие выводы:
Освоение лизинга
в нашей стране в качестве финансового
инвестиционного механизма
Российский лизинг является молодым экономическим механизмом: до начала 1990-х гг. условия для развития этого вида инвестиционной деятельности в нашей стране отсутствовали. Одной из первых была сделка по приобретению на условиях лизинга в 1990 г. «Аэрофлотом» западноевропейских аэробусов «А-310» [9, с.65].
Первые современные лизинговые технологии были использованы в России при активном участии банковского капитала. Так в начале 1990-х годов некоторые банки сформировали специализированные лизинговые компании, в частности Мосбизнесбанк—«Лизингбизнес», Промстройбанк в Санкт-Петербурге—«Балтлиз», Межрегиональный банк—«Меликон». В настоящее время практически во всех крупных и средних банках имеются лизинговые отделы и дочерние лизинговые компании. для поддержки отраслевой промышленности образованы отраслевые лизинговые компании: «Аэролизинг», «Лизингуголь», «Росстанкоинструмент», «Росагроснаб» [9, с.66].
К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.
Информация о работе Финансовый лизинг как вид финансово-инвестиционной деятельности, его особенности