Финансовый лизинг как вид финансово-инвестиционной деятельности, его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 03:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма финансового лизинга и его использование в зарубежной и отечественной практике.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность финансового лизинга, его особенности;
рассмотреть развитие и использование лизинга в зарубежных странах;
особенности развития лизинга в России.

Содержание работы

Введение 3
Финансовый лизинг как вид финансово-инвестиционной деятельности, его особенности 5
Мировая практика применения финансового лизинга 13
Особенности использования лизинга в России 18
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

курсовая по инвестициям финансовый лизинг готовый.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг").

С момента появления  лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении  числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. По данным Росстата общая стоимость  договоров финансового лизинга в 2003 году составила 30,1 млрд рублей, до 2008 стоимость договоров постоянно росла и составила 385, 9 млрд рублей, 2008 и 2009 год наблюдается снижение до 372,1 и 264,2 млрд рублей соответственно [20]. За 2010 общая стоимость договоров финансового лизинга по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 68,1% и составила 447,0 млрд рублей, из них на лизинг машин, оборудования, транспортных средств — 436,4 млрд рублей. В лизинговых компаниях, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, 71,3% от стоимости заключенных договоров приходится на лизинг транспортных средств, в малых предприятиях среди договоров финансового лизинга преобладают договоры на лизинг машин и оборудования (69,1%) [14].

Средний срок действия договоров финансового лизинга, заключенных в 2010 году, составляет четыре года. Основным источником финансирования организации-лизингодатели, как и в предыдущем году, называют кредиты российских банков. На их долю приходится 36,0% от стоимости заключенных договоров, 26,2% договоров финансируются за счет собственных средств лизинговых компаний, 5,8% — за счет иностранных кредитов. Финансирование лизинговой деятельности за счет бюджетных средств сократилось с 2,1% в 2009 году до 1,6% в 2010-м [21].

На российском рынке лизинговых услуг преимущественно осуществляют свою деятельность лизинговые компании, учрежденные отечественными банками, они составляют 55%. Также лизинговая деятельность осуществляется иностранными банками и инвестиционными фондами (10%), производителями (поставщиками) оборудования (20%); государственные лизинговые компании (5%);лизинговые компании, созданные в рамках финансово-промышленных групп (7%), а также частные лизинговые компании (3%).«Активность госбанков в лизинге связана с большим объемом свободных ресурсов и отсутствием качественных заемщиков. Лизинг, являясь нишей, где можно развивать кредитование с более высокой степенью риска при большей обеспеченности сделок, дал возможность этим участникам рынка сделать ставку на развитие кредитования именно через лизинг, так как в банковские стандарты и требования в кризис и после него попадает гораздо меньше заемщиков, чем ранее», – отмечает Иван Перелёшин, директор по развитию ГК «Альфа Лизинг»[21].

Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора, на наш взгляд, связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики. Так, например, с 19 июня 2009 г. Российский банк развития  реализует программу «Двухуровневая поддержка малых и средних предприятий с использованием механизмов лизинга». Она реализуется по двум направлениям: через банки-партнеры и через организации инфраструктуры поддержки (в числе которых лизинговые компании), предоставляющие имущество в лизинг, микрозаймы и финансирование под уступку денежных требований. К I квартал 2010 объем предоставленных российским лизинговым компаниям финансирования превысил 7,5 млрд. руб. [15, с.4].

Отраслевая  структура предметов лизинга  в России имеет широкую сегментацию: оборудование и машины для строительства, сельского хозяйства, торговли, производственно-технологическое оборудование, автотранспорт, компьютеры оргтехнику и другие сегменты (приложение 3).  В России лизинговые сделки чаще всего осуществляются с дорогостоящим оборудованием. Лизингодатели предпочитают работать в сектора, наиболее привлекательных с точки зрения инвестора. При этом наиболее динамично развиваются направления, связанные с лизингом высоколиквидного мобильного оборудования. По объемам заключенных сделок сегментом-лидером остается железнодорожная техника—39,1% в 2010, затем авиатехника (10,5%), грузовой и легковой автотранспорт (8,4 и 7,1 соответственно. Также можно отметить, что в 2010 положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка, а в 2009 году сокращение затронуло 33 сегмента рынка.

Рынок лизинга на территории России развивается неравномерно. Доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году возросла с 28,7 до 38,4%, также увеличилась доля Северо-Западного, Уральского, Южного и Северо- Кавказского федеральных округов, доля Санкт-Петербурга снизилась, а также Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (приложение 4) В одних регионах существуют преференции для стабильного существования лизинговых компании, в других необходимо бороться за выживание [21].

Можно выделить ряд проблем связанных с лизингом:

  1. остается не решенным комплекс проблем, связанных с налоговым законодательством, в частности, возмещения участникам лизинговой деятельность НДС;
  2. проблемами выступают рост просроченной дебиторской задолженности у лизинговых компаний, повышение процентных ставок по кредитам со стороны банков, что приводит к удорожанию лизинга для лизингополучателя;
  3. при совершении сделок у лизинговых компаний возникает ряд проблем с таможенными органами, со специальной процедурой перемещения товаров, предназначенных для лизинговых сделок через границу; а также с необходимостью постоянного изменения методики определения таможенной стоимости лизинговых объектов;
  4. ограниченность источников бюджетного финансирования лизингового процесса, которые еще более снизились в период финансового кризиса;
  5. недостаточное развитие системы общероссийских кредитных бюро и распространенности кредитных рейтингов при оценке платежеспособности лизингополучателей, которые позволяют снизить риски лизинговых компаний и сделать лизинг более доступным для потенциальных лизингополучателей [13, с.10];
  6. нехватка у лизинговых компаний квалифицированных специалистов;
  7. возможность отмены ускоренной амортизации.

Формирование российского рынка лизинговых услуг, функционирование которого позволяет обеспечить удовлетворение потребностей предприятий и организаций различных отраслей экономики, является одной из приоритетных задач социально-экономического развития России на современном этапе.

 

 

Заключение

 

Лизинг-это вид  инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

В первой главе  были рассмотрены предметы и субъекты лизинга, финансовый и оперативный виды лизинга, достоинства и недостатки лизинга, как способ финансирования инвестиционных проектов. При организации новых производств лизинг дает возможность сформировать необходимый парк оборудования без больших начальных инвестиций. Поэтому лизинговые операции пользуются популярностью у мелких и средних предприятий. Отличительной особенностью лизингового договора является то, что он содержит указания на инвестирование денежных средств в предмет лизинга и его передачу лизингополучателю.

По своему экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям. В процессе осуществления  лизинговой деятельности лизингодатель  несет затраты, связанные с приобретением  и передачей имущества лизингополучателю, а также расходы, обусловленные необходимостью создания условий для нормального использования имущества, переданного в лизинг.

Во второй главе  рассматривался мировой опыт применения лизинга на примере США, стран  Западной Европы и Японии. Выделяют следующие причины обуславливающие возникновение и распространение лизингового бизнеса в мировой экономике: научно-технический процесс и государственно-правовое регулирования (применение налоговых льгот и ускоренной амортизации). Развитие лизинга укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для развития стратегически важных отраслей.

В третьей главе  рассматривалось использование  лизинга в России. На основании  исследования можно сделать следующие  выводы:

  1. развитие лизинга в России как средства формирования прозрачного и эффективного механизма инвестиционной политики имеет большие потенциальные возможности. Не требуя от предприятий крупных единовременных затрат собственных средств лизинг вместе с тем гарантирует целенаправленное освоение финансовых ресурсов, что в конечном итоге позволит привлечь в промышленность полностью не использованные до настоящего времени возможности российского <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char"

Информация о работе Финансовый лизинг как вид финансово-инвестиционной деятельности, его особенности