Формирование и виды доходов коммерческих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы служит более глубокое изучение формирования и видов доходов коммерческих организаций (на примере ОАО «Царицыно»).
В соответствии с целью курсовой работы должны быть решены задачи:
1.Изучение теоретических основ формирования доходов организации;
2.Изучить и дать анализ доходам предприятия.

Файлы: 1 файл

1 .1. Формирование доходов.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Основной целью любого предприятия, конечно же, была и остается прибыль. Доходы организации представляют собой увеличение экономических выгод, которые проявляется либо в росте активов, либо в уменьшение обязательств, либо одновременно в том и другом. Проблема доходов и путей их повышения, наверное, всегда будет актуальной. От того, какие имеются в наличии доходы или источники их получения, зависит прибыль и эффективное развитие предприятия.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что по итогам исследования можно увидеть сложившуюся финансовую ситуацию на ОАО «Царицыно», дальнейшие перспективы его развития и пути улучшения экономического состояния.

Объектом исследования является хозяйственная деятельность ОАО «Царицыно» в части анализа доходов предприятия.

Предмет исследования – процесс формирования доходов предприятия.

Целью написания курсовой работы служит более глубокое изучение формирования и видов доходов коммерческих организаций (на примере ОАО «Царицыно»).

В соответствии с целью курсовой работы должны быть решены задачи:

1.Изучение теоретических  основ формирования доходов организации;

2.Изучить и дать анализ  доходам предприятия.

В процессе изучения и обработки материалов применялись стандартные методы экономического анализа.

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская отчетность предприятия за 2009– 2011 гг.:

    • форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках";
    • Устав.

 

 

 

1.Формирование доходов, их виды и распределение

 

1.1. Понятие доходов и классификация

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определенный период времени [3].

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

 Другими словами это конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется в виде прибыли или убытка, определяемого как разница между полученными доходами и произведенными расходами организации.

Для целей бухгалтерского учета понятие доходов и их классификация установлены Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (далее — ПБУ 9/99).

ПБУ 9/99 определяет понятие «доходы организации» и устанавливает перечень поступлений от других юридических и физических лиц, которые не признаются доходами организации [4].

В зависимости от характера получения доходов, условий их получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на две основные группы:

  • на доходы от обычных видов деятельности;
  • на прочие доходы.

В общем случае доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).

Если организация имеет предмет деятельности, отличный от продажи товаров, продукции, работ, услуг, например предоставление за плату во временное пользование своих активов в аренду, участие в уставных капиталах других организаций и др., то выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью.

В случае если предоставление за плату во временное пользование своих активов в аренду, участие в уставных капиталах других организаций и др. не является предметом деятельности организации, т.е. не относится к обычным видам деятельности, то доходы, получаемые от этой деятельности, относятся к прочим доходам [4].

Этим самым ПБУ 9/99 установило норму, согласно которой для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями в зависимости от характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий получения.

В состав прочих доходов включаются:

  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;
  • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;
  • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам)в случаях, когда это не является предметом деятельности организации;
  • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции и товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • курсовые разницы;
  • сумма дооценки активов.

Также отнесены к прочим доходам поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. д.), например стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов [4].

 

1.2.  Влияние факторов на величину прибыли

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико [10].

Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой (рис.1) .

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота. К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

Рис.1. Факторы, влияющие на изменение прибыли [10].

Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

1. Объем розничного товарооборота, При неизменной доли прибыли  в цене товара рост объема  продажи товаров позволяет получать  большую сумму прибыли.

2. Товарная структура  розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.

3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров  в торговую сеть способствует  увеличению товарооборота и снижению  текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.

4. Организация торгово-технологического  процесса продажи товаров. Для  получения прибыли необходимо  использовать прогрессивные методы  продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам  и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости [10].

5. Численность и состав  работников. Достаточная численность  при определенном уровне технической  вооруженности труда позволяет  в полной мере реализовать  программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

6. Формы и системы экономического  стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.

7. Производительность труда  работников предприятия, Рост производительности  труда при прочих равных условиях  влечет за собой увеличении  массы прибыли и повышение  рентабельности деятельности предприятия.

8. Фондовооруженность и  техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.

9. Состояние материально-технической  базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной  и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.

10. Развитие и состояние  торговой сети, ее территориальное расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети [10].

11. Моральный и физический  износ основных фондов. Этот фактор  является очень важным для  повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных  фондов, морально устаревшее оборудование  не позволяет рассчитывать на  увеличение прибыли в перспективе.

12. Фондоотдача. С повышением  фондоотдачи увеличивается розничный  товарооборот в расчете на 1 рубль  средств, вложенных в основные  фонды.

13. Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных  средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.

14. Применяемый порядок  ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит  сумма получаемой прибыли. Постоянный  рост доли прибыли в цене  товара может привести к обратному результату.

15. Организация работы  по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской  задолженности способствует ускорению  оборачиваемости оборотных средств, а следовательно – увеличению  прибыли.

16. Организация исковой  работ, работы с тарой. Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.

17. Осуществление режима  экономии. Позволяет относительно  снижать текущие затраты торговых  предприятий и увеличивать сумму  получаемой прибыли. Под режимом  экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

18. Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся  у потребителей мнение о потенциальных  возможностях предприятия. Высокая  деловая репутация позволяет  предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях внешней средой; покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности [10].

Каждому фактору, влияющему на доход предприятия, следует уделить особое внимание, так как каждый из них играет очень большую роль для экономического состояния фирмы.

 

1.3.  Распределение  доходов

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис.2.

Рис. 2. Основные направления распределения прибыли [6].

Информация о работе Формирование и виды доходов коммерческих предприятий