Формирование корпоративной социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Корпоративная социальная ответственность 5
1.1. Сущность КСО 5
1.2. Направления КСО 8
1.3. Социальная отчетность КСО 14
1.4. Преимущества реализации КСО 18
2.Социальный отчет ОАО "РЖД" 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

КСО.docx

— 48.32 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Корпоративная социальная  ответственность 5

1.1. Сущность КСО 5

1.2. Направления КСО 8

1.3. Социальная отчетность  КСО 14

1.4. Преимущества реализации  КСО 18

2.Социальный отчет ОАО "РЖД" 20

                                                                                                                                                  

Заключение 24

Список использованной литературы 27

 

Введение

Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда  в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого  развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются  практические и теоретические аспекты  социальной ответственности.

Актуальность исследования связана также с процессами глобализации, усиливающими влияние крупных компаний на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций и  в экономической независимости, и в социальной политике. Противостоять  такой тенденции можно только согласованными действиями, обеспечивающими  достижение таких показателей социальной ответственности, которые соответствуют  международным нормам и принципам  в области устойчивого развития.

Глобализация рынка, превращение  его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации  труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и  мотивации работников. Недостаток комплексных  научных разработок в области  современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной  власти и общества. В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических  целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности.

Социальная ответственность  проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и  принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной  информации о социальной результативности компании является оценка эффективности  управления нефинансовыми рисками, в том числе - социальными. Актуальна  разработка общих подходов к оценке эффективности управления при осуществлении  социально-ответственной политики. Оценка качества управления влияет на положение компании на финансовых рынках, поддержание бесконфликтного существования  общества, обеспечение устойчивого  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Корпоративная социальная  ответственность

1.1. Сущность КСО

Идеология корпоративной  социальной ответственности (КСО) возникла как ответ бизнеса на давление со стороны растущих левых настроений и профсоюзного движения в последней  трети XIX века. Возникшие тогда институты  гражданского общества потребовали  от предпринимателей предоставления социальных гарантий рабочим и обеспечения  охраны их труда, а упадок профессиональных объединений в середине XX века актуализировал для владельцев предприятий задачи сохранения лояльного отношения  и поддержания мотивации подчиненных, что вновь заставило их обратиться к КСО. Именно тогда это понятие  прочно вошло в теорию и практику корпоративного управления в США.

На первом этапе оно  в основном распространялось на вопросы  социального обеспечения собственного персонала, а также помощи местным  органам самоуправления на партнерской  и спонсорской основе. Уже тогда  многое здесь переплеталось с PR-функциями.

В начале 60-х практика взаимоотношений  между бизнесом и обществом начала трансформироваться в некую новую  форму социального контракта  или "набора писаных и неписаных  правил и положений о моделях  поведения различных элементов  общества", среди которых:

  1. приемлемые оплата и условия труда со стороны работодателей в "обмен" на обязанности и ответственность со стороны наемных работников;
  2. честная конкуренция и уважение чужих прав и обязанностей;
  3. соблюдение налогового законодательства, стандартов здравоохранения, техники безопасности, интересов потребителей, клиентов и т.д.

В 70-х широкое распространение  получает агентская концепция КСО, подразумевающая ответственность  компаний перед своими акционерами. Ее автор, известный экономист неоклассического направления Милтон Фридман, писал: "... существует только одна социальная ответственность бизнеса - использовать ресурсы и предпринимать действия, направленные на повышение своих прибылей, играя по правилам открытой и свободной конкуренции без обмана или подлога".

Другое определение КСО  звучит в так называемой теории участия, предлагающей целый спектр типов  ответственности бизнеса перед  различными группами общественности, тем или иным образом с ним  соприкасающимися: персонал компании, акционеры, потребители, правительственные  органы, профсоюзы, бизнес-ассоциации, поставщики и даже конкуренты.

Обе концепции нельзя назвать  совсем уж несовместимыми: сторонники теории участия рассматривают и  акционеров как одну из групп КСО.

Таким образом, КСО появилась  в результате глубинной трансформации  отношений частного предпринимательства  и общества: в постиндустриальной экономике последнее желает не просто приобретать "больше хороших товаров", но знать, какова их экологическая и  социальная цена.

Не последнюю роль сыграли  и вызовы глобализации, которые заставили  компании искать все более изощренные способы позиционирования в перенасыщенном информацией мире.

Не стоит преуменьшать значение личной заинтересованности бизнес-консультантов в новом рынке услуг проектирования, консультирования, оценки и валидирования социальной деятельности компаний и повышении собственной востребованности на нем.

Сегодня термин "корпоративная  социальная ответственность" настолько  популярен, что поиск по данной комбинации слов в англоязычной части Интернета выдает более миллиона ссылок. В документах Европейской комиссии можно найти следующее определение: "Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды". Ассоциация менеджеров России определяет это явление как "добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума".

 

1.2. Направления КСО

Чтобы лучше раскрыть термин КСО, следует разграничить ее направления, которым компания должна следовать  для своего благополучного существования  на рынке.

Аспект первый, или Клиент всегда прав

Одной из главных составляющих КСО является ответственность перед  потребителями и партнерами за качество изготовляемой продукции. В соответствии с этим производитель должен информировать  покупателя обо всех особенностях данного  товара, прибегать к помощи только честной рекламы, предоставлять  определенные гарантии и чутко реагировать  на все претензии и пожелания. Важными факторами (особенно для  развития третичной экономики, т.е. сферы услуг) также являются психологические  навыки и толерантность обслуживающего персонала.

Аспект второй. Рабочая  сила

Обеспечение благоприятных  и равных условий для труда, а  также перспективы для дальнейшего  карьерного роста - еще одна важная задача, которую должна ставить перед  собой любая организация.

Активная позиция предприятия  в отношении корпоративной социальной ответственности способна создать  ему хорошую репутацию и дать определенное преимущество в конкурентной борьбе. В особенности, если речь идет о персонале, в частности, если персонал - выпускники вузов (после 1991 г., когда  было отменено распределение после  окончания высших учебных заведений, перед молодыми специалистами открылись  двери многих компаний, и не только российских).

Отечественные предприятия, дабы выдержать натиск иностранных  фирм, предлагают большие возможности  для своих сотрудников: расширенный  социальный пакет, бесплатный проезд в  городском транспорте, возможность  пользоваться тренажерным залом или бассейном. Однако, согласитесь, «расширенный социальный пакет» и бесплатное питание в столовой не идут ни в какое сравнение с возможностью стажировки за границей. Как раз этот пункт и является основным препятствием для многих российских организаций, которые зачастую не в силах предоставить данную возможность. Западные же работодатели обычно не экономят на своем персонале. Широко распространена практика получения образовательных кредитов, обучения за счет работодателя, частных пенсионных вкладов.

Каждый работодатель также  должен обеспечивать надлежащие условия  труда. Часто соискатель оказывается  в шоке от обстановки, в которой  ему предстоит работать: ведь иногда помещения не приспособлены для  работы, а зачастую даже небезопасны.

КСО и общество

Это самый существенный аспект корпоративной ответственности, который  подразумевает содействие компаний в развитии социальных проектов и  защите окружающей среды.

Так как КСО является существенной составляющей развития гражданского сектора, ее вопросами активно занимается АСИ, которое обеспечивает информационную поддержку гражданских инициатив. Также уже упоминавшаяся компания ИР выработала направления своей деятельности в области КСО в России. Организация уже на протяжении многих лет разрабатывает образовательные программы как для школьников, студентов и преподавателей, так и для предпринимателей. Помимо выпуска учебно-методической литературы, обеспечения компьютерным оборудованием, компания участвует в открытии целых учебных центров по всему миру.

Велика доля вклада КСО  в область культуры. Многие организации  считают своим долгом оказывать  посильную помощь в сохранении культурных и исторических памятников России. Как ни странно, большинство из них - иностранные компании. Имея богатый опыт сотрудничества с музеями по всему миру, компания HP участвует в развитии российских музеев, обеспечивая им технологическую поддержку. К примеру, в 2007 году совместными усилиями организации и музея «Московский Кремль» был разработан инновационный проект «Электронный гид по Оружейной палате».

Еще один основной вид КСО - это защита окружающей среды. Многие компании внедряют новые разработки в производство, благодаря чему снижается  уровень токсичных отходов. Также  организации часто проводят различные  научные исследования. Лучше всего  рассмотреть эту ситуацию на примерах. Не так давно филиал компании «Кока-Кола Эйч-Би-Си Евразия» устроил семинары для учителей биологии, географии и экологии, где они познакомились с новыми образовательными программами для школьников в области экологического воспитания. Таким образом «Соса-соlа» вносит свой вклад в поддержание и сохранение окружающей среды. Отечественные предприятия также не остаются в стороне. В Саратовской области нефтяная компания «ТНК-BP Поволжье» с 2005 г. проводит конкурсы социальных проектов. Таким образом решаются многие социальные проблемы в этом регионе, в том числе и экологические.

И напоследок...

К сожалению, в России КСО  не имеет такой продолжительной  истории, как на Западе. О появлении  корпоративной этики в России можно говорить только начиная с 90-х гг. XX века, когда страна выбрала для себя новую стратегию развития.

В марте 2009 г. состоялась конференция, на которой представители разных стран (в том числе и России) обсудили второй этап создания международного документа ИСО 26000 по социальной ответственности. Окончательный вариант стандарта  вступил в силу в ноябре 2010 года. В документ вошли сведения о современном состоянии социальной ответственности, ее принципы и руководство по реализации в организациях. Остается надеяться, что такой важный во всех отношениях документ, закрепит замечательную практику КСО и в России.

После 2000 г. в Европе понятие  КСО ассоциируется с интеграцией  заботы о социальном и экологическом  развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой. Эта концепция реализуется в результате формирования и укрепления деловой репутации; проведения реструктуризации; рационального использования природных ресурсов; управления развитием персонала и обеспечения его здоровья, безопасности и охраны труда, а также соблюдения прав человека; взаимодействия с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем; социальных аспектов взаимодействия с поставщиками, покупателями и PR-обеспечения перечисленных направлений.

Информация о работе Формирование корпоративной социальной ответственности